Наверх
16 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Господа вы, звери"

Хорошо быть кошкою, хорошо собакою — именно такие мысли возникают при взгляде на объемы продаж кормов для домашних животных. Эти цифры в России растут просто зверскими темпами.Есть такая шутка: собака-сенбернар откапывает засыпанных снегом альпинистов — тем и живет. Наши люди гораздо гуманнее швейцарцев (Швейцария — родина сенбернаров) и в большинстве своем не держат своих четвероногих друзей на подножном корму, а предпочитают покупать корма специальные. На качественный прокорм домашних питомцев россияне в прошлом году потратили, по оценке, около $170 млн. — это на 43% больше, чем в 2001 году. (Общий объем этого рынка в мире — $35 млрд.)
Кстати заметим, что по числу домашней животины на душу населения Россия занимает второе место в мире после Штатов. У нас кошка или собака есть в каждой второй семье. Правда, эта статистика не учитывает Китай — но там четвероногие друзья не только и не столько собственно друзья, сколько существа, представляющие гастрономический интерес.
По мнению директора по корпоративным вопросам компании Mars Дмитрия Шульги, «в нынешнем году динамика роста рынка кормов для зверушек сохранится на прежнем уровне и через несколько лет его объем может достигнуть $500—600 млн.».
Кто же поедает в таких объемах зверскую пищу? Ответ банален: наиболее популярный вид домашней живности в России — кошки (их, по разным оценкам, от 25 млн. до 30 млн.), на втором месте собаки (их у нас 15—20 млн.). По данным исследовательской компании «КОМКОН-Медиа», в 2002 году 18,4% от опрошенных семей покупали корма для кошек, 8,6% — для собак.
На российском рынке кормов для животных, впрочем, как и во всем мире, лидируют 4 компании: Mars, Nestle, Royal Canin (недавно была куплена Mars`ом) и Purina (принадлежит Nestle). По данным маркетинговой компании ACNielsen на июль 2003 года, совокупная доля этих компаний на рынке составляет 85,9% в объемном выражении и 87,1% — в денежном.
В настоящее время лидеры мирового рынка переносят свое производство на территорию России: российское сырье по качеству не уступает западному и за него не надо платить таможенные пошлины. Так, в Московской области уже 8 лет успешно функционирует фабрика по выпуску кормов для животных компании Mars (марки Kitekat и Pedigree). И в компании Nestle не отрицают возможности открытия в ближайшем будущем фабрики по производству кормов в РФ.
Что касается импортной продукции, то за прошлый год, по данным ГТК, в страну было ввезено 27,8 тыс. тонн кормов для кошек и собак на общую сумму в $21,7 млн. (на 23% больше, чем в 2001 году) — преимущественно из Австрии, Венгрии и Германии.
Специалисты выделяют три сегмента рынка кормов для животных: экономичный — от 18 до 75 рублей за кг продукции (на такие корма приходится около 65% рынка), премиум — от 75 до 170 рублей (30—33%) и суперпремиум — свыше 220 рублей (1—2%).
Большинство компаний производит корма сразу всех ценовых категорий.
Отечественный производитель не представлен среди лидеров продаж. По словам вице-президента Российской ассоциации зоотехники, ветеринарии и зооиндустрии Сергея Спирина, «российское предприятие, выпускающее корма для животных, сталкивается с очень жесткими требованиями ветеринарной службы и высокими ценами на сертификацию продукции«.
Помимо жестких требований ветеринарной службы российский производитель не может составить конкуренцию всемирно известным брендам из-за отсутствия денег на рекламу. Тогда как западные конкуренты, по оценке экспертов, тратят на рекламу своих брендов от $10 млн. до $20 млн. в год.
Под конец подчеркнем, что животные, привыкшие к специальным кормам, на другую пищу переходят болезненно — дело в особых добавках, к которым организм четвероногого привыкает, а после длительного потребления их животное начинает испытывать зависимость, схожую с наркотической. Так что помните: мы в ответе за тех, кого приручили.

Что покупают россияне для своих питомцев (% от продаж)*

Chappi43,1
Pedigree31,4
Friskies14,1
Royal Canin8,4
Kitekat53,6
Whiskas40,5
Friskies24,2
Darling11,6
Вака45,5
Trill40,5

* По данным исследовательской компании «КОМКОН-Медиа». Потребители могли выбирать несколько марок.

Объем продаж кормов для домашних животных в РФ ($ млн.)*

2001 год118,9
2002 год170
2003 год**246,5

* По данным исследовательской компании «КОМКОН-Медиа». Потребители могли выбирать несколько марок.

* По данным маркетинговых исследований.

** Прогноз.

Цифровые фотоаппараты в России начинают вытеснять обычные, пленочные. По данным исследовательской компании «ГФК-Русь», за июнь 2002-го — май 2003 года в России было продано 160 тыс. цифровых фотоаппаратов, что в 4,23 раза больше, чем за такой же отрезок времени годом раньше. Правда, с лета прошлого года по лето нынешнего обычных камер было продано в десятки раз больше — около 2,5 млн. (в целом российский рынок фотоаппаратов оценивается примерно в $250 млн. в год).
В последние два года у нас в стране наблюдается устойчивый рост рынка фотоаппаратов — на 20—30% в год. Причем продажи пленочных растут в среднем на 15—20% в год, тогда как цифровых — на 300-400%. По мнению менеджера фотодепартамента Canon Алексея Журавлева, «рост продаж цифровых фотоаппаратов обусловлен тем, что с их помощью сейчас можно делать фотографии профессионального качества».
По прогнозам экспертов, через 5—7 лет продажи цифровых фотоаппаратов сравняются с пленочными.
Лидерами продаж как пленочных, так и цифровых фотоаппаратов в России выступают фирмы Minolta, Nikon, Canon, Sony. Среди российских производителей пальму первенства удерживает «Зенит». Правда, сейчас в отечественном производстве наблюдается застой. По данным Госкомстата РФ, за январь—июль 2003 года в России было произведено 46,8 тыс. фотоаппаратов (всего на 1,8% больше, чем за аналогичный период 2002 года), то есть менее 2% от общего объема продаж. При этом «цифровики» в РФ не производятся.

Продажи фотоаппаратов в РФ (тыс. штук)*

2000 год1795
2001 год2154
2002 год2800

* По данным исследовательской компании «КОМКОН-Медиа». Потребители могли выбирать несколько марок.

* По данным маркетинговых исследований.

** Прогноз.

* По данным маркетинговых исследований.

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ВИНОКУРОВА, БОРИС ГАЛКИН.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK