Наверх
10 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "Гости из будущего"

XIV Архитектурная выставка «Арх-Москва Next!», подкорректировав свое название, прошла на прошлой неделе под девизом «Даешь дорогу молодым архитекторам!». За тем, в каких домах предстоит жить человеку XXI века и в каких офисах обитать «белым воротничкам», наблюдала корреспондент «Профиля».Программа Next!, целиком состоящая из работ вчерашних и нынешних студентов архитектурных институтов, представила 62 проекта. Их отобрали из 348 работ, присланных из 27 российских городов. Остальные 116 участников, маститых и не очень, которые покажут свои работы в разделах «Архитектура», «Дизайн интерьера», «Свет в архитектуре», «Детали», приехали из Австрии, Германии, Бельгии, Италии, США, Финляндии.
   На конкурс «Новые имена», объявленный в рамках выставки, мог отправить свою работу любой архитектор, получивший диплом в 2007—2008 годах, не старше 33 лет. Всего — 24 проекта. Четыре финалиста конкурса поедут на Международную архитектурную биеннале в Роттердам. Отдельно был выделен конкурс дипломных работ студентов архитектурных вузов, а также целую экспозицию отдали под проекты учебной мастерской Самарского государственного архитектурно-строительного университета. «Именно в провинции сохранился свой, реликтовый взгляд на архитектуру, нетронутость некоторых субстанций, — полагает архитектор Евгения Репина. — Так что в своих работах мы создаем своеобразный миф. И это несмотря на то, что выпускники нестоличных вузов, получив диплом, стремятся уехать в Москву или вообще в Европу». Антресольный этаж заняли многочисленные скрупулезно проработанные планы — проекты будущих городов-садов от студентов из провинции. «В архитектурном образовании не все так безоблачно, — считает руководитель мастерской экспериментального учебного проектирования МАРХИ Евгений Асс. — Оно в России в плачевном состоянии. Нашим молодым архитекторам некуда развиваться. Этот форум даст им шанс заявить о себе».
   На веяния времени выставка откликнулась уменьшением масштабов. «Арх-Москве» в этом году пришлось ужаться: в прошлые годы она занимала не только ЦДХ, но размещалась и на других московских площадках — в Третьяковке и в башне «Федерация».
Больше стекла, больше света
   На втором этаже ЦДХ гостей встречал ярко-оранжевый светящийся поролоновый макет нового здания Театра на Таганке по проекту Юрия Григоряна. В плане он очень похож на «Тетрис». Презентация сопровождалась песнями Владимира Высоцкого. О мечтах перевезти труппу в новое здание худрук театра Юрий Любимов говорил почти 10 лет назад. Новое здание, по замыслу архитектора, это многофункциональный комплекс с арт-кафе, парковками, магазинами. Впрочем, идея не так уж нова. Почти два года назад немецкий архитектор Юрген Вилен уже представлял на суд общественности нечто подобное — восьмиэтажную стеклянную призму, окруженную тремя многофункциональными корпусами, одна часть которых предназначена под офисы, магазины, арт-кафе, а другая — под элитное жилье.
   Еще один необычный проект — совместное творение архитекторов Владислава Савинкина и Владимира Кузьмина — легкие, почти эфемерные модели домов будущего из стекла. Нижние этажи этих зданий представляют собой открытую площадку, на которой закреплены подъемные устройства, а верхние этажи по форме сильно напоминают облако и находятся на высоте нескольких сотен метров. «Неужели есть заказы на такие сооружения?» — спросила одна из посетительниц выставки, удивившись смелости замысла. «Конечно! Правда, до кризиса их было гораздо больше, — поделился Кузьмин. — Сейчас уже есть подобные здания, оторванные от земли на 50 м. Вполне реально сделать нечто подобное на высоте 300 м. Зато жители таких домов смогут ощутить себя на облаке в полном смысле этого слова».
   Нашлось место и проектам, которые в скором времени должны появиться в «Москва-Сити». Это башня, напоминающая застывшую в танце пару, от RMJM, восьмой по величине архитектурной фирмы мира, основанной в 1956 году в Эдинбурге. Но многие проекты для «Москва-Сити» от RMJM, в том числе башня «Россия», пока существуют в виде планов и чертежей.
   К числу наиболее жизнеспособных проектов принадлежит терминал международного аэропорта «Шереметьево-3» от архитектурной мастерской «Дмитрий Пшеничников и партнеры», собравший все национальные архитектурные премии. «На плане аэропорт похож на гигантскую птицу, — поделился своими впечатлениями руководитель мастерской Дмитрий Пшеничников. — В начале апреля этого года уже прошел пробный запуск терминала».
   Еще одна идея, привлекшая внимание многих гостей, — офисы будущего от архитектора Галины Бандуркиной. Офис будущего похож на гигантский стеклянный дирижабль на колесах, модель которого была построена на выставке в масштабе 1:10. «Главная концепция нашего офиса будущего — это максимум прозрачных материалов, в первую очередь стекла, — поделились авторы идеи. — Придет время, и толстые непрозрачные стены домов перестанут отгораживать нас друг от друга. Кроме того, эти дома подвижны, их можно легко переместить в другое место». Правда, на вопрос, насколько такие офисы будут удобными, архитекторы ответить затруднились.
   Институт внешней торговли Италии представил итальянские строительные материалы. В ЦДХ из 5 областей — Апулии, Венето, Лигурии, Сардинии и Тосканы — привезли образцы природного камня. Их можно было потрогать и даже забрать кусочек на память. Дорогостоящий итальянский стенд выделялся и концепцией оформления: сады с мраморными дорожками и фонтанами с хорошо продуманной подсветкой от именитых архитекторов — Массимо Кармасси, участвовавшего в реставрации средневекового города Пиза, Паоло Дезидери, под чьим руководством велась реконструкция нескольких жилых и офисных районов Рима, и Данте О. Бенини, названного в начале 1990-х одним из крупнейших архитекторов мира за строительство комплекса биотехнологических лабораторий в Амстердаме, которые стали примером удачного изменения городского пейзажа.
   Баланс между коммерческими и некоммерческими проектами в этом году был соблюден идеально — нашлось место для всех. Дизайнерам интерьеров, осветителям и прочим оформителям отдали 3-й этаж Дома художника. Там же свой стенд разместили датчане, чьи павильоны на Венецианской архитектурной биеннале несколько раз подряд признавались лучшими. Они развернули, пожалуй, самую реалистичную экспозицию на всей выставке. Из ящиков для хранения фруктов сложили одну большую комнату-трансформер, из таких же ящиков внутри нее построили стол и некое подобие стульев — экономичный ответ кризису. Еще одна датская композиция, далекая от архитектуры, но напоминающая о проблемах современного мегаполиса, призывала всех пересесть на велосипеды. Датчане собрали в одном месте несколько десятков экологически чистых транспортных средств, в том числе старинные модели, варианты с крышей и колесами и модели, обтянутые мехом.
Made in Future
   Организатор «Арх-Москвы» Василий Бычков согласен, что не все проекты будут реализованы: «Для нас самое главное — понять мышление сегодняшней молодежи, и тогда мы сможем говорить о тенденциях. Одним словом, сейчас наступило то самое время, когда можно остановиться и взять паузу, не стремиться воплощать в жизнь самые нереальные проекты и посмотреть, что можно сделать действительно полезного для современного города. Причина одна — кризис, поэтому время шокирующих по своим масштабам и инвестициям проектов, вроде «Апельсина» Норманна Фостера на месте ЦДХ, ушло в небытие».
   «Если говорить о тенденциях в современной архитектуре, — объясняет куратор выставки Барт Голдхоорн, — то заказчик сейчас требует создавать уникальные проекты. Учитывая развитие современных технологий, построить можно все что угодно. Но важно помнить, что строительство, подразумевающее прокладывание разветвленных систем коммуникаций, должно вестись с учетом всех экологических требований. Это первое, на что обратят внимание, давая разрешение на возведение объекта».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK