25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "И денежки наши идут в кабинет"

Архивная публикация 2006 года: "И денежки наши идут в кабинет"

Российский рынок офисной мебели растет в два раза быстрее ВВП. Что несколько странно: ведь львиная доля денег делается в кабинетах, обставленных по последней офисной моде.Внастоящее время общий объем рынка офисной мебели составляет порядка $650 млн. По оценкам маркетологов, к концу текущего года его общий объем достигнет $700 млн. Данный показатель продолжает расти, однако не так динамично, как раньше: если еще несколько лет назад рынок ежегодно вырастал на 20—25%, то сейчас участники рынка могут мечтать максимум о 10%. С замедлением темпов роста усиливается и конкуренция. В уходящем году производители и продавцы офисной мебели, кажется, перебрали все известные приемы борьбы за клиента.

Вход закрыт
Главной «новостью» последнего года жизни рынка офисной мебели многие аналитики называют отсутствие всяческих новостей. Никаких крупных слияний, поглощений и поползновений со стороны новых компаний не произошло и уже не произойдет. Список «аксакалов» рынка определился, и они намерены прочно держать оборону, защищаясь от чужаков (в лице, например, китайских производителей, которыми весь год пугали аналитики).

По данным исследовательской компании «Про-Инвест Консалтинг», сегодня российский рынок офисной мебели выглядит сильно концентрированным: на долю его основных игроков, число которых не превышает 10 компаний, приходится более 80% продаж. Лидерами на российском рынке офисной мебели являются такие фирмы, как «Феликс», «Шатура», «Юнитекс», «ДОК-17», «Камбио», «Фронда», «Соло», «Крафт». Попытки пробиться в этот своеобразный элитный мебельный клуб в настоящий момент обречены на неудачу. «Хотя на рынке офисной мебели ужесточается конкурентная борьба, новых заметных игроков на нем не появляется, — констатирует Антон Терентьев, генеральный директор компании «Феликс». — Время от времени заявляют о себе мелкие региональные производители, которые довольно быстро потом исчезают». Связано это с тем, что новым компаниями сложно сразу достичь высокого уровня ведущих игроков. Сейчас, чтобы осуществлять хорошие продажи, необходимо внедрять новые технологии на производстве, выпускать современные модели мебели, улучшать сервис, а это под силу только крупным компаниям.

Заграница тучей ходит хмуро
Нынешнее положение дел на российском рынке офисной мебели заключается еще и в том, что ведущим производителям удается довольно успешно конкурировать с зарубежными компаниями. За последние несколько лет отечественные «офисники» смогли создать весьма значимую производственную базу и наладить выпуск конкурентоспособной по соотношению «цена—качество» мебели.

В настоящее время российские производители контролируют свыше 90% сегмента рынка мебели для персонала и 60—70% сегмента рынка мебели для менеджеров среднего звена. Что же касается самого дорогого участка борьбы — мебели для руководителей, то он сейчас, так же как и в предыдущие годы, примерно на 80% занят импортом. Несмотря на это, в текущем году российские производители продолжили атаковать данный сегмент своими моделями, но качественного прорыва не произошло. Среди импорта по-прежнему доминируют итальянцы и немцы. Это объясняется общей конъюнктурой европейского рынка мебели: по последним данным Европейской федерации производителей мебели (UEA), в настоящее время доля Италии составляет порядка 45% производства офисной мебели в Европе, а доля Германии — около 20%.

Тема «восточной угрозы» российскому рынку мебели (то, что якобы Россию вот-вот заполонит дешевая мебель из Китая) за последний год потеряла свою актуальность. «Сейчас серьезных опасений китайские производители у нас не вызывают, — говорит Яна Шамбер, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам компании «Камбио». — Причем это относится даже к российскому Дальнему Востоку. Я, например, недавно была в командировке в Дальневосточном федеральном округе и могу сказать, что присутствие китайской мебели на рынке там, конечно, заметно, но отечественному производителю это не мешает. Китай традиционно пытается копировать известные европейские бренды, поэтому основную конкуренцию китайская мебель составляет как раз тем компаниям, основной оборот которых складывается из продаж, например, итальянских коллекций. К тому же в тех сегментах мебельного рынка, в которых российские производители сильны, китайская мебель, как правило, не отличается высоким качеством. До вступления России в ВТО, когда на российский рынок, возможно, придет действительно качественная китайская мебель низшего и среднего ценовых сегментов, российскому производителю ничего не угрожает».

Региональная экспансия
С усилением внутренней конкуренции ведущие игроки рынка офисной мебели стараются каждый по-своему развивать розницу. В 2006 году «офисники» продолжили наступление на регионы.

«В то время как столичный рынок, можно сказать, уже насыщен и переполнен всевозможными предложениями, — говорит Алексей Вышкварко, генеральный директор группы компаний «Юнитекс», — спрос на офисную мебель в российской глубинке с усилением деловой активности растет. Здесь очень важно вовремя заявить о себе и занять свое место».

За последний год присутствие крупных российских производителей и продавцов мебели в регионах существенно возросло. Первый способ застолбить свое место под солнцем — открывать фирменные магазины. Один из рекордсменов по числу собственных салонов в России — компания «Феликс», имеющая порядка 50 собственных салонов, 14 из которых расположены в Москве, 2 — в Санкт-Петербурге, а остальные — в регионах. Другой путь региональной экспансии — расширение сети дилеров, компаний, которые занимаются реализацией мебели тех или иных марок. Например, компания «Юнитекс» за последний год наладила сотрудничество с более чем 100 дилерскими компаниями в 20 городах страны (сейчас дилерская сеть «Юнитекса» состоит из 500 дилерских фирм в 100 российских городах). Интересное новшество на рынке — стремление крупных мебельных компаний открывать в российских регионах франчайзинговые сети. В этом направлении, в частности, активно работает та же компания «Юнитекс», которая в течение текущего года объявила о начале продаж своей франшизы сторонним компаниям.

К вашим услугам
Усиление конкуренции на мебельном рынке приводит к тому, что многие компании начинают расширять перечень предоставляемых дополнительных услуг. Начнем с того, что в последнее время серьезно увеличивается срок гарантии на предоставляемую мебель. Так, если еще пару лет назад данный показатель составлял 1—2 года, то сейчас производители и продавцы дают гарантию до 3—5 лет. Еще одно активно развивающееся направление дополнительных услуг — предоставления консультаций дизайнера по вопросам оформления офиса. Современный покупатель офисной мебели становится все более требовательным, поэтому «офисники» вынуждены были научиться не просто продавать тот или иной набор мебели, но и реализовывать целые проекты по обустройству помещения — хоть на 20 рабочих мест, хоть на 400.

Наконец, почти все крупные мебельные компании широко используют в своей работе современные информационные технологии. За последний год подавляющее большинство лидеров обзавелись не только интернет-сайтом с удобным online-каталогом, но и интернет-магазином, а также стали предоставлять возможность проконсультироваться со специалистом (на многих сайтах сейчас предлагается так называемая ICQ-консультация, когда в режиме реального времени можно вести переписку с экспертом по тем или иным вопросам). Следующая довольно удобная опция — оснащение сайтов специальными программами по планировке офисного помещения, с помощью которых любой посетитель web-страницы компании может в электронном виде составить план обустраиваемого офиса и прикинуть, как в разных частях рабочего помещения будет смотреться стол или шкаф определенной конструкции.

Встречают по дизайну
Важный фактор успеха производителей мебели заключается в том, насколько им удается довольно гибко реагировать на покупательский спрос и оперативно предлагать модели в соответствии с последней мебельной модой.

«Если несколько лет назад основным фактором, влияющим на выбор офисной мебели, служила цена, то сегодня потребитель обращает большее внимание на качество и дизайн мебели, — говорит Антон Терентьев из компании «Феликс». — Заказчик сейчас все чаще ищет мебель современного дизайна, которая сможет подчеркнуть стиль его офиса. Все чаще компании обращаются к нам с просьбой подобрать, а нередко разработать и изготовить мебель, способную подчеркнуть их корпоративный стиль, мебель, учитывающую малейшие нюансы помещения, характер работы сотрудников».

Достаточно гибко производители офисной мебели реагируют и на новые формы обустройства офисов. Прежде всего это касается так называемых решений оpen-space, когда сотрудники фирмы сидят в большом помещении, разделенном лишь специальными офисными перегородками. Другой вариант обустройства пространства — когда рабочие зоны в офисе отделяются друг от друга с помощью двусторонних шкафов.

Следующее наблюдение экспертов касается изменения отношения покупателей к материалам, использованным при изготовлении мебели. Вопрос «из чего сделан этот стол?» задается сегодня намного чаще, чем пару лет назад. Александр Комаров, коммерческий директор компании «ДОК-17»: «Сегодня отмечается смещение спроса в сторону более качественной и дорогой мебели из натуральных материалов. Все больше компаний понимают, что стильно оформленный офис способствует привлечению клиентов. В связи с этим становится популярной мебель, выполненная по индивидуальному проекту заказчика, которая должна вписываться в интерьер офиса, создавая единый стиль».

Из офисных решений, пользующихся стабильной популярностью, можно также отметить так называемую мобильную мебель, которую можно легко перемещать по офису, а также мебель, сделанную на металлокаркасе, что придает ей долговечность. Последняя тенденция внушает некоторый оптимизм — раньше большинство покупателей не требовали от офисной мебели долгого срока жизни. Действительно, зачем нужен «вечный» стул, если бизнес рассчитан на год, от силы полтора? Сегодня все покупается «на века». Может, это и называется стабильностью?

Какие тенденции рынка развития офисной мебели за последний год кажутся вам наиболее заметными?

Антон Терентьев, генеральный директор компании «Феликс»: «Сегодня клиенты покупают не столько мебель, сколько услуги по оборудованию офиса. Большая часть покупателей ориентирована на получение комплексного оснащения офиса, это мы им и предоставляем. Клиентам важно не только гарантийное, но и постгарантийное обслуживание. Им важно чувствовать, что и после покупки они всегда смогут обратиться к поставщику и тот не оставит их запрос без внимания. Хочется также отметить, что, к сожалению, конкуренция зачастую бывает недобросовестной. Есть серьезные компании, нашедшие свою нишу и имеющие собственную стратегию развития, а есть те, кто не развивает свою рекламно-маркетинговую службу и просто копирует лидера — его мебель, каталоги, маркетинговые шаги. В первую очередь такая тактика вводит в заблуждение потребителей и подрывает их доверие ко всем остальным игрокам рынка».

Яна Шамбер, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам компании «Камбио»: «Можно отметить стремление вернуться к легким и прямым линиям (мода на сложные формы постепенно проходит). Актуальными становятся яркие цветовые сочетания, что привело к появлению широкого разнообразия в интерьерных решениях. Наряду с этим рынок по-прежнему выступает за экологичность натуральных материалов. То есть в целом базовые требования рынка, которые остаются неизменными, — мебель должна быть красива и функциональна».

Алексей Вышкварко, генеральный директор группы компаний «Юнитекс»: «Главная особенность рынка заключается в том, что современный покупатель — это профессионал, который готов работать только с профессиональной, надежной компанией, знающей, что ему нужно. Как показал прошлый год, бизнес по продаже офисной мебели укрупняется, а сильные компании упрочивают свое положение. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что рынок довольно мал (по сравнению с другими рынками), концентрирован (по географическому признаку — в Москве) и очень конкурентен. Чтобы успешно конкурировать сейчас, нужно хорошо знать своего клиента, оправдывать его ожидания».

Российский рынок офисной мебели растет в два раза быстрее ВВП. Что несколько странно: ведь львиная доля денег делается в кабинетах, обставленных по последней офисной моде.Внастоящее время общий объем рынка офисной мебели составляет порядка $650 млн. По оценкам маркетологов, к концу текущего года его общий объем достигнет $700 млн. Данный показатель продолжает расти, однако не так динамично, как раньше: если еще несколько лет назад рынок ежегодно вырастал на 20—25%, то сейчас участники рынка могут мечтать максимум о 10%. С замедлением темпов роста усиливается и конкуренция. В уходящем году производители и продавцы офисной мебели, кажется, перебрали все известные приемы борьбы за клиента.

Вход закрыт

Главной «новостью» последнего года жизни рынка офисной мебели многие аналитики называют отсутствие всяческих новостей. Никаких крупных слияний, поглощений и поползновений со стороны новых компаний не произошло и уже не произойдет. Список «аксакалов» рынка определился, и они намерены прочно держать оборону, защищаясь от чужаков (в лице, например, китайских производителей, которыми весь год пугали аналитики).

По данным исследовательской компании «Про-Инвест Консалтинг», сегодня российский рынок офисной мебели выглядит сильно концентрированным: на долю его основных игроков, число которых не превышает 10 компаний, приходится более 80% продаж. Лидерами на российском рынке офисной мебели являются такие фирмы, как «Феликс», «Шатура», «Юнитекс», «ДОК-17», «Камбио», «Фронда», «Соло», «Крафт». Попытки пробиться в этот своеобразный элитный мебельный клуб в настоящий момент обречены на неудачу. «Хотя на рынке офисной мебели ужесточается конкурентная борьба, новых заметных игроков на нем не появляется, — констатирует Антон Терентьев, генеральный директор компании «Феликс». — Время от времени заявляют о себе мелкие региональные производители, которые довольно быстро потом исчезают». Связано это с тем, что новым компаниями сложно сразу достичь высокого уровня ведущих игроков. Сейчас, чтобы осуществлять хорошие продажи, необходимо внедрять новые технологии на производстве, выпускать современные модели мебели, улучшать сервис, а это под силу только крупным компаниям.

Заграница тучей ходит хмуро

Нынешнее положение дел на российском рынке офисной мебели заключается еще и в том, что ведущим производителям удается довольно успешно конкурировать с зарубежными компаниями. За последние несколько лет отечественные «офисники» смогли создать весьма значимую производственную базу и наладить выпуск конкурентоспособной по соотношению «цена—качество» мебели.

В настоящее время российские производители контролируют свыше 90% сегмента рынка мебели для персонала и 60—70% сегмента рынка мебели для менеджеров среднего звена. Что же касается самого дорогого участка борьбы — мебели для руководителей, то он сейчас, так же как и в предыдущие годы, примерно на 80% занят импортом. Несмотря на это, в текущем году российские производители продолжили атаковать данный сегмент своими моделями, но качественного прорыва не произошло. Среди импорта по-прежнему доминируют итальянцы и немцы. Это объясняется общей конъюнктурой европейского рынка мебели: по последним данным Европейской федерации производителей мебели (UEA), в настоящее время доля Италии составляет порядка 45% производства офисной мебели в Европе, а доля Германии — около 20%.

Тема «восточной угрозы» российскому рынку мебели (то, что якобы Россию вот-вот заполонит дешевая мебель из Китая) за последний год потеряла свою актуальность. «Сейчас серьезных опасений китайские производители у нас не вызывают, — говорит Яна Шамбер, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам компании «Камбио». — Причем это относится даже к российскому Дальнему Востоку. Я, например, недавно была в командировке в Дальневосточном федеральном округе и могу сказать, что присутствие китайской мебели на рынке там, конечно, заметно, но отечественному производителю это не мешает. Китай традиционно пытается копировать известные европейские бренды, поэтому основную конкуренцию китайская мебель составляет как раз тем компаниям, основной оборот которых складывается из продаж, например, итальянских коллекций. К тому же в тех сегментах мебельного рынка, в которых российские производители сильны, китайская мебель, как правило, не отличается высоким качеством. До вступления России в ВТО, когда на российский рынок, возможно, придет действительно качественная китайская мебель низшего и среднего ценовых сегментов, российскому производителю ничего не угрожает».

Региональная экспансия

С усилением внутренней конкуренции ведущие игроки рынка офисной мебели стараются каждый по-своему развивать розницу. В 2006 году «офисники» продолжили наступление на регионы.

«В то время как столичный рынок, можно сказать, уже насыщен и переполнен всевозможными предложениями, — говорит Алексей Вышкварко, генеральный директор группы компаний «Юнитекс», — спрос на офисную мебель в российской глубинке с усилением деловой активности растет. Здесь очень важно вовремя заявить о себе и занять свое место».

За последний год присутствие крупных российских производителей и продавцов мебели в регионах существенно возросло. Первый способ застолбить свое место под солнцем — открывать фирменные магазины. Один из рекордсменов по числу собственных салонов в России — компания «Феликс», имеющая порядка 50 собственных салонов, 14 из которых расположены в Москве, 2 — в Санкт-Петербурге, а остальные — в регионах. Другой путь региональной экспансии — расширение сети дилеров, компаний, которые занимаются реализацией мебели тех или иных марок. Например, компания «Юнитекс» за последний год наладила сотрудничество с более чем 100 дилерскими компаниями в 20 городах страны (сейчас дилерская сеть «Юнитекса» состоит из 500 дилерских фирм в 100 российских городах). Интересное новшество на рынке — стремление крупных мебельных компаний открывать в российских регионах франчайзинговые сети. В этом направлении, в частности, активно работает та же компания «Юнитекс», которая в течение текущего года объявила о начале продаж своей франшизы сторонним компаниям.

К вашим услугам

Усиление конкуренции на мебельном рынке приводит к тому, что многие компании начинают расширять перечень предоставляемых дополнительных услуг. Начнем с того, что в последнее время серьезно увеличивается срок гарантии на предоставляемую мебель. Так, если еще пару лет назад данный показатель составлял 1—2 года, то сейчас производители и продавцы дают гарантию до 3—5 лет. Еще одно активно развивающееся направление дополнительных услуг — предоставления консультаций дизайнера по вопросам оформления офиса. Современный покупатель офисной мебели становится все более требовательным, поэтому «офисники» вынуждены были научиться не просто продавать тот или иной набор мебели, но и реализовывать целые проекты по обустройству помещения — хоть на 20 рабочих мест, хоть на 400.

Наконец, почти все крупные мебельные компании широко используют в своей работе современные информационные технологии. За последний год подавляющее большинство лидеров обзавелись не только интернет-сайтом с удобным online-каталогом, но и интернет-магазином, а также стали предоставлять возможность проконсультироваться со специалистом (на многих сайтах сейчас предлагается так называемая ICQ-консультация, когда в режиме реального времени можно вести переписку с экспертом по тем или иным вопросам). Следующая довольно удобная опция — оснащение сайтов специальными программами по планировке офисного помещения, с помощью которых любой посетитель web-страницы компании может в электронном виде составить план обустраиваемого офиса и прикинуть, как в разных частях рабочего помещения будет смотреться стол или шкаф определенной конструкции.

Встречают по дизайну

Важный фактор успеха производителей мебели заключается в том, насколько им удается довольно гибко реагировать на покупательский спрос и оперативно предлагать модели в соответствии с последней мебельной модой.

«Если несколько лет назад основным фактором, влияющим на выбор офисной мебели, служила цена, то сегодня потребитель обращает большее внимание на качество и дизайн мебели, — говорит Антон Терентьев из компании «Феликс». — Заказчик сейчас все чаще ищет мебель современного дизайна, которая сможет подчеркнуть стиль его офиса. Все чаще компании обращаются к нам с просьбой подобрать, а нередко разработать и изготовить мебель, способную подчеркнуть их корпоративный стиль, мебель, учитывающую малейшие нюансы помещения, характер работы сотрудников».

Достаточно гибко производители офисной мебели реагируют и на новые формы обустройства офисов. Прежде всего это касается так называемых решений оpen-space, когда сотрудники фирмы сидят в большом помещении, разделенном лишь специальными офисными перегородками. Другой вариант обустройства пространства — когда рабочие зоны в офисе отделяются друг от друга с помощью двусторонних шкафов.

Следующее наблюдение экспертов касается изменения отношения покупателей к материалам, использованным при изготовлении мебели. Вопрос «из чего сделан этот стол?» задается сегодня намного чаще, чем пару лет назад. Александр Комаров, коммерческий директор компании «ДОК-17»: «Сегодня отмечается смещение спроса в сторону более качественной и дорогой мебели из натуральных материалов. Все больше компаний понимают, что стильно оформленный офис способствует привлечению клиентов. В связи с этим становится популярной мебель, выполненная по индивидуальному проекту заказчика, которая должна вписываться в интерьер офиса, создавая единый стиль».

Из офисных решений, пользующихся стабильной популярностью, можно также отметить так называемую мобильную мебель, которую можно легко перемещать по офису, а также мебель, сделанную на металлокаркасе, что придает ей долговечность. Последняя тенденция внушает некоторый оптимизм — раньше большинство покупателей не требовали от офисной мебели долгого срока жизни. Действительно, зачем нужен «вечный» стул, если бизнес рассчитан на год, от силы полтора? Сегодня все покупается «на века». Может, это и называется стабильностью?

Какие тенденции рынка развития офисной мебели за последний год кажутся вам наиболее заметными?

Антон Терентьев, генеральный директор компании «Феликс»: «Сегодня клиенты покупают не столько мебель, сколько услуги по оборудованию офиса. Большая часть покупателей ориентирована на получение комплексного оснащения офиса, это мы им и предоставляем. Клиентам важно не только гарантийное, но и постгарантийное обслуживание. Им важно чувствовать, что и после покупки они всегда смогут обратиться к поставщику и тот не оставит их запрос без внимания. Хочется также отметить, что, к сожалению, конкуренция зачастую бывает недобросовестной. Есть серьезные компании, нашедшие свою нишу и имеющие собственную стратегию развития, а есть те, кто не развивает свою рекламно-маркетинговую службу и просто копирует лидера — его мебель, каталоги, маркетинговые шаги. В первую очередь такая тактика вводит в заблуждение потребителей и подрывает их доверие ко всем остальным игрокам рынка».

Яна Шамбер, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам компании «Камбио»: «Можно отметить стремление вернуться к легким и прямым линиям (мода на сложные формы постепенно проходит). Актуальными становятся яркие цветовые сочетания, что привело к появлению широкого разнообразия в интерьерных решениях. Наряду с этим рынок по-прежнему выступает за экологичность натуральных материалов. То есть в целом базовые требования рынка, которые остаются неизменными, — мебель должна быть красива и функциональна».

Алексей Вышкварко, генеральный директор группы компаний «Юнитекс»: «Главная особенность рынка заключается в том, что современный покупатель — это профессионал, который готов работать только с профессиональной, надежной компанией, знающей, что ему нужно. Как показал прошлый год, бизнес по продаже офисной мебели укрупняется, а сильные компании упрочивают свое положение. Но при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что рынок довольно мал (по сравнению с другими рынками), концентрирован (по географическому признаку — в Москве) и очень конкурентен. Чтобы успешно конкурировать сейчас, нужно хорошо знать своего клиента, оправдывать его ожидания».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».