28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Госдолг -- перед Родиной"

Архивная публикация 2003 года: "Госдолг -- перед Родиной"

Самый верный и самый дешевый способ расплатиться по долгам -- делать новые долги. Это, кстати, еще и хороший стимул для экономического роста.Затухающая динамика экономического роста требует целенаправленной поддержки темпов и качества этого роста всеми разумными методами -- в том числе с помощью долговой политики. В рамках достижения указанной цели правительство рассмотрело проект основных направлений экономической политики в сфере государственного долга.
Вопрос этот, впрочем, актуален и сам по себе, ведь наш совокупный госдолг на начало 2003 года имеет внушительную величину -- $144,9 млрд., или 42,4% ВВП. На внешний долг пришлось 85,2% этой суммы, а на внутренний, соответственно, -- 14,8%.
При этом сокращение самой внушительной -- перед внешними кредиторами -- задолженности происходит достаточно быстрыми темпами: за последние 4 года она уменьшилась почти на 20% (с $1070 примерно до $900 на каждого жителя России). За этот же период общая величина долговой нагрузки на ВВП снизилась до 43,8% против 140,4% в 1998 году. Проект правительственной концепции управления госдолгом предусматривает развитие этой тенденции, то есть поддержание долговой нагрузки на ВВП на существующем или более низком уровне. Что позволяет надеяться на получение Россией суверенного инвестиционного рейтинга к 2005 году (сейчас наш рейтинг ниже инвестиционного).
Концепция также предполагает, что страна может прибегнуть к новым заимствованиям (для достижения полного рефинансирования госдолга) только с 2006 года и что внешний долг должен постепенно замещаться внутренним.
Сами по себе цели новой долговой политики правительства не вызывают сомнений. Однако этой политике, безусловно, можно придать большую гибкость и многовариантность. Вопрос в том -- как?
Концепция построена в расчете на существующий уровень первичного бюджетного профицита, то есть высокий уровень нефтяных цен. И именно исходя из этого планируется продолжение нынешней политики оптимизации долга за счет его постепенного погашения из бюджета, а не путем его реструктуризации.
Однако сверхвысокие цены на нефть, как и профицит бюджета, скорее всего, уже уходящие реалии. Расчеты по простейшей модели показывают, что при экстраполировании существовавших в 2002 году условий (в том числе реальной процентной ставки по долгам в 2--3% и роста ВВП на 4%) к началу 2006 года долговое бремя экономики действительно может сократиться до 29--30% ВВП (как и предусмотрено концепцией).
Но стоит только первичному профициту сократиться вдвое, что весьма вероятно уже при снижении цен на нефть до $18--19 за баррель, и при прочих равных условиях ежегодные темпы уменьшения долговой нагрузки на ВВП снизятся до 2%. А если при этом и темпы роста ВВП упадут до 2%, то к 2006 году соотношение долга и ВВП составит 38--39%. Но даже этого показателя достаточно для получения Россией инвестиционного рейтинга.
В связи с этим возникает вопрос: зачем начало новых заимствований оттягивать на период после 2006 года, если даже при пессимистическом сценарии в ближайшие годы можно рассчитывать на снижение долговой нагрузки на ВВП? Не выглядит ли это перестраховкой?
Ведь именно развитие рынка госбумаг, возможность диверсификации портфелей ценных бумаг позволит решить двуединую задачу.
Во-первых, расширить возможности стерилизации избыточной ликвидности, а значит, увеличить потенциал денежно-кредитной и валютной политики, имеющей антиинфляционную направленность и реально нацеленной на экономический рост.
Во-вторых, расширение рынка госбумаг увеличит возможности покрытия кассовых разрывов госбюджета, что позволит не отвлекать для этого средства создаваемого стабилизационного фонда. То есть использовать этот фонд для выполнения сверхзадачи -- снижения рисков по долговым платежам и повышения инвестиционной привлекательности экономики.

