18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Игорь ТОЛСТУНОВ: «Человек – животное коллективное»"

Архивная публикация 2006 года: "Игорь ТОЛСТУНОВ: «Человек – животное коллективное»"

Продюсер в кино — фигура ключевая. Он был всегда — в советском кино эту роль играло государство: платило деньги и заказывало музыку. От произвола продюсеров страдали все гении, от Эйзенштейна до Феллини, но без продюсера они не сняли бы ни кадра. Наш разговор — с одним из самых успешных продюсеров, директором фирмы «Профит» Игорем Толстуновым. — Начну с цитат. Драматург Валентин Черных: «В кино наступает абсолютное сценарное и даже режиссерское бесправие. Все решает только продюсер — он дает деньги». Драматург Илья Авраменко: «Рассуждения продюсеров просты: мои бабки — хочу, чтобы было так. Конфликт неразрешим». Каковы полномочия продюсера? Есть у них границы? — Независимому продюсерству в России немногим более 15 лет. Эти годы были сложными не только для нашего кино, но и для государства — оно тоже еще в поисках правильного пути своего развития. Все мы сейчас вынуждены работать в условиях неопределенных. Это нужно иметь в виду как фон, когда мы говорим о роли продюсеров в кино. Оставим пока в стороне авторские фильмы и случаи, когда режиссер сам выступает продюсером или когда продюсер выполняет государственный заказ с госфинансированием. В коммерческом же кино продюсер — человек, который создает проект. Часто его инициирует. Конечно, идея может принадлежать и сценаристу, и режиссеру, и актеру. Но продюсер собирает воедино все эти разнонаправленные силы, от авторов и актеров до финансов и техники. Он пытается все это совместить, что накладывает на него ответственность за проект в целом. Адекватно этой ответственности у него возникают и права, определяется уровень его компетентности. Конечно, этот уровень может быть выражен и словами типа «что хочу, то ворочу», но ясно, что ничего хорошего наворочено не будет. Потому что кино — искусство коллективное и необходимо взаимопонимание между участниками процесса.— Присутствует ли в продюсерской работе авторское начало?— Я учился в советское время и все еще сохраняю пиетет перед этим понятием: автор фильма. Но продюсер часто бывает автором проекта. И в этом случае продюсер для режиссера может являться консультирующей стороной. Потому что он представляет интересы зрителя и от его имени говорит авторам, чего бы он как зритель хотел.— А если он плохой зритель? Малокультурный и без вкуса?— Тогда он со своим проектом пролетит. — Хорошо, поговорили о коммерческом мейнстриме. А в авторском кино?— Это сфера, наименее подчиненная продюсерской воле. Глупо советовать Александру Сокурову, как ему снимать кино. Ты либо занимаешься этим проектом, либо в нем не участвуешь — третьего не дано.— В вашей практике были случаи, когда вы не вмешивались?— Пример — моя работа с Кирой Муратовой на фильме «Три истории». Муратова сделала фильм таким, каким себе представляла. Она режиссер очень конкретный и точно знает, чего хочет.— А вы знаете, что вы от нее получите…— Именно. Она изложила авторскую позицию — предъявила устную режиссерскую экспликацию. Я заинтересовался, но, разумеется, мне и в голову не приходило советовать Муратовой, кого ей приглашать на роли и как снимать фильм.— Но вы понимали, что деньги такой фильм не вернет?— Конечно, я знал, что это кино некоммерческое. Мы начинали картину в 1994 году, а закончили в 1996-м. И я понимал трудности экономического момента в стране, как и то, что выгребать нужно всем сообща. Поэтому и структура бюджета была построена соответственно: начинали мы на деньги компании, государственных денег не было, и приходилось затыкать дыры кредитами. Потом проект, не выдержав борьбы с действительностью, был остановлен, пока не заработала компания «НТВ-Профит», где мы фильм и закончили. Но я с самого начала понимал, что фильм не рассчитан на получение прибыли. Более того, мы тогда вообще не рассчитывали ничего получать, и была единственная задача — выжить.— У вас нет желания вернуться к опыту некоммерческого кино?— Год-полтора назад очень серьезно изменилась ситуация в кино, обозначились новые перспективы, и мне интереснее делать картины, которые будут смотреть миллионы.— С чем связаны эти перемены?— В стране наступил период стабильности. У людей появились деньги, чтобы качественно проводить свой досуг. Молодой человек теперь может пригласить девушку в кино — и это один из серьезных мотивов увеличения сети кинотеатров. Начинает быстро развиваться индустрия DVD, и в ближайшие времена, когда «домашний кинотеатр» станет доступней, она превратится в самый мощный сектор кинопроизводства. Но уже и сегодня многие могут купить недорогой плеер и смотреть кино без рекламы, по своему выбору. Мы на пороге нового взрыва интереса к кино и скоро получим тот бум, который характерен для США, где доходы от home video превышают кинотеатральные. Хотя за кинотеатром преимущество: он всегда событие. Просмотр на публике — это иной градус восприятия, иные эмоции, чем дома на диване. Ведь в принципе уже сегодня можно вообще никуда не выходить: вам привезут из ресторана любую еду, из магазина — одежду, вы можете посмотреть любой фильм, спектакль или концерт, а если есть много денег, можно выписать домой живого артиста. Но человек — животное коллективное, ему хочется побыть в компании себе подобных. Поэтому просмотр при стечении сотен людей, как любое массовое представление, я думаю, не отомрет никогда. И женщина будет смотреть кино не в халате, непричесанная, а приодевшись, под ручку с любимым человеком.— Но мультиплексы доступны немногим. И большинство зрителей смотрят кино в телеящике с рекламой, кошмарным звуком и плохим изображением.— Работает рыночный механизм. Семь-восемь лет назад из современных залов у нас был один «Кодак Киномир». Но уже было такое количество желающих потратить $3—4 на билет в качественный киноцентр, а еще столько же на попкорн, пирожные и кофе, что кинотеатры стали строиться очень быстро. И сегодня их уже свыше пятисот, а залов в них свыше тысячи, и это далеко не предел. В Москве количество таких кинотеатров приближается к доперестроечному — около восьмидесяти, а число залов в них уже превышает доперестроечное — более двухсот! Правда, с тех пор Москва и другие крупные города сильно разрослись, возникло множество микрорайонов, и не во всех пока есть кинотеатры. По некоторым оценкам, число кинозалов в стране должно приблизиться к 4 тыс.— Новое поколение кинотеатров требует новой технологии кинопроизводства — вы этому уделяете внимание?— Конечно. Когда-то в кафе на бульваре Капуцинов люди пугались движущегося поезда, сегодня их не удивишь даже летающими тарелками. Но ясно, что на экране должно быть яркое и необычное зрелище. Идет ли речь о создании новой виртуальной реальности, как в жанре фэнтези, или об ином способе рассказа историй реалистических — как в «9 роте». Сегодня зритель вращается в совершенно другом визуальном мире, от кинофантастики до компьютерной игры. И это зритель в основном молодой. — В России. В мире чуть иначе.— Да, российская аудитория по структуре сегодня отличается от европейской или американской. Там публика примерно поровну делится на тинейджеров, аудиторию от 25 до 45 и на зрителей старших поколений. В наших кинотеатрах зрителей старшего поколения почти нет, поэтому кинотеатры неохотно берут фильмы, рассчитанные на зрелых и пожилых людей.— То есть Россия и здесь идет своим путем. В чем причина?— А денег нет! В юности люди легче тратятся на развлечения, и у подростка всегда найдутся деньги на то, что ему очень хочется. Он не думает о том, что с ним будет завтра, — он живет моментом. Но семье вечерний поход в хороший кинотеатр по полной программе обойдется долларов в двадцать-тридцать. Для подавляющего большинства наших сограждан это серьезные деньги.— Итак, создается мощная индустрия кинопоказа. Кино неотделимо от пачки попкорна, бутылки пива или колы, шарика мороженого и кофе. Оно — одна из составляющих потребительской корзины. Соответственно приходят иные навыки потребления кино. Удастся кинематографу сохраниться как искусству?— Для меня ответ однозначен: искусство не только сохранится, но и будет развиваться. Это только у нас и только на нынешнем этапе кино стало зрелищем для состоятельных людей — во всем мире оно по-прежнему самый демократичный вид искусства. Кружка пива стоит дороже, чем билет в кино. В России же кинобилет иной раз дороже театрального. Но эта ситуация выровняется: уже и теперь есть утренние цены, скидки пенсионерам и т.д. По мере роста российского среднего класса и конкуренции между кинотеатрами все придет в норму. А элитарные формы досуга с кабинетами так и останутся специфическими. Есть ведь и такой способ провести время: иные компании снимают сеанс для корпоративного отдыха сотрудников, комбинируя вечеринку или коктейль-парти с просмотром нового фильма до его премьеры. Московский «Романов-синема» считается элитарным кинотеатром: билеты по $20—30, принесут выпить и поесть. Есть спрос на такое — возникает и предложение. Мы же не задаемся вопросом, чего это у нас тут «мерседесы» продают! Кто может себе позволить — тот покупает. Разговор — о массовом кинопоказе. Здесь свои проблемы: просмотр в кинотеатре часто омрачается поведением зрителей: ходят туда-сюда, не стесняясь, разговаривают по мобильникам и шуршат пакетами с попкорном.— Попкорновое кино к этому и приучило. — Если новые технологии дают возможность развлекать спецэффектами — ради бога, почему не порадовать детишек! Но жанры драмы, мелодрамы, социального фильма или комедии никто не отменял. И такие фильмы по-прежнему производятся, их с удовольствием смотрят зрители других стран. Возьмем последнюю церемонию «Оскара», где призы достались не «Гарри Поттерам», а серьезным фильмам — «Столкновение», «Горбатая гора», в которых есть попытка исследования серьезных человеческих проблем. Но у нас, повторяю, другая структура аудитории, и на экранах таких фильмов мало.— Расскажите о ваших новых проектах.— Мы сейчас снимаем немного: честно говоря, я не нахожу достаточного количества потенциально успешных проектов. Произошло четкое разделение картин на такие, что приспособлены для кинотеатров, и на фильмы для ТВ. Меня больше интересуют проекты, способные выйти в кинотеатральный прокат. Одна такая картина уже на экранах — романтическая комедия «Питер-FM», адресованная молодым. Заканчивается производство фильма «Старлей, победа и весна», его выпустим осенью. В планах несколько высокобюджетных работ, о которых говорить пока рано.

Продюсер в кино — фигура ключевая. Он был всегда — в советском кино эту роль играло государство: платило деньги и заказывало музыку. От произвола продюсеров страдали все гении, от Эйзенштейна до Феллини, но без продюсера они не сняли бы ни кадра. Наш разговор — с одним из самых успешных продюсеров, директором фирмы «Профит» Игорем Толстуновым. — Начну с цитат. Драматург Валентин Черных: «В кино наступает абсолютное сценарное и даже режиссерское бесправие. Все решает только продюсер — он дает деньги». Драматург Илья Авраменко: «Рассуждения продюсеров просты: мои бабки — хочу, чтобы было так. Конфликт неразрешим». Каковы полномочия продюсера? Есть у них границы? — Независимому продюсерству в России немногим более 15 лет. Эти годы были сложными не только для нашего кино, но и для государства — оно тоже еще в поисках правильного пути своего развития. Все мы сейчас вынуждены работать в условиях неопределенных. Это нужно иметь в виду как фон, когда мы говорим о роли продюсеров в кино. Оставим пока в стороне авторские фильмы и случаи, когда режиссер сам выступает продюсером или когда продюсер выполняет государственный заказ с госфинансированием. В коммерческом же кино продюсер — человек, который создает проект. Часто его инициирует. Конечно, идея может принадлежать и сценаристу, и режиссеру, и актеру. Но продюсер собирает воедино все эти разнонаправленные силы, от авторов и актеров до финансов и техники. Он пытается все это совместить, что накладывает на него ответственность за проект в целом. Адекватно этой ответственности у него возникают и права, определяется уровень его компетентности. Конечно, этот уровень может быть выражен и словами типа «что хочу, то ворочу», но ясно, что ничего хорошего наворочено не будет. Потому что кино — искусство коллективное и необходимо взаимопонимание между участниками процесса.— Присутствует ли в продюсерской работе авторское начало?— Я учился в советское время и все еще сохраняю пиетет перед этим понятием: автор фильма. Но продюсер часто бывает автором проекта. И в этом случае продюсер для режиссера может являться консультирующей стороной. Потому что он представляет интересы зрителя и от его имени говорит авторам, чего бы он как зритель хотел.— А если он плохой зритель? Малокультурный и без вкуса?— Тогда он со своим проектом пролетит. — Хорошо, поговорили о коммерческом мейнстриме. А в авторском кино?— Это сфера, наименее подчиненная продюсерской воле. Глупо советовать Александру Сокурову, как ему снимать кино. Ты либо занимаешься этим проектом, либо в нем не участвуешь — третьего не дано.— В вашей практике были случаи, когда вы не вмешивались?— Пример — моя работа с Кирой Муратовой на фильме «Три истории». Муратова сделала фильм таким, каким себе представляла. Она режиссер очень конкретный и точно знает, чего хочет.— А вы знаете, что вы от нее получите…— Именно. Она изложила авторскую позицию — предъявила устную режиссерскую экспликацию. Я заинтересовался, но, разумеется, мне и в голову не приходило советовать Муратовой, кого ей приглашать на роли и как снимать фильм.— Но вы понимали, что деньги такой фильм не вернет?— Конечно, я знал, что это кино некоммерческое. Мы начинали картину в 1994 году, а закончили в 1996-м. И я понимал трудности экономического момента в стране, как и то, что выгребать нужно всем сообща. Поэтому и структура бюджета была построена соответственно: начинали мы на деньги компании, государственных денег не было, и приходилось затыкать дыры кредитами. Потом проект, не выдержав борьбы с действительностью, был остановлен, пока не заработала компания «НТВ-Профит», где мы фильм и закончили. Но я с самого начала понимал, что фильм не рассчитан на получение прибыли. Более того, мы тогда вообще не рассчитывали ничего получать, и была единственная задача — выжить.— У вас нет желания вернуться к опыту некоммерческого кино?— Год-полтора назад очень серьезно изменилась ситуация в кино, обозначились новые перспективы, и мне интереснее делать картины, которые будут смотреть миллионы.— С чем связаны эти перемены?— В стране наступил период стабильности. У людей появились деньги, чтобы качественно проводить свой досуг. Молодой человек теперь может пригласить девушку в кино — и это один из серьезных мотивов увеличения сети кинотеатров. Начинает быстро развиваться индустрия DVD, и в ближайшие времена, когда «домашний кинотеатр» станет доступней, она превратится в самый мощный сектор кинопроизводства. Но уже и сегодня многие могут купить недорогой плеер и смотреть кино без рекламы, по своему выбору. Мы на пороге нового взрыва интереса к кино и скоро получим тот бум, который характерен для США, где доходы от home video превышают кинотеатральные. Хотя за кинотеатром преимущество: он всегда событие. Просмотр на публике — это иной градус восприятия, иные эмоции, чем дома на диване. Ведь в принципе уже сегодня можно вообще никуда не выходить: вам привезут из ресторана любую еду, из магазина — одежду, вы можете посмотреть любой фильм, спектакль или концерт, а если есть много денег, можно выписать домой живого артиста. Но человек — животное коллективное, ему хочется побыть в компании себе подобных. Поэтому просмотр при стечении сотен людей, как любое массовое представление, я думаю, не отомрет никогда. И женщина будет смотреть кино не в халате, непричесанная, а приодевшись, под ручку с любимым человеком.— Но мультиплексы доступны немногим. И большинство зрителей смотрят кино в телеящике с рекламой, кошмарным звуком и плохим изображением.— Работает рыночный механизм. Семь-восемь лет назад из современных залов у нас был один «Кодак Киномир». Но уже было такое количество желающих потратить $3—4 на билет в качественный киноцентр, а еще столько же на попкорн, пирожные и кофе, что кинотеатры стали строиться очень быстро. И сегодня их уже свыше пятисот, а залов в них свыше тысячи, и это далеко не предел. В Москве количество таких кинотеатров приближается к доперестроечному — около восьмидесяти, а число залов в них уже превышает доперестроечное — более двухсот! Правда, с тех пор Москва и другие крупные города сильно разрослись, возникло множество микрорайонов, и не во всех пока есть кинотеатры. По некоторым оценкам, число кинозалов в стране должно приблизиться к 4 тыс.— Новое поколение кинотеатров требует новой технологии кинопроизводства — вы этому уделяете внимание?— Конечно. Когда-то в кафе на бульваре Капуцинов люди пугались движущегося поезда, сегодня их не удивишь даже летающими тарелками. Но ясно, что на экране должно быть яркое и необычное зрелище. Идет ли речь о создании новой виртуальной реальности, как в жанре фэнтези, или об ином способе рассказа историй реалистических — как в «9 роте». Сегодня зритель вращается в совершенно другом визуальном мире, от кинофантастики до компьютерной игры. И это зритель в основном молодой. — В России. В мире чуть иначе.— Да, российская аудитория по структуре сегодня отличается от европейской или американской. Там публика примерно поровну делится на тинейджеров, аудиторию от 25 до 45 и на зрителей старших поколений. В наших кинотеатрах зрителей старшего поколения почти нет, поэтому кинотеатры неохотно берут фильмы, рассчитанные на зрелых и пожилых людей.— То есть Россия и здесь идет своим путем. В чем причина?— А денег нет! В юности люди легче тратятся на развлечения, и у подростка всегда найдутся деньги на то, что ему очень хочется. Он не думает о том, что с ним будет завтра, — он живет моментом. Но семье вечерний поход в хороший кинотеатр по полной программе обойдется долларов в двадцать-тридцать. Для подавляющего большинства наших сограждан это серьезные деньги.— Итак, создается мощная индустрия кинопоказа. Кино неотделимо от пачки попкорна, бутылки пива или колы, шарика мороженого и кофе. Оно — одна из составляющих потребительской корзины. Соответственно приходят иные навыки потребления кино. Удастся кинематографу сохраниться как искусству?— Для меня ответ однозначен: искусство не только сохранится, но и будет развиваться. Это только у нас и только на нынешнем этапе кино стало зрелищем для состоятельных людей — во всем мире оно по-прежнему самый демократичный вид искусства. Кружка пива стоит дороже, чем билет в кино. В России же кинобилет иной раз дороже театрального. Но эта ситуация выровняется: уже и теперь есть утренние цены, скидки пенсионерам и т.д. По мере роста российского среднего класса и конкуренции между кинотеатрами все придет в норму. А элитарные формы досуга с кабинетами так и останутся специфическими. Есть ведь и такой способ провести время: иные компании снимают сеанс для корпоративного отдыха сотрудников, комбинируя вечеринку или коктейль-парти с просмотром нового фильма до его премьеры. Московский «Романов-синема» считается элитарным кинотеатром: билеты по $20—30, принесут выпить и поесть. Есть спрос на такое — возникает и предложение. Мы же не задаемся вопросом, чего это у нас тут «мерседесы» продают! Кто может себе позволить — тот покупает. Разговор — о массовом кинопоказе. Здесь свои проблемы: просмотр в кинотеатре часто омрачается поведением зрителей: ходят туда-сюда, не стесняясь, разговаривают по мобильникам и шуршат пакетами с попкорном.— Попкорновое кино к этому и приучило. — Если новые технологии дают возможность развлекать спецэффектами — ради бога, почему не порадовать детишек! Но жанры драмы, мелодрамы, социального фильма или комедии никто не отменял. И такие фильмы по-прежнему производятся, их с удовольствием смотрят зрители других стран. Возьмем последнюю церемонию «Оскара», где призы достались не «Гарри Поттерам», а серьезным фильмам — «Столкновение», «Горбатая гора», в которых есть попытка исследования серьезных человеческих проблем. Но у нас, повторяю, другая структура аудитории, и на экранах таких фильмов мало.— Расскажите о ваших новых проектах.— Мы сейчас снимаем немного: честно говоря, я не нахожу достаточного количества потенциально успешных проектов. Произошло четкое разделение картин на такие, что приспособлены для кинотеатров, и на фильмы для ТВ. Меня больше интересуют проекты, способные выйти в кинотеатральный прокат. Одна такая картина уже на экранах — романтическая комедия «Питер-FM», адресованная молодым. Заканчивается производство фильма «Старлей, победа и весна», его выпустим осенью. В планах несколько высокобюджетных работ, о которых говорить пока рано.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».