25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Грязь или почва?"

Архивная публикация 2002 года: "Грязь или почва?"

Налоговая реформа, изложенная на бумаге, -- важный документ. Выброшенная на тротуар, эта бумага становится мусором, который нужно подметать.Есть такая, уже ставшая штампом фраза (автор -- Ленин): маленькая картинка для выяснения больших вопросов. Прошедшая неделя дала как раз такой, на первый взгляд незначительный, факт, за которым стоит очень серьезная проблема.
Проводимая уже третий год кряду налоговая реформа -- дело, безусловно, положительное. Ее цели не могут не вызывать рукоплесканий: снизить общую налоговую нагрузку (в том числе за счет отмены налогов с оборота), упорядочить и упростить законодательство, вывести бизнес из тени и таким образом увеличить доходы бюджета. Есть и менее афишируемые цели: перераспределение налоговых поступлений между тремя "этажами" бюджета (центром, регионами и муниципалитетами) в пользу "этажа" первого.
Все -- и явные, и камуфлируемые цели -- уже частично достигнуты. И если по части явных эффект и впрямь позитивен, то что касается целей тайных, здесь дела обстоят неважно. Ведь перераспределение поступлений должно сопровождаться и переделом полномочий. А вот тут не все так просто. Особенно когда дело доходит до самых нижних (то есть самых близких к людям) муниципальных бюджетов. Именно они, пожалуй, потеряли больше всего (можно и так -- меньше всего приобрели) в ходе налоговой реформы.
Потому что сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местах же это увеличение не столь заметно. К тому же борьба с оборотными налогами именно по нижнему бюджетному "этажу" ударила наиболее чувствительно. Постепенное сокращение ставки дорожного налога было обещано возместить субвенциями на дорожное строительство из госбюджета. Обещание выполнено частично. Дорог стали строить меньше. Примерно такая же картина в отношении налога с продаж. О его предстоящей ликвидации уже объявлено. Объявлено и о компенсации, но никто не гарантирует, что не повторится история с налогом дорожным.
А между тем фасады нужно красить, поликлиники ремонтировать, а дороги подметать. Потому как рост средств на счетах, где концентрируются доходы федерального бюджета, обыватель не замечает. А вот убогий вид улиц своего городка заметит всенепременно. И как раз по их состоянию и судит об успешности или неуспешности налоговой реформы (хотя может даже не знать такого словосочетания).
К чему это длинное рассуждение? А к тому, что центральная власть -- в данном случае в лице Совета Федерации -- в очередной раз продемонстрировала пренебрежение такой мелочью, как неподметенные улицы, ради благих и безусловно позитивных целей налоговой реформы. Суть такова: Дума на основании обращений с мест разрешила тем муниципалитетам, где не введен налог с продаж, заменить его налогом на уборку территории (3% от фонда зарплаты для юрлиц и 50 рублей для домовладельцев). Решение, казалось бы, логичное. Ведь нужно на что-то местным властям метлы закупать и зарплату дворникам выплачивать. Однако Совфед отклонил этот прошедший Думу документ как "дезавуирующий все достижения налоговой реформы". То есть -- пусть улицы не метут, лишь бы восторжествовал либеральный принцип. Похоже, что принцип и в самом деле восторжествует и улицы постепенно зарастут грудами мусора.
Так что в очередной раз в России получается, что либерализм, прививаемый "сверху", обрастает грязью, когда доходит до "низа". Ведь налоговая реформа, изложенная на бумаге, только до той поры важный и нужный документ, пока ее, бумагу, не выбрасывают на тротуар. А тогда она превращается в мусор, который нужно убирать.

Налоговая реформа, изложенная на бумаге, -- важный документ. Выброшенная на тротуар, эта бумага становится мусором, который нужно подметать.Есть такая, уже ставшая штампом фраза (автор -- Ленин): маленькая картинка для выяснения больших вопросов. Прошедшая неделя дала как раз такой, на первый взгляд незначительный, факт, за которым стоит очень серьезная проблема.

Проводимая уже третий год кряду налоговая реформа -- дело, безусловно, положительное. Ее цели не могут не вызывать рукоплесканий: снизить общую налоговую нагрузку (в том числе за счет отмены налогов с оборота), упорядочить и упростить законодательство, вывести бизнес из тени и таким образом увеличить доходы бюджета. Есть и менее афишируемые цели: перераспределение налоговых поступлений между тремя "этажами" бюджета (центром, регионами и муниципалитетами) в пользу "этажа" первого.

Все -- и явные, и камуфлируемые цели -- уже частично достигнуты. И если по части явных эффект и впрямь позитивен, то что касается целей тайных, здесь дела обстоят неважно. Ведь перераспределение поступлений должно сопровождаться и переделом полномочий. А вот тут не все так просто. Особенно когда дело доходит до самых нижних (то есть самых близких к людям) муниципальных бюджетов. Именно они, пожалуй, потеряли больше всего (можно и так -- меньше всего приобрели) в ходе налоговой реформы.

Потому что сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местах же это увеличение не столь заметно. К тому же борьба с оборотными налогами именно по нижнему бюджетному "этажу" ударила наиболее чувствительно. Постепенное сокращение ставки дорожного налога было обещано возместить субвенциями на дорожное строительство из госбюджета. Обещание выполнено частично. Дорог стали строить меньше. Примерно такая же картина в отношении налога с продаж. О его предстоящей ликвидации уже объявлено. Объявлено и о компенсации, но никто не гарантирует, что не повторится история с налогом дорожным.

А между тем фасады нужно красить, поликлиники ремонтировать, а дороги подметать. Потому как рост средств на счетах, где концентрируются доходы федерального бюджета, обыватель не замечает. А вот убогий вид улиц своего городка заметит всенепременно. И как раз по их состоянию и судит об успешности или неуспешности налоговой реформы (хотя может даже не знать такого словосочетания).

К чему это длинное рассуждение? А к тому, что центральная власть -- в данном случае в лице Совета Федерации -- в очередной раз продемонстрировала пренебрежение такой мелочью, как неподметенные улицы, ради благих и безусловно позитивных целей налоговой реформы. Суть такова: Дума на основании обращений с мест разрешила тем муниципалитетам, где не введен налог с продаж, заменить его налогом на уборку территории (3% от фонда зарплаты для юрлиц и 50 рублей для домовладельцев). Решение, казалось бы, логичное. Ведь нужно на что-то местным властям метлы закупать и зарплату дворникам выплачивать. Однако Совфед отклонил этот прошедший Думу документ как "дезавуирующий все достижения налоговой реформы". То есть -- пусть улицы не метут, лишь бы восторжествовал либеральный принцип. Похоже, что принцип и в самом деле восторжествует и улицы постепенно зарастут грудами мусора.

Так что в очередной раз в России получается, что либерализм, прививаемый "сверху", обрастает грязью, когда доходит до "низа". Ведь налоговая реформа, изложенная на бумаге, только до той поры важный и нужный документ, пока ее, бумагу, не выбрасывают на тротуар. А тогда она превращается в мусор, который нужно убирать.

НАТАЛЬЯ РОМАНОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».