Наверх
12 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Граждан попросят пересесть на троллейбусы"

На прошлой неделе правительство собиралось рассмотреть стратегию развития транспорта России до 2010 года — своеобразный бизнес-план с конкретными задачами и объемами финансирования. Но в последний момент обсуждение отложили. Что случилось? Решили дождаться принятия трехлетнего бюджетного плана. Чтобы увериться наверняка: денег дадут.   А денег Минтранс просит немало — 6756,5 млрд. рублей на период до 2010 года. Стратегия-2010 предусматривает увеличение бюджетного финансирования с 0,72% от ВВП в 2005 году до 1% от ВВП. В абсолютном выражении прирост составит к 2010 году около 100 млрд. рублей. «При сохранении нынешнего объема бюджетного финансирования не только не удастся улучшить работу государственного сектора транспортной отрасли, но и создать нормальные условия для привлечения и увеличения доли частных инвестиций. На практике это означает срыв реализации стратегии и застой транспортной отрасли», — считает заместитель министра транспорта Александр Мишарин. Правда, почти половину «запрошенной» суммы — 3344,6 млрд. — в министерстве собираются выручить из внебюджетных источников. Доля финансирования из федерального бюджета в ближайшие годы, как надеются власти, уменьшится с 29% до 18—19%. Дескать, отрасль весьма перспективная для инвесторов — только создай условия. Кроме того, Минтранс надеется отхватить на стратегию 296,4 млрд. рублей из инвестиционного фонда. «Очевидно, что речь идет о приросте бюджетного финансирования, главным образом за счет инвестиционного фонда. Если хотите знать мое мнение, то весь фонд должен быть отдан под транспортную инфраструктуру». Или большая его часть», — сказал «Профилю» Александр Мишарин.

   Собственно, особая надежда на инвесторов — в сфере строительства автодорог. «27% дорог работает сейчас в режиме перегрузки. Остальные близки к этому показателю. Если ничего не делать, то завтра вы будете пользоваться машинами только у себя во дворе: сели, посидели, посигналили, вышли и пошли дальше. Скоро у вас начнет складываться впечатление, что, куда бы вы ни выехали, — везде пробка. Выход из этой ситуации, на мой взгляд, в строительстве платных дорог», — считает замминистра. На днях выйдет постановление правительства по Западному скоростному диаметру в Санкт-Петербурге. Набирают силу проекты и по другим дорогам: это и разные участки новой трассы Москва—Санкт-Петербург, отрезки центральной Кольцевой дороги Московской области, обход вокруг Одинцово, реконструкция дороги «Дон». Самый острый вопрос — кто будет выкупать землю под строительство дороги — государство на первых порах решило взять на себя. «Такой порядок соответствует мировой практике. Хотя я не исключаю, что в будущем этим будут заниматься инвесторы. В любом случае выкуп земли идет на коммерческой основе», — поясняет Мишарин.

   До 2010 года Минтранс предполагает построить и реконструировать 28,7 тыс. километров автодорог общего пользования в регионах. В результате протяженность трасс составит 610,6 тыс. км. Доля федеральных автомобильных дорог, соответствующих всем требованиям, увеличится до 46%, а тех, что обслуживают движение в режиме перегрузки, снизится до 25%. Автодороги, работающие сейчас с перегрузками, будут реконструироваться и модернизироваться. На самых загруженных участках проложат обходы, мостовые переходы, построят развязки. Важный проект — завершение строительства автомобильной дороги Чита—Хабаровск с дальнейшим выходом на Ванино. Таким образом сложится самая протяженная в мире национальная автомагистраль Москва—Владивосток (10 тыс. км), которая свяжет дорожную сеть Дальневосточного региона с опорной сетью дорог страны.

   Кстати, государство решило вмешаться в процесс автомобилизации населения и попробовать его регулировать. Конечно, ввести запрет типа «не больше двух авто в одну семью», вряд ли решатся, но намекать начнут. «Конечно, покупка семьей еще одного автомобиля говорит о росте благосостояния и подвижности, но, с другой стороны, объективно растет аварийность, увеличиваются транспортные заторы, затраты на создание инфраструктуры. Снижается скорость доставки грузов и пассажиров. А развитие маршрутной сети и скоростных видов транспорта вкупе с остальными мерами создаст альтернативу неконтролируемому росту использования личного авто», — говорит Мишарин. К тому же социальные инициативы, озвученные президентом, предусматривают и развитие городского транспорта. Заговорили даже о реформе общественного транспорта, которую решено было вынести даже в отдельную целевую подпрограмму. «Реформа предусматривает обновление парка — это 50—60% автобусов и троллейбусов. До сих пор эксплуатируются автобусы, расход бензина которых по 60 литров на 100 км. А нужно — до 30 литров. Кроме того, мы вносим в Госдуму закон об особенностях регулирования управлением городским транспортом, который в том числе прописывает технологию определения альтернативных перевозчиков и проведения конкурсов. Со следующего года в стратегии заложено также строительство метрополитенов. Пока объемы финансирования были явно недостаточны», — рассказывает замминистра. Строить будут там, где потенциально миллион пассажиров и более. В таких городах метро либо только возводится, либо работает несколько станций. Финансирование Минтранс обещает выбить. «В дополнение к этому мы разработали меры господдержки обновления подвижного состава. И в первую очередь субсидирование процентной ставки лизинга при приобретении новых вагонов. То же самое с автобусами, троллейбусами и трамваями. Все это должно изменить ситуацию, повысить качество услуг транспорта, их доступность для населения», — рассказывает Мишарин. Как обещают в Минтрансе, в результате к 2010 году подвижность населения возрастет в 1,3 раза (в 2003 году этот показатель составлял в России 4100 км на одного гражданина в год, в развитых странах — более 10 000 км). Снизится аварийность на транспорте — показатель числа погибших на 1000 автомобилей уменьшится на 12%, а выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта — на 20—30%. Получит ли Минтранс задуманную сумму, теперь мы узнаем только зимой.






   Согласно стратегии к 2010 году уровень доступности населения к основным транспортным коммуникациям увеличится на 20%, будет обеспечена постоянная круглогодичная связь с 3,1 тыс. населенными пунктами по дорогам с твердым покрытием. Подвижность населения России возрастет в 1,3 раза (в 2003 году — 4100 км на одного гражданина в год, в развитых странах — более 10 000 км).







   В стратегии до 2010 года планируется сооружение распределительных магистралей типа кольцевых дорог для мегаполисов, в том числе кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, строительство обходов крупных городов: Нижнего Новгорода, Сочи, Новосибирска, Красноярска, Иркутска. Также предполагается завершение строительства крупных мостовых переходов через Волгу у городов Ярославль, Ульяновск и Волгоград; через реку Каму в Пермской области; через Обь у Новосибирска, через Ангару у Иркутска, через Кольский залив в Мурманской области, через реку Кигач в Астраханской области, Томь в Кемерово.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK