Профиль

Архивная публикация 2008 года: "Хэн-де-кок"

ХХХ Московский кинофестиваль откроется мировой премьерой американского блокбастера с Уиллом Смитом и Шарлиз Терон «Хэнкок». В конкурсе-2008 участвуют две российские картины.Поскольку первый кинофестиваль состоялся в Москве в 1959 году, а до того проводился еще один — предвоенный — в 1939-м, то в следующем, 2009 году, Московский кинофестиваль сделает вид, что ему 70. Посмотрим, какие изменения претерпят его наружность и повадка.

К тридцати у нашего фестиваля появилось практически все, чтобы не теряться среди сверстников и не казаться выскочкой на фоне более зрелых и респектабельных фестивалей. Не потеряв класса «А», то есть права брать в конкурс только нетронутые фильмы, 30-й обзавелся мировой голливудской премьерой для торжественного открытия, двумя-тремя лакомыми ретроспективами для души и десятком небольших симпатичных программ для протокола. Он — в курсе течений международной фестивальной жизни и блещет широтой кругозора во внеконкурсных показах лауреатов не только Канна и Берлина, но и Локарно с Роттердамом. У него появился собственный кабинет в виде многозального комплекса «Октябрь», где крутят кино и размещаются фестивальные службы. За последние два-три года образ фестиваля в основном сформировался, и ММКФ сегодня выглядит как деловитый менеджер, держащий нос по ветру и лелеющий амбициозные планы — стать наконец акционером на празднике серьезных, настоящих, мировых киноденег. Для этого ему когда-нибудь понадобится собственный кинорынок, а сам он настаивает на государственной поддержке и крепко задумывается о переезде и новом изменении статуса. Поди плохо вместо арендованного на лето кабинета вселиться в постоянную штаб-квартиру и круглый год работать-работать-работать. Об этом — заботы Леонида Верещагина, продюсера фестиваля и одновременно гендиректора студии «ТриТэ» Никиты Михалкова. Для полного удовлетворения нынешнему московскому мероприятию, пожалуй, не хватает лишь малого рожна: документального фильма или полнометражного мультика в главном конкурсе, как заведено нынче в мировой фестивальной практике.

Впрочем, на фестивале уже пятый год существует дополнительный конкурс «Перспективы». И вот туда как раз отобраны даже две неигровые картины, обе из России. Это новый фильм известного документалиста Виталия Манского «Рассвет/Закат» и «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» — фрагмент киноромана о Георгии Ивановиче Рерберге, великом русском операторе. Режиссер Игорь Майборода называет то, что случилось на съемках «Сталкера» между Андреем Тарковским и съемочной группой фильма, «духовным Чернобылем» и предлагает документальные свидетельства того отвратительного конфликта.

В основном конкурсе Россия представлена также двумя картинами. Это «Сад» Сергея Овчарова и «Однажды в провинции» Кати Шагаловой. Овчаров не снимал почти семь лет. Для Шагаловой это вторая работа.

Питерский мастер нескладух и небывальщин, Овчаров обращался к Лескову и Салтыкову-Щедрину, снимал «Сказ про Федота-стрельца». Остроумный исследователь национального характера в формах аттракциона и знаток фольклора, он вдруг взялся за чеховский «Вишневый сад». Антону Павловичу досадно было: «Критика рядит меня в какие-то плакальщицы!» Овчаров стирает пыль традиции, а заодно и меланхолию с портрета классика, сравнивает персонажей пьесы с масками итальянской comedia del arte, в конце концов, он ставит водевиль. Эксцентрика немногим давалась в отечестве. Сергей Овчаров ее признанный виртуоз.

Именитый Роман Балаян хотя и представляет кино Украины, но его «Райские птицы» поют все же по-русски. Про 80-е годы прошлого века, про госбезопасность и самиздат, про чужие «голоса», зашторенные окна и прокуренные кухни. Будем считать это песней свободы.

Помимо портретных ретроспектив Такеси Китано, Изабель Юппер, председателя жюри Лив Ульман и самого ММКФ, состоящих из дюжины фильмов—лауреатов кинофестиваля прошлых лет, три заслуживают самого пристального внимания — программы фильмов азиатского психолога и хореографа Цая Мин-Ляня, девять картин американского «независимого» Джона Кассаветиса, настоящего Кирилла и Мефодия киноязыка, и «Социалистический авангардизм», составленный из отечественных фильмов поэтов и революционеров 20-х, 30-х и 60-х годов прошлого века. Две последних ретроспективы — определенно сенсации.

Конкурс

Кроме русскоязычных фильмов отборочная комиссия во главе с известным критиком Андреем Плаховым допустила до главного конкурса почти полтора десятка лент, большинство из которых — мировые премьеры. За золотых и серебряных «Георгиев» поборются немецко-азербайджанский фильм «Абсурдистан» Файта Хелмера (о забытой Богом деревушке, жительницы которой объявили войну своим ленивым мужьям) и лента другого немецкого режиссера, Бернда Бехлиха, «Луна и другие любовники» (про несгибаемую женщину — неисправимую оптимистку).

«Война на другом берегу» китайца Ли Синя рассказывает о Шанхае в 1937 году. На том берегу реки — кровопролитные сражения, на этом — обывательское, почти мирное существование. Израильский режиссер Дрор Захави привез в Москву историю про палестинского Ромео-террориста и еврейскую Джульетту — «Для моего отца».

Италию представляет картина «Дни и облака» — психологическое исследование обнищания благополучной семьи.

Албанский фильм «Мао Цзедун» Бесника Биша повествует вовсе не о «Великом кормчем», а о цыганском мальчике, которому его взбалмошный отец дал такое имя.

«На семи ветрах» исландки Гудни Халльдорсдоттир (дочери нобелевского лауреата, писателя Халльдора Лакснесса) описывает конфликт между прихиппованными воспитателями и неблагополучными воспитуемыми. Действие происходит в начале 1970-х.

Из США отобрана картина «Посетитель» талантливого Тома Маккарти про межрасовую дружбу и ужасы американской иммиграционной системы.

О том, как становятся проститутками и как нелегко прекратить это занятие, рассказывает фильм «Почти девственница» старейшего участника конкурса — венгерского киноклассика Петера Бачо.

А испано-польская картина самого молодого конкурсанта «Пробуждение» Фредди Маса рассказывает про отношения брошенных деда и внука и о внутренних терзаниях последнего из-за невозможности начать отдельную жизнь.

Душевным мукам посвящен и фильм иранца Реза Мир Карими «Проще простого». Здесь терзается хорошая женщина-жена-мать-соседка, обнаружившая, что причина ее страданий — ее доброта.

Из Франции на фестиваль привезли фильм «Простая душа». Мэрион Лэйн экранизировала роман Густава Флобера.

Наконец, Болгарию представляет «Дзифт» Явора Гырдеева — похождения вышедшего на свободу человека на фоне социалистической Софии 1960-х.

Судьи

Квалификация председателя жюри XXX ММКФ сомнений вызывать просто не может. Лив Ульман снялась более чем в 50 фильмах. Выступила режиссером еще в шести. Трудиться киноарбитром для нее тоже привычное дело. Мало того, она возглавляла жюри в 1984 году в Берлине и в 2001-м — в Каннах. Норвежка Ульман родилась в совершенно противоположном от Норвегии конце света — Японии, где в предвоенные годы работал ее отец. В середине 1950-х состоялся ее дебют на сцене и почти сразу же в кино (1957). По-настоящему знаменитой она стала в 1966 году. Сыграв главную роль в «Персоне» Ингмара Бергмана, она на многие годы вошла в жизнь великого шведа и как следствие — в историю кино. За «Персоной» последовали их общие с Бергманом шедевры: «Час волка», «Стыд», «Страсть», «Шепоты и крики», «Сцены из супружеской жизни», «Лицом к лицу», «Змеиное яйцо», «Осенняя соната»… Многие из этих фильмов можно посмотреть в ретроспективе лент норвежской дивы, устраиваемой в рамках фестиваля.

Лив Ульман поставила также два фильма по сценариям Бергмана, сняла еще несколько лент, показав себя исследователем людских отношений, преимущественно в узком кругу. Более узкий круг, чем жюри, придумать сложно. На этот раз в него входят еще четыре человека. Это режиссеры Себастьян Аларкон из Чили и великолепный австрийский документалист Михаэль Главглоггер, а также российская актриса Ирина Розанова и влиятельный британский кинокритик Дерек Малькольм. Эта пятерка распределит «Георгиев» основного конкурса.

Лауреаты «Перспектив» будут выбраны троицей во главе с венгерским режиссером Яношем Сасом. Вместе с ним лучших определят молодая, но уже снискавшая себе мировую режиссерскую репутацию Анна Меликян и болгарский продюсер Стефан Китанов. О том, как это будет происходить, читайте в следующих номерах «Профиля».

Самое читаемое
Exit mobile version