25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2004 года: "Ходите «лошадью» и будете правы"

Архивная публикация 2004 года: "Ходите «лошадью» и будете правы"

В мире автомобилей тоже есть свои классики — модели, которые определяют направление развития всего автопрома и служат путеводной звездой для других. Их можно пересчитать по пальцам. Ford Mustang — одна из них. В этом году семейству «мустангов» исполнилось 40 лет.Символ Америки

©
В мире автомобилей тоже есть свои классики — модели, которые определяют направление развития всего автопрома и служат путеводной звездой для других. Их можно пересчитать по пальцам. Ford Mustang — одна из них. В этом году семейству «мустангов» исполнилось 40 лет.Символ Америки

©
В американском фильме «Ванильное небо» главный герой в исполнении Тома Круза видит себя в черной Ferrari, но потом оказывается в столь же черной, но очень похожей другой машине — Ford Mustang. Образ исторически правдив и не случаен. Видимо, сценарист или режиссер, а может быть, оба — ярые поклонники фордовской модели. Что неудивительно: Mustang — одна из икон Америки.

В конце 50-х годов прошлого века Ford действительно пытался купить Ferrari, но у него ничего не вышло. И тогда он решил «отомстить» итальянцам по-своему. В компании создали подразделение, которое срочно принялось разрабатывать и строить высокомощные спортивные автомобили, чтобы победить Ferrari на всех фронтах. Так появились знаменитая модель Ford 250GTE с внешностью и техническими параметрами, близкими Ferrari тех лет, а затем и Ford Mustang.

Автором и вдохновителем идеи выступил Ли Якокка — впоследствии легендарная личность и известный на весь мир топ-менеджер, кумир и символ Америки. Мощные спортивные машины до того времени были атрибутом жизни аристократов и богачей. Якокка же замыслил сделать мощный спортивный автомобиль для рядовых покупателей. А чтобы сомнений в намеке не возникало, он нашел для модели красивый (и очень похожий на Ferrari) символ — бегущую дикую лошадь — мустанга. У машины получилась яркая, с первого взгляда запоминающаяся внешность, которая говорила о гоночном характере машины.

При этом модель не повторяла ничьих прежних разработок: длинный капот, компактный салон, короткий багажник, динамичные линии боковин, агрессивная передняя часть, огромные, полностью открытые колеса. Как потом писали автомобильные критики, Mustang заметно изменил имидж компании и породил абсолютно новый класс легковых автомобилей — малогабаритные двухдверные машины.

В погоне за мустангом

Модель заставила других изготовителей автомобилей активно шевелиться, чтобы как можно быстрее представить рынку нечто подобное, если они не хотят отстать от жизни. Новым стало и позиционирование таких авто: «Для молодых сердцем и духом людей». Ford и главный стратег компании, Якокка, новой моделью предложили миру и новый ассортиментный подход к производству. Четыре типа кузова (купе, родстер, кабриолет и фастбек), два мотора, две коробки передач, шесть салонов и куча дополнительного оборудования (то, что сегодня пытаются иметь все автозаводы на каждой модели) позволяли создавать огромное количество вариантов машины на любой вкус и желания. Рекламным девизом Mustang стал слоган: «Эти машины созданы так, чтобы вы сами могли сконструировать их под себя». Базовый вариант можно было изменить до неузнаваемости.

С самого начала на Mustang устанавливали 6- и 8-цилиндровые двигатели объемом до 4,2 л, механическую или автоматическую коробку передач, дисковые тормоза на всех колесах. И действительно, автомобиль при этом получился дешевым (в базовом варианте он стоил не более $4500), экономичным и перспективным.

При небольших доработках желающие могли легко получить качественные раллийные и гоночные варианты. Mustang победил в гонке «Тур де Франс», а Кэролл Шелби (знаменитый американский автогонщик и не менее удачливый предприниматель) взялся выпускать на его основе несколько вариантов моделей, главной из которых стала Mustang GT. Ее и поныне считают самой красивой и удачной версией «дикой лошади».

Машины Шелби имели две широких полосы по кузову. В первом же, 1964 году было продано 400 тыс. «мустангов». Это тоже был феноменальный успех, который и сегодня удается перекрыть немногим.

Мужчина и женщина

Фильм «Ванильное небо», с которого мы начали наш рассказ, появился много позже машины. А продвижению автомобиля на потребительском рынке существенно помог другой культовый фильм — «Мужчина и женщина».

Ходят слухи, что это Ли Якокка навеял Лелюшу мысль о фильме, в котором одним из главных действующих лиц может выступить автомобиль — догадаемся какой. Режиссер гениально ее додумал и снял картину.

Фильм «Мужчина и женщина» появился в 1966 году и принес всемирную славу не только создателю, исполнителям главных ролей, но и Mustang. Якокка и тут оказался прозорлив: затихавший было интерес к машине снова был подогрет на многие годы и по всему миру. Заодно Mustang — и это тоже было впервые — стал родоначальником нового направления в ненавязчивой рекламе автомобилей, которое известно теперь как product placement. Вспоминаю, как мы, мальчишки, лазили на чердак дома культуры «Строитель», чтобы посмотреть фильм через вентиляционное окошечко (фильм запрещалось смотреть детям моложе 16 лет). Мы завидовали главному герою, гонщику Дюроку Жан-Луи Трентиньяна, и хотели походить на него: так же беспечно и уверенно мчаться ночью в дождь к красивой женщине, держа руль одной рукой, а второй спокойно бриться под размеренные движения стеклоочистителей. Благодаря своему феноменальному успеху первая модель выпускалась с 1964 по 1973 год. В 1969 году на некоторые ее варианты ставили супермощный мотор в 375 л.с.

Но как и бывает с чем-то выдающимся, последующие версии не были столь же сенсационными. Автомобили второго поколения «мустангов» (1973— 1978) оставались по-прежнему одними из самых быстрых в классе, но уже не были столь привлекательны внешне. Третье поколение (1983—1986) выглядело достойнее, но технические характеристики оставляли желать лучшего.

При этом конструкторы автомобиля продолжали упорно придерживаться классической компоновки, хотя его конкуренты стали уже переднеприводными и имели поперечное расположение двигателя. Mustang GT от Шелби сумел продержаться до 1994 года, тридцать лет, поставив своеобразный рекорд долголетия тюнинговых автомобилей.

Современная родословная

«Мустанги» живы и поныне. Их модернизация в 1999 году привела к росту продаж (вдвое больше, чем у конкурентов — Chevrolet Camaro и Pontiac Fireberd, вместе взятых). Главная изюминка машины осталась прежней — автомобиль доступен широким кругам автомобилистов. На американском рынке он стоит около $18,4 тыс. — гораздо дешевле, чем близкие по характеристикам модели японских и европейских производителей. При этом, вложив еще примерно половину цены, можно получить автомобиль, который на равных будет состязаться с Porsche или Ferrari — эти авто в самом скромном исполнении обойдутся покупателю в два или три раза дороже.

Поклонники модели попрежнему любят повозиться с машиной, поэтому ее конструкция остается предельно упрощенной (например, у нее все еще неразрезная балка заднего моста). Каждый год благодаря этому индустрия тюнинга зарабатывает на запчастях для «мустанга» свыше $800 млн., а в среднем каждый любитель тратит на доводку машины около $1500 в год.

Последняя модель (2002 года) славится своими «заряженными» вариантами — March I с форсированным двигателем в 314 л.с. (стоимостью $29 тыс.) и еще более крутой SVT Cobra с мотором 395 л.с. Эта самая шикарная и заряженная версия «мустанга» стоит от $55 тыс., разгон до сотни у нее проходит за 4,7 секунды, а максимальная скорость составляет 280 км/ч.

Сегодняшний Mustang внешне не так ярок, как его прародитель, считают горячие фанаты модели. И видимо, они посвоему правы. Такова судьба всех ярких, необычных машин. (Возьмем хотя бы Saab 900 и новую его версию — «9-3».) Чтобы оживить интерес к «мустангам», в январе следующего года на автосалоне в Лос-Анджелесе состоится премьера модели с новым кузовом кабриолет. У машины будет классический мягкий складной верх, и, чтобы открыть крышу, нужно, как и в давние времена, сначала освободить два фиксатора на рамке ветрового стекла, а уж потом с помощью кнопки активировать электропривод.

Напоследок о грустном. В России у машины тоже есть горячие поклонники, но их немного: модель официально на нашем рынке не продается, и ее завозят «серые» дилеры под заказ. В результате даже базовая и самая дешевая модификация обходится покупателю в $45— 50 тыс.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».