Наверх
23 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "«Государство заставит монополистов делиться информацией»"

На чем будут зарабатывать кредитные бюро, «Профилю» рассказал заместитель председателя комитета Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий АКСАКОВ.
«Профиль»: Почему у этого закона такая долгая история, ведь первые его версии появились еще в 1997 году?

Анатолий Аксаков: Одна из причин задержки — неготовность самих банков делиться информацией о клиентах. У всех кредитных организаций существуют свои службы безопасности, проверяющие платежеспособность заемщика. Зачем, к примеру, контролирующему большую часть рынка розничного кредитования Сбербанку делиться информацией о заемщиках с конкурентами? Вторая причина заключалась в пассивности власти, которой было «не до этого». Не надо сбрасывать со счетов и экономическую ситуацию: кредитные бюро актуальны там, где бурно развивается рынок потребительского кредитования.

«П.»: Кто теперь обяжет монополистов рынка давать сведения о своих клиентах?

А.А.: Учитывая, что большинство частных заемщиков являются клиентами госбанков — Сбербанка и Внешторгбанка, — государство принятием закона подтолкнет их к сотрудничеству с бюро кредитных историй (БКИ). А для того, чтобы банки и иные структуры не могли создавать «карманные» бюро, в законе предусмотрено ограничение на владение долями в их капитале — не более 10% на одного учредителя.

«П.»: А если банк изначально не станет указывать в договоре графу о возможности предоставления информации в БКИ, он не будет обязан подавать сведения?

А.А.: Если банки ограничивают право клиента на передачу информации в БКИ — это прямое нарушение закона, и человек может сразу обратиться в контрольные органы (ЦБ) и в суд. Самого клиента никто не может обязать предоставлять информацию о себе. Есть только экономические предпосылки: без этих данных банк просто откажется выдавать кредит.

«П.»: В чем основное отличие последней версии закона?

А.А.: В этом документе предусматривается организация БКИ на коммерческой основе — они станут конкурировать друг с другом. В то же время предусмотрено создание Центрального каталога — в нем должна храниться титульная часть всех кредитных историй, которая будет включать в себя ФИО заемщика, его ИНН, адрес проживания и информацию о том, в каком конкретном бюро хранится полный отчет. Непосредственно в кредитном отчете станет содержаться та же информация, что и в титульной части, плюс дополнительные сведения — сумма кредита, когда и кем он был выдан, как погашался, и вся история, связанная с возвратом заемных средств. Например, имели ли место судебные разбирательства. Центральный каталог будет храниться при ЦБ. Если кредитор захочет получить информацию о конкретном заемщике, он обратится в Центральный каталог и запросит информацию о месте нахождения соответствующего досье. Далее он заключает договор с нужным бюро и получает от него необходимые данные на платной основе.

«П.»: Прописаны ли в законе тарифы на предоставление информации БКИ?

А.А.: Нет, мы надеемся, что цены станут регулироваться рынком и конкурентной средой. Для этого и нужно ограничение на участие в капитале — чтобы никто не мог диктовать тарифы рынку. Информация из Центрального каталога будет бесплатной, главное, чтобы такая безвозмездность не отразилась на эффективности.

«П.»: Налоговые органы станут подавать сведения в БКИ?

А.А.: Мы не обязывали налоговые органы выдавать такую информацию. Но если гражданин посчитает нужным предоставление таких данных — налоговики пойдут на это. Без согласия клиента сведения могут стать достоянием БКИ в том случае, если они были взяты из открытых источников. Например, это может быть опубликованная в газете информация о том, что какая-то компания не перечислила платежи в бюджет.

«П.»: На чем смогут зарабатывать бюро помимо продажи данных о заемщиках?

А.А.: На Западе БКИ зарабатывают еще и на аналитической информации, скоринге. К примеру, бюро обрабатывают сведения, делают срез среднего потребителя и составляют структуру заемщиков по регионам. Эти маркетинговые исследования они могут продавать, причем зарабатывая на ней больше, чем на других услугах. Такой анализ мог бы быть интересен банкам и ритейловым компаниям, которые перед вхождением в новый регион изучают рынок.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK