29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "ГОСПОДИН ПРИМИРИТЕЛЬ"

Архивная публикация 2010 года: "ГОСПОДИН ПРИМИРИТЕЛЬ"

Омбудсмены финансовой системы действуют практически во всех развитых странах, внедрение этого института необходимо и российскому рынку. Должность омбудсме-на - независимого лица, регулирующе-го во внесудебном порядке споры между орга-низациями-поставщиками товаров (услуг) и их клиентами, - существует в большинстве европейских стран. Чаще всего омбудсмены разрешают споры, возникающие на рынке ценных бумаг, в банковской и страховой сферах. Клиенты могут подавать жалобы на действия кредитных организаций, стра-ховых и инвестиционных компаний, страховых брокеров, ломбардов, систем де-нежных переводов, лиц, осуществляющих валютные и ди-лерско-брокерские сделки.
Принципы, на которых действует этот институт, - бесплатность; возможность подачи жалобы только после обращения в структуру, к которой есть претензии; обязательность выполнения финансовыми организациями решения, вынесенного омбудсменом. Первой среди стран СНГ офис омбудсмена в начале 2009 года открыла Армения после принятия закона "О финансовом омбудсмене" ("О примирителе финансовой системы"). В 2009 году примирителю поступило 378 заявлений-жалоб. Из принятых к рассмотрению требований 61% были решены в пользу потребителей, финансовые организации выплатили клиентам компенсации на сумму более 26 млн драмов (около 2 млн рублей). По словам финансового омбудсмена Армении Пируз Саркисян, жалобы в основном были направлены против банков и связаны с кредитными, депозитными и платежно-расчетными продуктами. Второе место по количеству жалоб заняли страховые компании (страхование имущества и здоровья), далее шли ломбарды и другие кредитные организации.
Для построения в Российской Федерации системы внесудебного разрешения спо-ров между кредитными организациями и физическими лицами - потребителями их услуг - также необходимо создание бюро банковского (финансового) омбудсмена. В качестве концептуальной основы предлагается избрать германскую модель, в соответствии с которой офис финансового омбудсмена не является государственной структурой и учреждается ассоциацией коммерческих банков (и при их финансовой поддержке) на основе многостороннего соглашения. С та-кой инициативой выступила Ассоциация региональных банков России при участии Международной конфедерации обществ потребителей. В качестве третьего партнера предполагается пригласить Ассоциацию юристов России - это придаст легитимность данной конструкции, гарантирует качество юридических решений и обеспечит независимость омбудсмена от банковского сообщества.
Банки и сами заинтересованы в появлении финансовых омбудсменов: ведь их деятельность позволит сэкономить на юридических издержках, которые несут кредитные организации во время судебных разбирательств с клиентами. Сначала система заработает в области потребительского кредитования, где сосредоточено до 90% судебных споров. При удачном развитии событий первый этап займет 1-1,5 года. На втором этапе планируется передача в ведение омбудсмена споров по депозитам и вкладам, количество участников программы должно увеличиться до 200-300 банков. На третьем, заключительном, этапе добавятся операции с ценными бумагами и услуги доверительного управления. Сначала к совместной работе с бюро финансового омбудсмена будет привлечено около 20 кредитных организаций, предоставляющихуслуги на всей территории РФ. Далее предполагается постепенное увеличение роли российских банков в финансировании проекта за счет взносов и иной финансовой и технологической помощи, а также расширение списка участников из банковского сообщества (до 300 кредитных организаций). Бюро банковского омбудсмена планируется со-здать в виде открытой платформы для присоединения всех заинтересованных кредитных организаций и иных финансовых посредников - это позволит распространить полномочия омбудсмена на споры с участием сторон вне зависимости от их принадлежности к той или иной банковской ассоциации или банковскому союзу. В случае поддержки данного проекта правительством финансовые омбудсмены смогут присту-пить к своей работе уже в следующем году.

Омбудсмены финансовой системы действуют практически во всех развитых странах, внедрение этого института необходимо и российскому рынку. Должность омбудсме-на - независимого лица, регулирующе-го во внесудебном порядке споры между орга-низациями-поставщиками товаров (услуг) и их клиентами, - существует в большинстве европейских стран. Чаще всего омбудсмены разрешают споры, возникающие на рынке ценных бумаг, в банковской и страховой сферах. Клиенты могут подавать жалобы на действия кредитных организаций, стра-ховых и инвестиционных компаний, страховых брокеров, ломбардов, систем де-нежных переводов, лиц, осуществляющих валютные и ди-лерско-брокерские сделки.
Принципы, на которых действует этот институт, - бесплатность; возможность подачи жалобы только после обращения в структуру, к которой есть претензии; обязательность выполнения финансовыми организациями решения, вынесенного омбудсменом. Первой среди стран СНГ офис омбудсмена в начале 2009 года открыла Армения после принятия закона "О финансовом омбудсмене" ("О примирителе финансовой системы"). В 2009 году примирителю поступило 378 заявлений-жалоб. Из принятых к рассмотрению требований 61% были решены в пользу потребителей, финансовые организации выплатили клиентам компенсации на сумму более 26 млн драмов (около 2 млн рублей). По словам финансового омбудсмена Армении Пируз Саркисян, жалобы в основном были направлены против банков и связаны с кредитными, депозитными и платежно-расчетными продуктами. Второе место по количеству жалоб заняли страховые компании (страхование имущества и здоровья), далее шли ломбарды и другие кредитные организации.
Для построения в Российской Федерации системы внесудебного разрешения спо-ров между кредитными организациями и физическими лицами - потребителями их услуг - также необходимо создание бюро банковского (финансового) омбудсмена. В качестве концептуальной основы предлагается избрать германскую модель, в соответствии с которой офис финансового омбудсмена не является государственной структурой и учреждается ассоциацией коммерческих банков (и при их финансовой поддержке) на основе многостороннего соглашения. С та-кой инициативой выступила Ассоциация региональных банков России при участии Международной конфедерации обществ потребителей. В качестве третьего партнера предполагается пригласить Ассоциацию юристов России - это придаст легитимность данной конструкции, гарантирует качество юридических решений и обеспечит независимость омбудсмена от банковского сообщества.
Банки и сами заинтересованы в появлении финансовых омбудсменов: ведь их деятельность позволит сэкономить на юридических издержках, которые несут кредитные организации во время судебных разбирательств с клиентами. Сначала система заработает в области потребительского кредитования, где сосредоточено до 90% судебных споров. При удачном развитии событий первый этап займет 1-1,5 года. На втором этапе планируется передача в ведение омбудсмена споров по депозитам и вкладам, количество участников программы должно увеличиться до 200-300 банков. На третьем, заключительном, этапе добавятся операции с ценными бумагами и услуги доверительного управления. Сначала к совместной работе с бюро финансового омбудсмена будет привлечено около 20 кредитных организаций, предоставляющихуслуги на всей территории РФ. Далее предполагается постепенное увеличение роли российских банков в финансировании проекта за счет взносов и иной финансовой и технологической помощи, а также расширение списка участников из банковского сообщества (до 300 кредитных организаций). Бюро банковского омбудсмена планируется со-здать в виде открытой платформы для присоединения всех заинтересованных кредитных организаций и иных финансовых посредников - это позволит распространить полномочия омбудсмена на споры с участием сторон вне зависимости от их принадлежности к той или иной банковской ассоциации или банковскому союзу. В случае поддержки данного проекта правительством финансовые омбудсмены смогут присту-пить к своей работе уже в следующем году.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама