Наверх
9 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Госгарантии поставят на счетчик"

Минпромэнерго наконец внесло в правительство проект постановления о госгарантиях инвестиций в электроэнергетику. От его утверждения могут выиграть и чиновники, и участники рынка. А что ждет потребителей?   Впервые о госгарантиях инвестиций в энергетику чиновники заговорили около двух лет назад. Но первый вариант текста постановления, как рассказали «Профилю» в Минпромэнерго, появился в недрах этого ведомства лишь около 8 месяцев назад.

   Суть постановления, действие которого ограничено 2010 годом, в том, что потенциальным инвесторам государство компенсирует разницу между действующей ценой на электроэнергию и необходимой для окупаемости их инвестпроектов. Такая схема будет применяться в энергозонах, в которых в перспективе возникнет дефицит мощности. «Этого документа все очень ждут, — говорит замдиректора департамента структурной и инвестиционной политики в промышленности и энергетике Минпромэнерго Вячеслав Кравченко, один из разработчиков проекта. — Фактически мы предлагаем инвестору свести к минимуму собственные риски и выйти на рынок со стабильными правилами игры».

   Предполагается, что некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы», ОАО «Федеральная сетевая компания» или ОАО «Системный оператор», владеющие данными о состоянии энергосистемы, будут отслеживать ситуацию с дефицитом мощностей. В регионах, где появится опасность его возникновения, будет объявлен конкурс на строительство новых электростанций. Его победитель и получит право реализовать проект с фактически гарантированной окупаемостью.

   В рамках постановления предусмотрено возведение станций с общей установленной мощностью около 5000 МВт. Скептики прогнозировали, что с помощью госгарантии инвестиции будут привлекать в строительство преимущественно крупных гидро- и атомных станций. Однако, как говорит Вячеслав Кравченко, приоритет в основном будет отдаваться проектам с установленной мощностью 100—300 МВт. При этом одним из главных критериев властей при выборе победителей конкурсов станет наименьшая стоимость проекта.

   В Минпромэнерго рассчитывают, что правительство подпишет постановление в течение месяца. «По прогнозам, первые серьезные заявки от частных инвесторов начнут поступать примерно через полгода», — надеется Кравченко.

   В РАО ЕЭС на перспективы реализации правительственного постановления смотрят положительно. «Мы считаем, что это наиболее оптимальный механизм, позволяющий обеспечить преемственность инвестиционного процесса на период, когда возведение новых мощностей уже не будет финансироваться за счет инвестпрограммы РАО ЕЭС», — отметила представитель энергохолдинга Татьяна Миляева.

Дело темное

   Понятно, что на предоставление гарантий инвесторам государство решилось не от хорошей жизни. Фактически власти планируют использовать этот механизм для ликвидации дефицита энергии в ряде регионов.

   То, что отрасль остро нуждается в инвестициях, известно давно. Сегодня уровень износа оборудования в электроэнергетике даже по официальным данным, которые приводятся в пояснительной записке к постановлению, составляет 70—80%. «В конце 80-х в СССР ежегодно вводилось в строй около 10—12 тыс. МВт новых мощностей. За последнее же десятилетие ввели около 3 тыс. МВт», — подчеркивает главный аналитик Института энергетической стратегии Артем Троицкий. Поэтому уже сегодня 20 тыс. МВт мощностей из общих для России 216,7 тыс. МВт фактически выработали свой ресурс. Прекратившееся было строительство новых энергообъектов сейчас уже возобновилось. В этом году объем построенных мощностей сравнялся с лучшими советскими показателями.

   Чиновники связывают большие надежды с новым постановлением. Они считают, что этот документ может стать для инвесторов стимулом и позволит увеличить приток средств в отрасль.

Дождались?

   Многие участники рынка встретили новость о внесении постановления с воодушевлением. «Готовность государства предоставлять определенные гарантии под строительство новых энергетических мощностей даст толчок развитию всей энергетической отрасли, — считает гендиректор ООО «КЭС — Энергетические решения» Игорь Голубев.

   В «Комплексных энергосистемах» не скрывают интереса к таким проектам. «Мы сейчас готовим пару-тройку альянсов с международными энергетическими компаниями. Как только проект постановления будет утвержден правительством, КЭС будет активно участвовать в этих инвестиционных конкурсах», — отмечает Голубев. Свой интерес к проектам «Профилю» подтвердили и в группе компаний «Энергомаш».

   Правда, многие участники рынка отнеслись к постановлению гораздо более сдержанно и осторожно. «Мы пока не видим возможных точек приложения для подобных инвестиций в регионах, входящих в зону наших интересов, — в Сибири и на Дальнем Востоке, — говорит заместитель гендиректора компании СУЭК Сергей Мироносецкий. — Там существует серьезный профицит генерирующих мощностей, и необходимо в первую очередь развивать сетевую инфраструктуру». Тем не менее полностью идею вложения средств по данной схеме в компании не исключают.

Хватит ли?

   Ряд экспертов также не разделяют оптимизма чиновников. По мнению аналитика компании «Атон» Дмитрия Скрябина, в условиях гарантированной прибыли у инвесторов не будет стимулов снижать издержки. Правда, в Минпромэнерго с этим не согласны. Вячеслав Кравченко обращает внимание, что в таком случае у владельцев мощностей могут возникнуть проблемы после завершения действия постановления. «Тогда инвестору придется работать в иных условиях, и неизвестно, сколько времени ему потребуется для адаптации. Кроме того, действуя адекватно и оптимизируя свой бизнес, можно получать прибыль выше гарантированной», — отмечает он.

   Также специалисты не уверены в том, что государство сможет обеспечить необходимый уровень прозрачности конкурсов. «Чиновники не всегда являются специалистами в той области, где они по долгу службы должны принимать эффективные решения, — считает начальник отдела анализа рынка акций банка «КИТ Финанс» Алла Петрова. — Поэтому ошибки и злоупотребления в процессе принятия таких решений, на мой взгляд, неизбежны».

   К тому же, отмечают эксперты, средства для компенсации разницы между действующей ценой на электроэнергию и расценками на нее, необходимыми для окупаемости инвестпроектов, чиновники планируют заложить в тариф ОАО «Системный оператор» в виде дополнительной платы за мощность. В Федеральной службе по тарифам «Профилю» подтвердили, что эти меры были с ней согласованы. «Будет фактически производиться дополнительный сбор с потребителя и выплата этих денег инвестору», — констатирует Дмитрий Скрябин. Однако успокаивает то, что сильного повышения тарифов ожидать все же не стоит: цена электроэнергии для конечного потребителя если и увеличится, то лишь на несколько процентов.

   Еще один пункт постановления вызывает недоумение экспертов и участников рынка. Речь идет о том, что документ предусматривает возведение станций с общей установленной мощностью не более 5 тыс. МВт. По мнению одного из руководителей группы компаний «Энергомаш», Алексея Плещева, этих объемов не хватит для того, чтобы исправить положение в российской энергосистеме. «Это даже не позволит восполнить то количество мощностей, которые выйдут из строя до 2010 года», — говорит он.

   Правда, по словам Вячеслава Кравченко, в случае, если предложенная постановлением схема будет пользоваться успехом, Минпромэнерго готово увеличить лимит по установленной мощности. Что было бы логично: иначе своей главной цели — обеспечения надежности российской энергосистемы — постановление о госгарантиях инвестиций может и не достигнуть.






   Тарифная система

   Тарифы на электроэнергию в стране устанавливает государство. Для Федеральной сетевой компании, «Системного оператора» и станций регулируемого оптового рынка электроэнергии это делает Федеральная служба по тарифам. ФСТ устанавливает предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию для всех регионов РФ. Региональные энергетические комиссии устанавливают тарифы в регионе для конечных групп потребителей. Тарифы на электричество и тепло для всех энергокомпаний теперь устанавливаются раз в год и не меняются с 1 января до 31 декабря.

   В 2003 году правительство по инициативе РАО «ЕЭС России» установило предельные максимальные и минимальные уровни роста энерготарифов на три года вперед начиная с 2004 года. То есть был сформирован тарифный коридор, в рамках которого и находится среднеотпускной тариф. Теперь потребители могут рассчитать, сколько им в перспективе придется тратить на электроэнергию, исходя из своего прогнозируемого уровня энергопотребления.

   Энерготарифы определяются правительством РФ исходя из запланированного показателя инфляции. Энергетики приняли на себя обязательство: уровень роста энерготарифов не должен превышать темпы роста инфляции. В 2004 году темп роста цен на электроэнергию, установленный правительством на уровне 13,1%, фактически составил 11,4% при инфляции в 11,7%. Предельный рост среднеотпускного тарифа на электроэнергию на 2005 год установлен ФСТ на уровне 9,5%. Реальное увеличение тарифа будет ниже и составит 9,2%. А вот инфляция, по оценкам экспертов, превысит 10,5%.

   При условии, что реальная инфляция в стране все-таки опережает прогнозные показатели, вот уже два года среднеотпускной тариф на электроэнергию растет темпами значительно ниже реальной инфляции. В следующем году эта тенденция сохранится. Темп роста предельного показателя электротарифа на 2006 год был установлен ФСТ на уровне 7,5%. Инфляцию правительство обещает в тех же пределах. Однако, по прогнозам независимых аналитиков, в 2006 году она составит не менее 10%.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK