Баталии вокруг макроэкономического раздела только что принятой программы правительства заслонили другие, куда более близкие каждому конкретному человеку положения. И прежде всего коренное переустройство взаимоотношений работника и работодателя, которые закреплены в правительственном проекте нового Кодекса законов о труде. Об этом документе "Профилю" рассказывает министр РФ по труду и социальному развитию Александр ПОЧИНОК."Профиль": Зачем понадобилась новая редакция Кодекса законов о труде? Александр Починок: За последние десять лет экономическая ситуация в стране полностью поменялась. Понятно, что существующий КЗОТ в этих условиях просто не работает. Он перегружен невыполнимыми сейчас социальными гарантиями, слишком унифицирован, в нем слишком много функций возложено на государство. Мы понимаем, что сейчас государство должно лишь определять общие, рамочные принципы регулирования. "П.": То есть государство отказывается от вмешательства в трудовые отношения и от социальных гарантий? А.П.: Нет, не отказывается. Все основные гарантии остаются. Традиционно сохраняется право на отдых -- на оплачиваемый ежегодный отпуск (размер его зависит от рода занятий, но составляет не менее 28 календарных дней с сохранением средней зарплаты, оговоренной в трудовом договоре) и определенное количество выходных дней. Остаются все льготы, связанные с профессиональным образованием, предусмотрен оплачиваемый отпуск студентам на время сессии и т.п. Продолжительность рабочей недели, как и ранее, составляет 40 часов. Регулируются переработки. В законе написано, что нельзя перерабатывать более 4 часов два дня подряд, а за год максимальная переработка должна составлять не более 120 часов. При этом оплачиваться сверхурочная работа должна не менее чем на 20% выше, чем урочная. Основным документом, регулирующим отношения работника и работодателя, станет теперь трудовой договор, а кодекс будет определять лишь самые общие положения. "П.": Что конкретно будет регулировать этот документ? А.П.: Трудовой договор станет теперь обязательным документом, который будет подписывать каждый работник с работодателем. В проекте КЗОТа сказано, что там должны обязательно указываться права и обязанности работника и работодателя, размер оплаты труда, достоверные характеристики и условия труда и т.д. Кроме того, там могут оговариваться и другие условия: испытательный срок, который не может превышать трех месяцев (для руководящих работников -- 6 месяцев), какие-либо особые условия вроде неразглашения коммерческой тайны и т.п. "П.": На какой срок будет заключаться договор? А.П.: Он может быть как постоянным -- на срок более пяти лет, так и временным. Минимальный срок не установлен. Причина проста: в условиях рынка работодатель часто не может гарантировать, что будет в состоянии соблюдать договоренности несколько лет. Кроме того, сейчас на многих предприятиях используют сезонных рабочих, нанимают людей для выполнения какой-либо конкретной задачи и т.п. "П.": Будет ли государство регулировать систему и размер оплаты труда? А.П.: Это довольно сложная проблема. Раньше было просто: слесарь пятого разряда получал одну и ту же сумму на любом предприятии в любой части страны. Сейчас мы уже не можем регулировать отношения таким образом. Мы не можем в кодексе диктовать работодателю-собственнику, как и сколько должен получать его работник. Однако мы должны задать некие общие правила игры. То есть установить минимальную оплату труда, меньше которой работник получать не должен. Пока же в проекте кодекса закреплено, что зарплата не может быть ниже законодательно установленного минимума -- МРОТа. "П.": Но ведь МРОТ, точнее, его нынешний размер -- величина довольно условная. Понятно, что прожить на такие деньги нельзя. А.П.: Условная она потому, что в последние годы государство не занималось этой проблемой. МРОТ нужно увеличивать (с 1 июля 2000 года минимальная зарплата составляет 132 рубля, с 1 января 2001 года планируется ее повышение до 200 рублей, а с 1 июля 2001 года до 300 рублей.-- "Профиль"). А вообще, я глубоко убежден, что мы должны в ближайшее время перейти к почасовой минимальной ставке оплаты труда. Причем дифференцированно по регионам, потому что уровень жизни в Москве и, например, в Иванове очень разный. И зарплата, соответственно, резко различается. "П.": В проекте КЗОТа написано, что в трудовом договоре обязательно нужно указывать реальный размер заработной платы. Откуда уверенность в том, что норма будет соблюдаться? А.П.: Вывод зарплат из тени -- проблема очень серьезная. На это направлена и налоговая реформа, и наши усилия. Мы считаем, что, выплачивая зарплату "в конверте", работодатель нарушает права работника на медицинское обслуживание, на социальную защиту, в том числе пенсионное обеспечение и т.п. Особенно актуально это в связи с принятым решением о постепенном переходе к адресной социальной защите. Вводится адресное пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, которое тесно увязано с размером доходов гражданина. Логично, что человек, официально получающий $500 и платящий налоги с этой суммы, должен бесплатно пользоваться лучшей клиникой и более широким спектром медицинских услуг, чем работник, который получает $100. Именно на это нацелена новая социальная политика, закрепленная в программе правительства. Задача в том, чтобы сам работник и уполномоченные им представители это тоже понимали. "П.": Уполномоченные представители -- это профсоюзы? А.П.: Не обязательно. В законе указывается, что представлять интересы работника перед работодателем могут как профсоюзы, так и любые другие уполномоченные им лица и органы -- адвокат или просто абстрактный гражданин Иванов, которому коллектив доверяет. Отличие нового кодекса от старого заключается в том, что там уже нет монополии профсоюзов на представительство и защиту интересов работника. "П.": Делаются ли в новом кодексе различия между государственными и частными предприятиями? А.П.: Нет, правила для всех одни. Причем в проекте Кодекса законов о труде впервые подробно прописаны права работодателя. Ведь он у нас был абсолютно не защищен. Это прежде всего касается увольнений. Ситуация ведь доведена до абсурда. Даже законченного пьяницу по нынешнему КЗОТу уволить очень сложно. В новой версии кодекса процедура упрощается: если сейчас работодатель должен согласовать увольнение с профсоюзом, то по новому закону он делать это вовсе не обязан. Лишь бы был соблюден трудовой договор. "П.": Когда новый трудовой кодекс вступит в силу? А.П.: Мы надеемся, что Дума рассмотрит его в начале осенней сессии. В таком случае он начнет действовать с 1 января 2001 года.
Баталии вокруг макроэкономического раздела только что принятой программы правительства заслонили другие, куда более близкие каждому конкретному человеку положения. И прежде всего коренное переустройство взаимоотношений работника и работодателя, которые закреплены в правительственном проекте нового Кодекса законов о труде. Об этом документе "Профилю" рассказывает министр РФ по труду и социальному развитию Александр ПОЧИНОК."Профиль": Зачем понадобилась новая редакция Кодекса законов о труде? Александр Починок: За последние десять лет экономическая ситуация в стране полностью поменялась. Понятно, что существующий КЗОТ в этих условиях просто не работает. Он перегружен невыполнимыми сейчас социальными гарантиями, слишком унифицирован, в нем слишком много функций возложено на государство. Мы понимаем, что сейчас государство должно лишь определять общие, рамочные принципы регулирования. "П.": То есть государство отказывается от вмешательства в трудовые отношения и от социальных гарантий? А.П.: Нет, не отказывается. Все основные гарантии остаются. Традиционно сохраняется право на отдых -- на оплачиваемый ежегодный отпуск (размер его зависит от рода занятий, но составляет не менее 28 календарных дней с сохранением средней зарплаты, оговоренной в трудовом договоре) и определенное количество выходных дней. Остаются все льготы, связанные с профессиональным образованием, предусмотрен оплачиваемый отпуск студентам на время сессии и т.п. Продолжительность рабочей недели, как и ранее, составляет 40 часов. Регулируются переработки. В законе написано, что нельзя перерабатывать более 4 часов два дня подряд, а за год максимальная переработка должна составлять не более 120 часов. При этом оплачиваться сверхурочная работа должна не менее чем на 20% выше, чем урочная. Основным документом, регулирующим отношения работника и работодателя, станет теперь трудовой договор, а кодекс будет определять лишь самые общие положения. "П.": Что конкретно будет регулировать этот документ? А.П.: Трудовой договор станет теперь обязательным документом, который будет подписывать каждый работник с работодателем. В проекте КЗОТа сказано, что там должны обязательно указываться права и обязанности работника и работодателя, размер оплаты труда, достоверные характеристики и условия труда и т.д. Кроме того, там могут оговариваться и другие условия: испытательный срок, который не может превышать трех месяцев (для руководящих работников -- 6 месяцев), какие-либо особые условия вроде неразглашения коммерческой тайны и т.п. "П.": На какой срок будет заключаться договор? А.П.: Он может быть как постоянным -- на срок более пяти лет, так и временным. Минимальный срок не установлен. Причина проста: в условиях рынка работодатель часто не может гарантировать, что будет в состоянии соблюдать договоренности несколько лет. Кроме того, сейчас на многих предприятиях используют сезонных рабочих, нанимают людей для выполнения какой-либо конкретной задачи и т.п. "П.": Будет ли государство регулировать систему и размер оплаты труда? А.П.: Это довольно сложная проблема. Раньше было просто: слесарь пятого разряда получал одну и ту же сумму на любом предприятии в любой части страны. Сейчас мы уже не можем регулировать отношения таким образом. Мы не можем в кодексе диктовать работодателю-собственнику, как и сколько должен получать его работник. Однако мы должны задать некие общие правила игры. То есть установить минимальную оплату труда, меньше которой работник получать не должен. Пока же в проекте кодекса закреплено, что зарплата не может быть ниже законодательно установленного минимума -- МРОТа. "П.": Но ведь МРОТ, точнее, его нынешний размер -- величина довольно условная. Понятно, что прожить на такие деньги нельзя. А.П.: Условная она потому, что в последние годы государство не занималось этой проблемой. МРОТ нужно увеличивать (с 1 июля 2000 года минимальная зарплата составляет 132 рубля, с 1 января 2001 года планируется ее повышение до 200 рублей, а с 1 июля 2001 года до 300 рублей.-- "Профиль"). А вообще, я глубоко убежден, что мы должны в ближайшее время перейти к почасовой минимальной ставке оплаты труда. Причем дифференцированно по регионам, потому что уровень жизни в Москве и, например, в Иванове очень разный. И зарплата, соответственно, резко различается. "П.": В проекте КЗОТа написано, что в трудовом договоре обязательно нужно указывать реальный размер заработной платы. Откуда уверенность в том, что норма будет соблюдаться? А.П.: Вывод зарплат из тени -- проблема очень серьезная. На это направлена и налоговая реформа, и наши усилия. Мы считаем, что, выплачивая зарплату "в конверте", работодатель нарушает права работника на медицинское обслуживание, на социальную защиту, в том числе пенсионное обеспечение и т.п. Особенно актуально это в связи с принятым решением о постепенном переходе к адресной социальной защите. Вводится адресное пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, которое тесно увязано с размером доходов гражданина. Логично, что человек, официально получающий $500 и платящий налоги с этой суммы, должен бесплатно пользоваться лучшей клиникой и более широким спектром медицинских услуг, чем работник, который получает $100. Именно на это нацелена новая социальная политика, закрепленная в программе правительства. Задача в том, чтобы сам работник и уполномоченные им представители это тоже понимали. "П.": Уполномоченные представители -- это профсоюзы? А.П.: Не обязательно. В законе указывается, что представлять интересы работника перед работодателем могут как профсоюзы, так и любые другие уполномоченные им лица и органы -- адвокат или просто абстрактный гражданин Иванов, которому коллектив доверяет. Отличие нового кодекса от старого заключается в том, что там уже нет монополии профсоюзов на представительство и защиту интересов работника. "П.": Делаются ли в новом кодексе различия между государственными и частными предприятиями? А.П.: Нет, правила для всех одни. Причем в проекте Кодекса законов о труде впервые подробно прописаны права работодателя. Ведь он у нас был абсолютно не защищен. Это прежде всего касается увольнений. Ситуация ведь доведена до абсурда. Даже законченного пьяницу по нынешнему КЗОТу уволить очень сложно. В новой версии кодекса процедура упрощается: если сейчас работодатель должен согласовать увольнение с профсоюзом, то по новому закону он делать это вовсе не обязан. Лишь бы был соблюден трудовой договор. "П.": Когда новый трудовой кодекс вступит в силу? А.П.: Мы надеемся, что Дума рассмотрит его в начале осенней сессии. В таком случае он начнет действовать с 1 января 2001 года.