25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2004 года: "Хорошо забытое"

Архивная публикация 2004 года: "Хорошо забытое"

За последние 100 лет в Москве изменилось очень многое. Она вернула себе статус первой столицы. Построила метро, широкие автомагистрали и громадные жилые микрорайоны. Расширила территорию. Однако, несмотря на кардинальные перемены, москвичи начала ХХ века испытывали те же страхи, что и мы.Едва ли не главным источником страха для жителей крупных городов в первое десятилетие ХХ века были террористические акты. Первые покушения на высокопоставленных лиц империи (министров внутренних дел Дмитрия Сипягина и Вячеслава Плеве, московского генерал-губернатора Сергея Александровича) сопровождались единичными жертвами. Но в 1906-1907 годах при взрывах эсеровских и большевистских бомб во время покушения на Петра Столыпина и многочисленных экспроприациях (этим модным словом называлось банальное ограбление банка или почтовой конторы) были убиты и ранены сотни человек. "Московские обыватели, особенно в центре, стали внимательнее смотреть на окружающих. Особенно пристально они смотрят на прохожих, держащих в руках небольшие, но увесистые узелки. Такие часто используют эсеровские метатели", - писал в 1908 году "Московский листок".

За последние 100 лет в Москве изменилось очень многое. Она вернула себе статус первой столицы. Построила метро, широкие автомагистрали и громадные жилые микрорайоны. Расширила территорию. Однако, несмотря на кардинальные перемены, москвичи начала ХХ века испытывали те же страхи, что и мы.Едва ли не главным источником страха для жителей крупных городов в первое десятилетие ХХ века были террористические акты. Первые покушения на высокопоставленных лиц империи (министров внутренних дел Дмитрия Сипягина и Вячеслава Плеве, московского генерал-губернатора Сергея Александровича) сопровождались единичными жертвами. Но в 1906-1907 годах при взрывах эсеровских и большевистских бомб во время покушения на Петра Столыпина и многочисленных экспроприациях (этим модным словом называлось банальное ограбление банка или почтовой конторы) были убиты и ранены сотни человек. "Московские обыватели, особенно в центре, стали внимательнее смотреть на окружающих. Особенно пристально они смотрят на прохожих, держащих в руках небольшие, но увесистые узелки. Такие часто используют эсеровские метатели", - писал в 1908 году "Московский листок".

Ненамного меньше жители тогдашней второй столицы, особенно ее окраин, опасались уличных грабителей и воров. "В Банном переулке и на Гольяновской улице, находящихся, казалось бы, недалеко от бульваров центра, вся жизнь прекращается с наступлением темноты. Два газовых фонаря, поставленных в прошлом году, разбиты. Закрытые ставни домов усиливают ощущение покинутого захолустья. Тем не менее каждое утро в Лефортовскую полицейскую часть приходят обыватели с просьбами начать дело против очередных грабителей, ухитрившихся пробраться в жилище, вскрыв дверь, или даже поджигающих дома и выжидающих момент, когда хозяева покинут его. Полиция каждый день ловит злоумышленников, как жителей Марьиной Рощи, так и приезжих, но они появляются каждую ночь" - это "Русские ведомости" за 1910 год.

Немалые опасения испытывали москвичи, особенно населявшие отдаленные районы, перед заразными болезнями, которые изредка проявляли свой злобный нрав. В те годы люди стали сознательно ходить в платные лечебницы и бесплатные больницы для бедных для того, чтобы сделать прививку от холеры или оспы. Немаловажную часть профилактики составляли "народные" средства. "Дома Владыкинской слободы окутались едким дымом. Ее жители обкуривают свои дома и сараи дымом из смеси сена, коровьего и конского навоза, в которую добавлена сера. Они надеются, что таким образом спасутся от эпидемии чесотки, занесенной приехавшими из Туркестана купцами", - сообщала "Копейка". Страх у москвичей вызывали также новые транспортные средства - появившиеся в 1899 году трамваи и завезенные чуть позже автомобили. "Своим грохотом, резкими звонками и яркой окраской трамвайные вагоны пугают извозчичьих лошадей, которые несутся сломя голову. Возницы не могут удержать экипажи, и они летят вдоль по улице, калеча людей и ломая самих себя", - утверждали в 1902 году "Московские ведомости". И тем не менее трамвай постепенно пробивал себе дорогу.

Был, впрочем, один страх, нам ныне неведомый: вплоть до 20-х годов XX века Москву не раз заливало наводнение. Самое крупное и разрушительное из них произошло в 1908 году. "Вода прибывала и прибывала, заливая площадь перед Кутафьей башней, Тверскую и Лефортовскую части. Затем был залит район Дорогомиловской улицы и Павелецкого вокзала. Последние поезда отходили от перронов, словно пароходы, рассекавшие волны. Когда мы заехали на мост, нам представилась величавая и страшная картина. Вместо многих улиц мы увидели водную гладь, по которой плыли, спасая свои нехитрые пожитки, жители залитых местностей. Я заранее представил, во сколько обойдется казне это бедствие, и ужаснулся", - писал столичный губернатор Владимир Джунковский.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».