Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "Груз ответственности"

Перевозка грузов со времен Синдбада-морехода если и стала безопаснее, то не намного: место флибустьеров заняли вполне по-современному оснащенные техникой и оружием грабители, сказочных чудовищ с успехом заменили террористы, а число ураганов и прочих стихийных бедствий только возросло. Единственный выход компенсировать возможные убытки при транспортировке груза — застраховать его.Держи вора!

Все течет, ничего не изменяется: сегодня, как и прежде, отправителям грузов в первую очередь приходится опасаться воровства. Воруют все: привезенное из Венгрии ковровое покрытие (этот инцидент обошелся страховой компании «Мегарусс» в $23 тыс.), трубы из нержавеющей стали (Военно-страховая компания, $79 тыс.) и т.д.
Помимо воров грузы в пути подстерегают техногенные катастрофы (крушения поездов, падения самолетов, взрывы, банальные ДТП на автодорогах) и стихийные бедствия (бури, грозы, шторма, пожары). Словом, страхуйся кто может! Но ведь не страхуются почти.
В России, по статистике, защитой обеспечивается лишь десятая часть грузов. Ежегодные сборы российских страховых компаний по грузам составляют примерно 5 млрд. руб. в год ($172 млн.) — примерно 3% объема всего страхового рынка.
В подавляющем большинстве случаев в России страхуют импортно-экспортные перевозки. Практически всегда это касается транспортировки музейных ценностей, «ювелирки», денежной наличности, произведений искусства. Довольно часто полисы страхования груза покупают при отправке товаров народного потребления, которые легко похитить и сбыть на любом рынке: продуктов питания, косметики, бытовой техники и даже туалетной бумаги. Страхуется в обязательном порядке также все, что перевозится по воде, — ни один капитан приличного судна не примет на борт незастрахованный груз.
В остальных же случаях наличие страховки скорее исключение, чем правило транспортировки.
Таможня берет добро

Очень часто наши предприниматели не страхуют грузы только потому, что надеются возместить возникающий материальный ущерб за счет транспортной компании или экспедитора, который организует доставку и сопровождение груза. Эти фирмы на самом деле по договору помимо транспортировки отвечают за сохранность перевозимого, даже если груз не застрахован. Беда грузовладельцев лишь в том, что все перевозчики отвечают за порчу или гибель груза в ограниченных пределах — так записано в международных конвенциях. К примеру, максимальная ответственность автоперевозчиков составляет $12—13 за кг, авиакомпаний — до $25 за кг. Так что если нужно перевозить легкие, но дорогостоящие изделия, скажем компьютерные платы или меха, груз лучше застраховать.
Тем, кто перевозит менее ценные грузы, нужно помнить: перевозчики и экспедиторы, в отличие от страховщиков, возмещают ущерб только в случае, если груз пострадал по их вине. А порча или утрата товара при стихийном бедствии, наводнении и прочих непредсказуемых событиях (ошибки пилота или водителя к таковым не относятся) ими не оплачивается.
Еще один источник рисков — таможня. Поэтому при перевозке грузов по международным трассам весьма актуально такое дополнение к стандартному полису страхования ответственности, как защита от «таможенных рисков». К ним относятся кражи и порча груза во время досмотров, неправильное оформление таможенными службами документов, в результате чего перевозчики грузов становятся должниками по уплате пошлин, порча груза из-за затягивания «растаможки» и др. В подобных случаях страховые компании, к примеру «Ингосстрах», помогают своим клиентам — транспортным предприятиям снять претензии таможни, а если не получится — возмещают убытки.
Проблемы с таможней настолько часты, что включение в полис страхования ответственности перевозчика таможенного риска поднимает его цену на 25—30%.
Стоимость полиса ответственности перевозчика обычно составляет 0,3—0,7% суммы, в пределах которой страховая компания будет оплачивать оплошности своего клиента.
Спасение уцелевших

Сегодня трудно отыскать вид груза, который российские страховщики отказались бы принять под свою защиту. Они готовы страховать строительные материалы, продукты питания, урожай, продукцию и отходы машиностроительных и химических предприятий вплоть до ядерного топлива и оружия, а также супердорогостоящие предметы искусства, музейные экспозиции, в том числе и ювелирные украшения, деньги, ценные бумаги.
При этом неважно, едет этот груз, летит или плывет по территории России, стран дальнего или ближнего зарубежья. Для страховой компании не имеет значения также и то, кому принадлежит товар: «челноку»-предпринимателю, отправляющему тюки с дубленками из Турции в Екатеринбург, или известной международной корпорации. Главное — чтобы отправитель груза мог документально подтвердить его стоимость, а происхождение груза не вызывало бы у страховщиков вопросов. Страховая компания всегда отыщет предлог, чтобы не иметь дела с сомнительными или «нежелательными» грузами. В крайнем случае, страховщик запросит за свои услуги столько, что намерение страховать груз отпадет само собой.
Договоры страхования грузов традиционно заключаются «на рейс». Но испытанным постоянным клиентам идут навстречу и подписывают с ними генеральные соглашения. Это позволяет разом застраховать все запланированные на полгода или год перевозки. При этом полис будет примерно на четверть дешевле, чем при страховании каждого отдельного рейса.
Подавляющее большинство отечественных страховых компаний переняли мировую практику, в соответствии с которой полисы делят по составу включенных в них рисков. Поэтому они предлагают клиентам близкие к международным стандартам договоры страхования «с ответственностью за все риски», «с ответственностью за частную аварию», «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения».
В первом случае страхователям возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего груза, а также его части, возникающие практически по любым причинам, кроме специально оговоренных (их перечень приведен ниже).
При страховании «с ответственностью за частную аварию» возмещаются убытки от повреждения, а также полной или частичной гибели груза в различных аварийных ситуациях, вызванных грозами, штормами, стихийными бедствиями, крушениями или столкновениями транспортных средств, несчастными случаями, пропажей судов и самолетов без вести.
По полису «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» убытки от повреждения груза не оплачиваются, а возмещение выдается только в случае полной гибели груза или его части. Например, если в результате крушения судна-рефрижератора в море погибли тонны мороженой рыбы, страховка будет выплачена. А вот если одна из холодильных установок вышла из строя и улов протух — нет. Так что такие полисы разумно использовать при транспортировке непортящихся и трудноповреждаемых грузов, скажем, стальных отливок или железобетонных конструкций.
Во всех без исключения случаях помимо компенсации собственно ущерба от гибели или порчи компании оплачивают владельцам застрахованных товаров расходы по спасению уцелевшего груза.
Штормовое предупреждение

Однако есть случаи, когда страховое возмещение не выплачивается, даже если груз застрахован с ответственностью за все риски.
Так, по принятым во всем мире и России стандартным полисам не оплачивается ущерб, причиненный в результате военных действий, народных волнений, забастовок, конфискации имущества. Не покрываются также убытки от атомного взрыва, воздействия радиации, грубого умысла и небрежности страхователя. Все это — стандартные исключения договора страхования груза.
Зачастую из списка страховых событий вычеркивают также усушку грузов, а также повреждения червями, грызунами. Впрочем, по индивидуальной договоренности со страховщиком и за отдельную плату каждый из этих рисков может быть включен в конкретный полис.
За дополнительную плату в страховом договоре можно предусмотреть и компенсацию убытков в результате задержки поставки груза.
Страховщики ни за что не станут компенсировать ущерб, если в контейнере с целыми пломбами обнаружится недостача. К примеру, в практике Промышленно-страховой компании был случай, когда клиент заявил об исчезновении из железнодорожного контейнера по пути из Москвы в Екатеринбург туалетной бумаги и кофе на $10 тыс. Поскольку пломба на контейнере была исправной, возмещения он не получил.
Между тем страховщикам известны некоторые способы хищения и из опломбированной тары. К примеру, компания «Нефтеполис» регулярно компенсирует недостачу нефтепродуктов в железнодорожных цистернах своих клиентов, даже если пломбы целы, поскольку народные умельцы научились пропускать в емкость шланг, не нарушая пломбы. Так, в августе «Нефтеполису» в аналогичной ситуации пришлось выплатить компании «Роснефть-Кубаньнефтепродукт» 142 тыс. руб. (около $5 тыс.).
А вот в «Энергогарант» однажды обратился за возмещением клиент, обнаруживший вмятины, царапины, следы ударов на дорогостоящей офисной технике при абсолютно нетронутой упаковке. Естественно, что вместо денег он получил от страховщиков совет обратиться с претензиями к поставщикам.
Не кантовать!

Стоимость страхования зависит, в частности, от выбора страховой суммы, привязанной к виду груза, от маршрута, способа транспортировки и составляет 0,05—0,7% от страховой суммы, то есть максимальной, которая может быть получена от компании в случае полной гибели застрахованного груза. Она определяется при заключении договора страхования по согласованию с клиентом.
Обычно за страховую сумму принимают стоимость перевозимого груза по счету-фактуре. Сюда же может быть включена стоимость услуг перевозчика (фрахт) и хранения груза. Чем ценнее груз, тем больше придется платить за страховку.
Заметный след в бюджете грузовладельца может оставить чрезвычайно сложный маршрут и дальность транспортировки. Одно дело плыть из Находки в Магадан и совсем другое — в Санкт-Петербург. Чем больше в пути перегрузок и перевалок, тем страховка дороже: при погрузо-разгрузочных работах имущество чаще всего теряется или повреждается.
Кстати, от выбора транспортного средства также зависит стоимость страхования. С точки зрения страховщиков, наиболее безопасными для груза, несмотря ни на что, считаются авиаперевозки. Чуть чаще возникают проблемы на воде. Далее в списке страховой благонадежности числится железная дорога, и уж совсем много неприятностей страховщикам и их клиентам доставляет автомобильный транспорт.
К примеру, только «Ингосстрах» по полисам страхования ответственности авто- и железнодорожных перевозчиков еженедельно платит не менее $50 тыс. Вот почему полисы для груза, путешествующего по воздуху, заметно дешевле, чем при транспортировке автомобилем. При этом страховщикам совершенно не важно, какую именно авиа- или судоходную компанию нанял клиент. Другое дело — возраст судна. Это и понятно. Старые, изношенные самолеты, автомобили, морские суда имеют больше шансов выйти из строя, причем прямо в воздухе, на дороге или в открытом море.
Определенное значение имеет упаковка. Самыми безопасными, а значит, наиболее дешевыми при страховании считаются контейнерные перевозки. Хуже, когда груз упакован в ящики: его легче уронить, проще украсть или потерять. Поэтому страховка такого груза будет более дорогой.
Комиссарское дело

В течение последних лет тарифы по страхованию грузов постоянно снижались. Два года назад стоимость «грузовых полисов» была в полтора-два раза выше. Но в будущем году страховщики не ожидают дальнейшего снижения цены страхования грузов. В недавнем прошлом тарифы «катились» вниз благодаря борьбе компаний за клиента-грузовладельца. Теперь страховщики стремятся завоевать клиента, предлагая полисы страхования грузов, дополненные различными бесплатными сервисными услугами, Это и помощь в составлении оптимального маршрута транспортировки, и юридическая поддержка в судебных разбирательствах, и услуги по подбору перевозчика, экспедитора, надежного охранного агентства.
Некоторые страховщики уже обзавелись собственной сетью аварийных комиссаров (сюрвейеров), без которых не обойтись при наступлении страхового случая вдалеке от центрального офиса. Они расследуют обстоятельства страховых событий, устанавливают их причину, оценивают причиненный грузу ущерб, а также ведут розыск пропавшего груза. Так что теперь страховой бизнес делает ставку на качество.

Средние тарифы по страхованию отдельных категорий грузов, перевозимых автомобильным и железнодорожным транспортом (Москва — Европейская часть России)

~0103~Наименование компании~0103~Условия страхования~1301~Средний тариф (% страховой суммы)
~0501~Автотранспорт~0501~Железнодорожный транспорт~0301~Воздушный транспорт
Продтовары, спиртные напиткиБытовая электроника, вычислительная и оргтехникаАвтомобилиНасыпные грузыНефть и нефтепродуктыПродтовары, спиртные напиткиБытовая электроника, вычислительная и оргтехникаАвтомобилиНасыпные грузыНефть и нефтепродуктыПродтовары, спиртные напиткиБытовая электроника, вычислительная и оргтехникаАвтомобили
ВСКС ответственностью за все риски0,30,250,230,350,30,2250,230,350,1750,20,2
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,250,150,150,2250,250,20,20,250,1250,1250,125
«Интеррос-Согласие»С ответственностью за все риски0,30,30,350,40,250,250,250,30,15-0,40,20,150,20,2
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,150,150,170,010,110,120,120,150,10,10,10,10,1
«Лексгарант»С ответственностью за все риски0,230,250,250,220,240,260,20,210,22
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,120,150,110,130,1350,1250,120,10,10,110,1250,115
~С ответственностью за частную аварию0,20,20,210,1950,20,220,180,1850,195
«Мегарусс»С ответственностью за все риски0,225-0,450,25-0,3950,215-0,550,2-0,550,275-0,550,25-0,550,35-0,750,215-0,350,2-0,350,215-0,2750,2-0,250,215-0,275
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,15-0,3150,125-0,270,15-0,310,15-0,40,2-0,3750,2-0,350,2-0,350,15-0,350,15-0,3150,15-0,1850,15-0,1750,15-0,175
~С ответственностью за частную аварию0,2-0,390,15-0,370,15-0,350,215-0,450,215-0,450,2-0,450,15-0,3250,175-0,20,165-0,2
«НАСТА»С ответственностью за все риски0,450,50,40,20,20,350,450,20,20,20,2
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,180,170,120,10,10,150,150,150,10,10,1
~С ответственностью за частную аварию0,280,30,250,120,120,30,250,150,120,120,15
«Нефтеполис»С ответственностью за все риски0,250,310,50,10,20,220,280,50,10,20,20,20,2
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,160,190,20,050,10,130,160,20,050,10,120,120,12
~С ответственностью за частную аварию0,190,250,30,060,150,160,220,30,060,150,10,10,1
«ПАРИ»С ответственностью за все риски0,25-0,50,2-0,40,25-0,60,3-0,60,2-0,50,2-0,40,2-0,250,15-0,25
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,15-0,30,12-0,250,15-0,350,15-0,450,18-0,350,12-0,30,12-0,250,15-0,40,15-0,350,12-0,150,1-0,15
~С ответственностью за частную аварию0,2-0,450,15-0,350,2-0,50,25-0,50,15-0,450,15-0,350,15-0,20,12-0,2
«Прогресс-Гарант»С ответственностью за все риски0,15-0,40,15-0,450,1-0,350,05-0,150,15-0,30,1-0,40,15-0,450,1-0,40,05-0,250,15-0,250,1-0,250,15-0,30,15-0,25
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,1-0,150,1-0,150,07-0,150,050,1-0,150,1-0,150,1-0,150,1-0,150,05-0,10,08-0,150,08-0,150,12-0,20,1-0,2
~С ответственностью за частную аварию0,15-0,20,15-0,30,1-0,250,05-0,10,15-0,20,15-0,20,15-0,250,1-0,250,05-0,150,1-0,20,1-0,20,12-0,250,15-0,2
Промышленно-страхованя компанияС ответственностью за все риски0,18-0,40,17-0,40,2-0,350,15-0,40,15-0,40,13-0,380,2-0,350,05-0,40,12-0,30,12-0,3
«Ренессанс Страхование»С ответственностью за все риски0,250,250,30,250,250,30,20,2
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,130,13~
«Русский Страховой Центр»С ответственностью за все риски0,350,250,50,30,250,450,350,50,250,20,20,250,2
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,220,20,40,20,20,380,250,40,30,150,150,20,17
«Энергогарант»С ответственностью за все риски0,3-0,40,2-0,350,35-0,40,3-0,350,2-0,350,2-0,350,25-0,40,3-0,50,3-0,350,22-0,350,2-0,250,2-0,250,2-0,25
~Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения0,15-0,20,15-0,20,15-0,20,150,150,190,120,120,120,150,150,150,15
~С ответственностью за частную аварию0,210,210,220,200,200,250,250,250,20,20,20,20,2

Прочерк — нет данных.

Характеристика услуг по страхованию грузов (по итогам 9 месяцев 2001 года)

Наименование компанииСтраховые взносы, собранные в 2001 году (тыс. руб.)Выплаты в 2001 году (тыс. руб.)Число выписанных полисовСредняя страховая сумма на один полис (тыс. долл.)Виды транспортаТерритория страхованияПреобладающие группы грузов, страхуемых компаниейДополнительные услугиНа страхование не принимается
ВСК40 97985065254всевесь мирнетПломбы, консультации, подбор экспедиторовплеменной скот, ценные бумаги
«Интеррос-Согласие»499 80019 750350020?всевесь мирцветные металлы, полимеры, ценные грузыОхрана, сюйвейерские услуги, подбор экспедиторов и перевозчиканаркотики, контрабандные товары
«Лексгарант»*128020,7150всевесь мирспециальные грузыПломбы, сопровождение, сюрвейерские услуги
«НАСТА»21 3292546200всевесь мирпромышленное оборудование, прокат, печатная продукцияподбор экспедиторов и перевозчика
«Нефтеполис»132 22737712731300всеРФ, Европа, Азия, Северная АмерикаНефть и нефтепродуктысюйвейерские услугигрузы неизвестного происхождения
«ПАРИ»122 52663871200050 000?всевесь миркомпьютеры, оргтехника, мебель, отделочные материалыПодбор охраны и экспедитора, сюйвейерские услуги
Промышленно-страховая компания591 517320950180всевесь мирпродтовары, спиртные напитки, медикаменты, бытовая техника, деньгиПломбы, сюйвейерские услуги
«Ренессанс Страхование»56 2551199530730всевесь мирЭлектробытовые товары, продукты, автомобилиПодбор охраны, экспедитора и перевозчика, сюйвейерские услугиСтекло «без франшизы»
«Русский Страховой Центр»25 5000400300всевесь мир, кроме АвстралииПродукция ВПКПломбы, сюйвейерские услуги
«Энергогарант»103 837524500080всевесь мирСырье, компьютеры, коммуникационное оборудованиеОхрана, осмотр груза, сюйвейерские услугиГрузы в несоответствующей упаковке

Прочерк — нет данных.

Прочерк — нет данных.

* Представлены данные по перевозке только гражданских грузов.

Средние тарифы по страхованию ответственности грузоперевозчиков (в % от лимита страховой ответственности)

~0102~Наименование компании~0102~Вид договора~0401~Средние тарифы по видам транспорта~0102~Территория страхования~0102~Дополнительные услуги
АвтоЖ/дВодныйВоздушный
ВСК«На рейс»0,02нетнетдо 10% годового тарифавесь мирКонсультации по вопросам пограничного, таможенного, транспортного контроля, рассрочка платежа
~«На срок»1,2нетнет0,02—0,3весь мирКонсультации по вопросам пограничного, таможенного, транспортного контроля, рассрочка платежа
«Интеррос-Согласие»«На срок»0,350,4РФПомощь в лизинге транспортных средств
«НАСТА»«На рейс»1,41,21,01,3весь мируслуги сюрвейера
~«На срок»0,420,360,30,39весь мируслуги сюрвейера
«Прогресс-Гарант»«На рейс»0,020,020,020,03весь мир, за исключением зон военных действийуслуги сюрвейера, юридическая поддержка, подбор охраны
~«На срок»0,04—0,70,04—0,60,04—0,450,04—0,35весь мир, за исключением зон военных действийуслуги сюрвейера, юридическая поддержка, подбор охраны
«Ренессанс Страхование»«На срок»$300—800 на машинунетнетнетЕвропаПолный страховой сервис

Прочерк — нет данных.

Прочерк — нет данных.

* Представлены данные по перевозке только гражданских грузов.

Прочерк — нет данных.

ВСЕВОЛОД ИВАНОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK