25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2001 года: "Идите лесом"

Архивная публикация 2001 года: "Идите лесом"

Хотя обороты российской лесоперерабатывающей отрасли уже сейчас выглядят внушительно -- $2,5 млрд. в год, спрос на ее продукцию будет расти и на внешнем, и на внутреннем рынке, считает президент "Национальной лесоиндустриальной компании" Игорь ГОРСКИЙ."Профиль": Россия ежегодно экспортирует лесоматериалов на $1,5 млрд. Цифра внушительная, но это менее 5% мирового производства. Мы можем значительно увеличить доходы от поставок продукции отрасли за рубеж?
Игорь Горский: Россия только начинает заявлять о себе как о крупном игроке на рынке деревообработки. С одной стороны, это объясняется преобладанием поставок на внешний рынок круглого леса, то есть сырья (его поставляется на $1,4 млрд., тогда как пиломатериалов -- на $0,8 млрд., фанеры -- на $0,3 млрд.). А с другой -- невысоким качеством выпускаемой большинством предприятий продукции.
Последнее вызвано тем, что износ производственных мощностей в отрасли сегодня составляет 51%. Лишь крупные предприятия или холдинговые структуры, имеющие достаточно инвестиционных возможностей (а таковых единицы), могут позволить себе широкомасштабную модернизацию производства.
Тем не менее конъюнктура и на внешнем, и на внутреннем рынке для отечественных производителей на сегодня складывается благоприятная.
"П.": Что кроме уже названного "кругляка" мы можем предложить зарубежным и отечественным потребителям?
И.Г.: У отрасли хорошие внешнеторговые перспективы. В условиях падения цен (а с начала 2001 года материалы лесопереработки на европейских рынках подешевели на 10%) наши предприятия могут чувствовать себя более уверенно, чем западные производители, ведь у нас себестоимость в среднем на 15% ниже, чем у зарубежных конкурентов.
Наиболее перспективной продукцией, как с точки зрения внутреннего рынка, так и экспорта, на мой взгляд, является фанера. В России интенсивно развивается строительство. Но при этом на стройках мы используем фанеры гораздо меньше, чем это делают строители Западной Европы и тем более США. Поэтому стоит ожидать увеличения внутреннего спроса -- прежде всего со стороны строительного сектора.
Очень велик потенциал рынка плит МДФ, которые используются в производстве мебели, напольных и настенных покрытий. С одной стороны, потому что МДФ активно вытесняет из мебельного производства традиционные ДВП и ДСП. С другой -- потому что собственное производство этих плит у нас не развито: 85% МДФ мы импортируем из Германии, Швейцарии, Австрии и других стран. А между тем западная продукция на 50--60% дороже отечественной.
Оставшиеся 15% внутреннего спроса закрывают всего два предприятия (Шекснинский комбинат в Вологодской области и ЗАО "Плитспичпром" в городе Балабанове Калужской области, производящие в сумме около 60 тыс. куб. м плит МДФ. -- "Профиль").
К 2005 году потребности внутреннего рынка, по оценкам западных экспертов, составят 500--600 тыс. куб. м в год. И тот, кто успеет вовремя занять ныне свободную нишу, долгие годы будет в плюсе.

Хотя обороты российской лесоперерабатывающей отрасли уже сейчас выглядят внушительно -- $2,5 млрд. в год, спрос на ее продукцию будет расти и на внешнем, и на внутреннем рынке, считает президент "Национальной лесоиндустриальной компании" Игорь ГОРСКИЙ."Профиль": Россия ежегодно экспортирует лесоматериалов на $1,5 млрд. Цифра внушительная, но это менее 5% мирового производства. Мы можем значительно увеличить доходы от поставок продукции отрасли за рубеж?

Игорь Горский: Россия только начинает заявлять о себе как о крупном игроке на рынке деревообработки. С одной стороны, это объясняется преобладанием поставок на внешний рынок круглого леса, то есть сырья (его поставляется на $1,4 млрд., тогда как пиломатериалов -- на $0,8 млрд., фанеры -- на $0,3 млрд.). А с другой -- невысоким качеством выпускаемой большинством предприятий продукции.

Последнее вызвано тем, что износ производственных мощностей в отрасли сегодня составляет 51%. Лишь крупные предприятия или холдинговые структуры, имеющие достаточно инвестиционных возможностей (а таковых единицы), могут позволить себе широкомасштабную модернизацию производства.

Тем не менее конъюнктура и на внешнем, и на внутреннем рынке для отечественных производителей на сегодня складывается благоприятная.

"П.": Что кроме уже названного "кругляка" мы можем предложить зарубежным и отечественным потребителям?

И.Г.: У отрасли хорошие внешнеторговые перспективы. В условиях падения цен (а с начала 2001 года материалы лесопереработки на европейских рынках подешевели на 10%) наши предприятия могут чувствовать себя более уверенно, чем западные производители, ведь у нас себестоимость в среднем на 15% ниже, чем у зарубежных конкурентов.

Наиболее перспективной продукцией, как с точки зрения внутреннего рынка, так и экспорта, на мой взгляд, является фанера. В России интенсивно развивается строительство. Но при этом на стройках мы используем фанеры гораздо меньше, чем это делают строители Западной Европы и тем более США. Поэтому стоит ожидать увеличения внутреннего спроса -- прежде всего со стороны строительного сектора.

Очень велик потенциал рынка плит МДФ, которые используются в производстве мебели, напольных и настенных покрытий. С одной стороны, потому что МДФ активно вытесняет из мебельного производства традиционные ДВП и ДСП. С другой -- потому что собственное производство этих плит у нас не развито: 85% МДФ мы импортируем из Германии, Швейцарии, Австрии и других стран. А между тем западная продукция на 50--60% дороже отечественной.

Оставшиеся 15% внутреннего спроса закрывают всего два предприятия (Шекснинский комбинат в Вологодской области и ЗАО "Плитспичпром" в городе Балабанове Калужской области, производящие в сумме около 60 тыс. куб. м плит МДФ. -- "Профиль").

К 2005 году потребности внутреннего рынка, по оценкам западных экспертов, составят 500--600 тыс. куб. м в год. И тот, кто успеет вовремя занять ныне свободную нишу, долгие годы будет в плюсе.

ЕКАТЕРИНА ТИТОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».