18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Горючие головы"

Архивная публикация 2003 года: "Горючие головы"

В стране проблемы со спичками. Их выпускают слишком много. Выход один -- наращивать экспорт. Например, в Африку, где по непонятным причинам предпочитают добывать огонь при помощи деревянных изделий из далекой и холодной России.Если вы думаете, что рынок спичек в России -- нечто игрушечное, то ошибаетесь. Во-первых, это годовое производство на сумму в $56 млн. Во-вторых, спичечники подходят к своему делу не менее серьезно, чем, к примеру, ОПЕК. Они регулярно (раз в квартал, в Москве) собираются и устанавливают квоту выпуска продукции для каждой из 9 российских фабрик -- ровно с той же целью, что и ОПЕКовцы: для поддержания цен на приемлемом уровне.
Заместитель директора Череповецкой спичечной фабрики "ФЭСКО" Олег Белов объясняет столь ответственный подход к ситуации на рынке так: "После кризиса появился большой простор для деятельности. И наши фабрики настолько увеличили производство, что дело в 2001 году дошло до кризиса перепроизводства". Положение спас экспорт -- в прошлом году наша страна, по данным пресс-службы ГТК, вывезла спичек на $12,7 млн. (в основном в страны СНГ, а также в Прибалтику, Болгарию и даже Африку).
Однако большая -- 77% -- часть спичек идет на внутренний рынок. В советские времена на душу населения приходилось 76 коробков спичек в год. Сейчас же среднестатистический россиянин сжигает около 27--35 коробков в год. Для того чтобы удовлетворить пироманские запросы наших соотечественников, российские фабрики выпустили за прошлый год 6,7 млн. ящиков спичек (в одном ящике 50 тыс. спичек) -- это на 13% меньше, чем два года назад. По оценке экспертов отрасли, в году нынешнем ожидается стабилизация производства.
Самые предсказуемые покупатели спичек те, у кого дома стоит газовая плита. На долю этих мирных граждан, как утверждают эксперты отрасли, приходится 85% продаж.
Оставшиеся 15% -- это курильщики. И вот с ними-то у спичечников в последнее время проблемы. Главный специалист холдинга компаний "Научлеспром" Юрий Сергачев считает, что прикуривают у нас все охотнее от зажигалок -- лишь треть курильщиков остается верна спичкам. Похоже, пропорция спичко- и зажигалкопоклонников будет и дальше меняться не в пользу первых. По оценке ГТК, только в 2002 году в Россию ввезено более 200 млн. зажигалок -- это на 30% больше, чем в году 2001.
Увеличить производство спичечники могли бы за счет все растущего спроса на продукцию класса люкс, которую охотно закупают увеселительные заведения, рестораны, отели и т.д. для размещения на коробках своего логотипа. Однако отечественные спичечные короли предпочитают штамповать рядовую продукцию.
По мнению коммерческого директора ЗАО "Плитспичпром" Игоря Кичайкина, производство спичек класса люкс попросту невыгодно для крупных предприятий. Поэтому владельцы клубов, ресторанов и прочих "злачных" мест вынуждены использовать для размещения рекламы иностранные спички. Правда, доля импорта на рынке спичек очень невелика -- по данным ГТК РФ, в 2002 году в нашу страну было ввезено около 10 тыс. ящиков (или около 0,15% от внутреннего производства в 2002 году) на сумму в $117 тыс.

Производство спичек в РФ (тыс. ящиков)*

В стране проблемы со спичками. Их выпускают слишком много. Выход один -- наращивать экспорт. Например, в Африку, где по непонятным причинам предпочитают добывать огонь при помощи деревянных изделий из далекой и холодной России.Если вы думаете, что рынок спичек в России -- нечто игрушечное, то ошибаетесь. Во-первых, это годовое производство на сумму в $56 млн. Во-вторых, спичечники подходят к своему делу не менее серьезно, чем, к примеру, ОПЕК. Они регулярно (раз в квартал, в Москве) собираются и устанавливают квоту выпуска продукции для каждой из 9 российских фабрик -- ровно с той же целью, что и ОПЕКовцы: для поддержания цен на приемлемом уровне.

Заместитель директора Череповецкой спичечной фабрики "ФЭСКО" Олег Белов объясняет столь ответственный подход к ситуации на рынке так: "После кризиса появился большой простор для деятельности. И наши фабрики настолько увеличили производство, что дело в 2001 году дошло до кризиса перепроизводства". Положение спас экспорт -- в прошлом году наша страна, по данным пресс-службы ГТК, вывезла спичек на $12,7 млн. (в основном в страны СНГ, а также в Прибалтику, Болгарию и даже Африку).

Однако большая -- 77% -- часть спичек идет на внутренний рынок. В советские времена на душу населения приходилось 76 коробков спичек в год. Сейчас же среднестатистический россиянин сжигает около 27--35 коробков в год. Для того чтобы удовлетворить пироманские запросы наших соотечественников, российские фабрики выпустили за прошлый год 6,7 млн. ящиков спичек (в одном ящике 50 тыс. спичек) -- это на 13% меньше, чем два года назад. По оценке экспертов отрасли, в году нынешнем ожидается стабилизация производства.

Самые предсказуемые покупатели спичек те, у кого дома стоит газовая плита. На долю этих мирных граждан, как утверждают эксперты отрасли, приходится 85% продаж.

Оставшиеся 15% -- это курильщики. И вот с ними-то у спичечников в последнее время проблемы. Главный специалист холдинга компаний "Научлеспром" Юрий Сергачев считает, что прикуривают у нас все охотнее от зажигалок -- лишь треть курильщиков остается верна спичкам. Похоже, пропорция спичко- и зажигалкопоклонников будет и дальше меняться не в пользу первых. По оценке ГТК, только в 2002 году в Россию ввезено более 200 млн. зажигалок -- это на 30% больше, чем в году 2001.

Увеличить производство спичечники могли бы за счет все растущего спроса на продукцию класса люкс, которую охотно закупают увеселительные заведения, рестораны, отели и т.д. для размещения на коробках своего логотипа. Однако отечественные спичечные короли предпочитают штамповать рядовую продукцию.

По мнению коммерческого директора ЗАО "Плитспичпром" Игоря Кичайкина, производство спичек класса люкс попросту невыгодно для крупных предприятий. Поэтому владельцы клубов, ресторанов и прочих "злачных" мест вынуждены использовать для размещения рекламы иностранные спички. Правда, доля импорта на рынке спичек очень невелика -- по данным ГТК РФ, в 2002 году в нашу страну было ввезено около 10 тыс. ящиков (или около 0,15% от внутреннего производства в 2002 году) на сумму в $117 тыс.


Производство спичек в РФ (тыс. ящиков)*

1998 год4844

1999 год6200

2000 год6964

2001 год7716

2002 год6728

* По данным Госкомстата РФ.

Российские производители спичек в 2002 году (%)*

"Плитспичпром" (Балабаново)36,7%

"ФЭСКО" (Череповец)20,6%

"Маяк" (Рыбинск)9,7%

"Сибирь" (Томск)6,9%

"Победа" (Пенза)6,5%

"Белка" (Кировская обл.)6,4%

"Красная звезда" (Киров)4,3%

"Солнце" (Новгородская обл.)4,9%

"1 Мая" (Уфа)4,0%

* По данным Госкомстата РФ.


* По данным бюллетеня "Лесной курьер".

Число аварий на российских дорогах неуклонно растет. По данным ГИБДД, за январь--май 2003 года произошло более 60 тыс. ДТП, что на 6,5% больше, чем за тот же период в прошлом году. Правда, есть у этой статистики и утешительная сторона: за пять месяцев 2003 года в авариях погибли 9,6 тыс. человек, что на 1,6% меньше, чем в январе--мае прошлого года.

По словам специалистов ГИБДД, рост дорожно-транспортных происшествий вызван увеличением автопарка и, как следствие, все большим числом неопытных водителей за рулем. На долю последних приходится около трети всех аварий. Еще столько же попадают в ДТП из-за злоупотребления алкоголем. И примерно поровну причины оставшихся 40% аварий делятся между техническими неисправностями машин и состоянием дорожного покрытия.

Кстати, почтенный возраст российского автопарка имеет и еще одно печальное последствие: доля ДТП со смертельным исходом у нас в стране одна из самых высоких в мире -- отечественные машины не отвечают современным нормам безопасности.


Число погибших в ДТП в России (тыс. чел.)*

1996 год29,5

1997 год27,7

1998 год29

1999 год29,7

2000 год29,6

2001 год30,9

2002 год33,2

* По данным Госкомстата РФ.


* По данным бюллетеня "Лесной курьер".


* По данным Госкомстата РФ.

Количество ДТП в России (тыс.)*

1996 год161

1997 год157

1998 год160

1999 год160

2000 год158

2001 год164

2002 год184

* По данным Госкомстата РФ.


* По данным бюллетеня "Лесной курьер".


* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Госкомстата РФ.

Химическая промышленность переживает подъем. По данным Госкомстата РФ, за январь--май 2003 года комплекс химической и нефтехимической промышленности увеличил производство продукции на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2002 года.

Лидерами отрасли стали шинники: за 5 месяцев они выпустили 14,5 млн. шин (плюс 12,9%), а также производители синтетического каучука: 441 тыс. тонн (14,5%), синтетических смол и пластических масс -- до 1,2 млн. тонн (8,1%) и серы -- 2,4 млн. тонн (6,7%). Производство минеральных удобрений осталось на уровне прошлого года и составило 5,9 млн. тонн.

Специалисты Центра макроэкономических исследований компании "БДО "ЮниконРуф" отмечают: "На результаты работы российских химиков и нефтехимиков повлияла благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура рынка, что выражается в увеличении как физического, так и стоимостного объема экспорта продукции отрасли".

Так, например, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года за пять месяцев 2003 года в страны дальнего зарубежья выросли поставки аммиака -- на 27,1%, минеральных калийных удобрений -- на 4,9%, синтетического каучука -- на 7,3%.

В то же время эксперты из аналитической компании BKG отмечают, что "рост имеет экстенсивный характер -- из устаревшего оборудования выжимаются последние соки, не происходит обновления технологий".


Производство основных видов химической продукции в РФ (тыс. тонн)*

ГодСинтетические смолы и пластические массыМинеральные удобренияСера

2000 год2507122104941

2001 год2710130515253

2002 год2876135645615

* По данным Госкомстата РФ.


* По данным бюллетеня "Лесной курьер".


* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Госкомстата РФ.


* По данным Госкомстата РФ.

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ВИНОКУРОВА, БОРИС ГАЛКИН.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».