Самый верный и самый дешевый способ расплатиться по долгам -- делать новые долги. Это, кстати, еще и хороший стимул для экономического роста.Затухающая динамика экономического роста требует целенаправленной поддержки темпов и качества этого роста всеми разумными методами -- в том числе с помощью долговой политики. В рамках достижения указанной цели правительство рассмотрело проект основных направлений экономической политики в сфере государственного долга.

Вопрос этот, впрочем, актуален и сам по себе, ведь наш совокупный госдолг на начало 2003 года имеет внушительную величину -- $144,9 млрд., или 42,4% ВВП. На внешний долг пришлось 85,2% этой суммы, а на внутренний, соответственно, -- 14,8%.

При этом сокращение самой внушительной -- перед внешними кредиторами -- задолженности происходит достаточно быстрыми темпами: за последние 4 года она уменьшилась почти на 20% (с $1070 примерно до $900 на каждого жителя России). За этот же период общая величина долговой нагрузки на ВВП снизилась до 43,8% против 140,4% в 1998 году. Проект правительственной концепции управления госдолгом предусматривает развитие этой тенденции, то есть поддержание долговой нагрузки на ВВП на существующем или более низком уровне. Что позволяет надеяться на получение Россией суверенного инвестиционного рейтинга к 2005 году (сейчас наш рейтинг ниже инвестиционного).

Концепция также предполагает, что страна может прибегнуть к новым заимствованиям (для достижения полного рефинансирования госдолга) только с 2006 года и что внешний долг должен постепенно замещаться внутренним.

Сами по себе цели новой долговой политики правительства не вызывают сомнений. Однако этой политике, безусловно, можно придать большую гибкость и многовариантность. Вопрос в том -- как?

Концепция построена в расчете на существующий уровень первичного бюджетного профицита, то есть высокий уровень нефтяных цен. И именно исходя из этого планируется продолжение нынешней политики оптимизации долга за счет его постепенного погашения из бюджета, а не путем его реструктуризации.

Однако сверхвысокие цены на нефть, как и профицит бюджета, скорее всего, уже уходящие реалии. Расчеты по простейшей модели показывают, что при экстраполировании существовавших в 2002 году условий (в том числе реальной процентной ставки по долгам в 2--3% и роста ВВП на 4%) к началу 2006 года долговое бремя экономики действительно может сократиться до 29--30% ВВП (как и предусмотрено концепцией).

Но стоит только первичному профициту сократиться вдвое, что весьма вероятно уже при снижении цен на нефть до $18--19 за баррель, и при прочих равных условиях ежегодные темпы уменьшения долговой нагрузки на ВВП снизятся до 2%. А если при этом и темпы роста ВВП упадут до 2%, то к 2006 году соотношение долга и ВВП составит 38--39%. Но даже этого показателя достаточно для получения Россией инвестиционного рейтинга.

В связи с этим возникает вопрос: зачем начало новых заимствований оттягивать на период после 2006 года, если даже при пессимистическом сценарии в ближайшие годы можно рассчитывать на снижение долговой нагрузки на ВВП? Не выглядит ли это перестраховкой?

Ведь именно развитие рынка госбумаг, возможность диверсификации портфелей ценных бумаг позволит решить двуединую задачу.

Во-первых, расширить возможности стерилизации избыточной ликвидности, а значит, увеличить потенциал денежно-кредитной и валютной политики, имеющей антиинфляционную направленность и реально нацеленной на экономический рост.

Во-вторых, расширение рынка госбумаг увеличит возможности покрытия кассовых разрывов госбюджета, что позволит не отвлекать для этого средства создаваемого стабилизационного фонда. То есть использовать этот фонд для выполнения сверхзадачи -- снижения рисков по долговым платежам и повышения инвестиционной привлекательности экономики.

ВАЛЕРИЙ МИРОНОВ, ведущий эксперт Фонда макроэкономических исследований "Центр развития"

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама