Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "Идите лесом"

Хотя обороты российской лесоперерабатывающей отрасли уже сейчас выглядят внушительно — $2,5 млрд. в год, спрос на ее продукцию будет расти и на внешнем, и на внутреннем рынке, считает президент «Национальной лесоиндустриальной компании» Игорь ГОРСКИЙ.«Профиль»: Россия ежегодно экспортирует лесоматериалов на $1,5 млрд. Цифра внушительная, но это менее 5% мирового производства. Мы можем значительно увеличить доходы от поставок продукции отрасли за рубеж?
Игорь Горский: Россия только начинает заявлять о себе как о крупном игроке на рынке деревообработки. С одной стороны, это объясняется преобладанием поставок на внешний рынок круглого леса, то есть сырья (его поставляется на $1,4 млрд., тогда как пиломатериалов — на $0,8 млрд., фанеры — на $0,3 млрд.). А с другой — невысоким качеством выпускаемой большинством предприятий продукции.
Последнее вызвано тем, что износ производственных мощностей в отрасли сегодня составляет 51%. Лишь крупные предприятия или холдинговые структуры, имеющие достаточно инвестиционных возможностей (а таковых единицы), могут позволить себе широкомасштабную модернизацию производства.
Тем не менее конъюнктура и на внешнем, и на внутреннем рынке для отечественных производителей на сегодня складывается благоприятная.
«П.»: Что кроме уже названного «кругляка» мы можем предложить зарубежным и отечественным потребителям?
И.Г.: У отрасли хорошие внешнеторговые перспективы. В условиях падения цен (а с начала 2001 года материалы лесопереработки на европейских рынках подешевели на 10%) наши предприятия могут чувствовать себя более уверенно, чем западные производители, ведь у нас себестоимость в среднем на 15% ниже, чем у зарубежных конкурентов.
Наиболее перспективной продукцией, как с точки зрения внутреннего рынка, так и экспорта, на мой взгляд, является фанера. В России интенсивно развивается строительство. Но при этом на стройках мы используем фанеры гораздо меньше, чем это делают строители Западной Европы и тем более США. Поэтому стоит ожидать увеличения внутреннего спроса — прежде всего со стороны строительного сектора.
Очень велик потенциал рынка плит МДФ, которые используются в производстве мебели, напольных и настенных покрытий. С одной стороны, потому что МДФ активно вытесняет из мебельного производства традиционные ДВП и ДСП. С другой — потому что собственное производство этих плит у нас не развито: 85% МДФ мы импортируем из Германии, Швейцарии, Австрии и других стран. А между тем западная продукция на 50—60% дороже отечественной.
Оставшиеся 15% внутреннего спроса закрывают всего два предприятия (Шекснинский комбинат в Вологодской области и ЗАО «Плитспичпром» в городе Балабанове Калужской области, производящие в сумме около 60 тыс. куб. м плит МДФ. — «Профиль»).
К 2005 году потребности внутреннего рынка, по оценкам западных экспертов, составят 500—600 тыс. куб. м в год. И тот, кто успеет вовремя занять ныне свободную нишу, долгие годы будет в плюсе.

ЕКАТЕРИНА ТИТОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK