Наверх
12 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Игра по правилам и без"

На протяжении нескольких последних лет российские чиновники выстраивают схему взаимодействия с иностранными инвесторами. Большинство из них принимают предложенные правила игры, но некоторые не желают мириться с потерей сверхприбылей.В середине октября Москву с официальным визитом посетил новый президент Франции — Николя Саркози. Примечательно, что Россия была одной из первых стран, которые он посетил после инаугурации. Это, по мнению российского и мирового сообщества, говорит о том, какое важное значение новый глава Пятой республики придает взаимоотношениям с Кремлем. Если оставить за скобками политическую составляющую визита, то во многом его целью было лоббирование интересов французских компаний. Как желающих начать работать в России, так и тех, которые уже присутствуют на российском рынке. «Мы являемся свидетелями существенно возрастающего торгового обмена между Францией и Россией, а также стремления все большего числа французских предприятий в той или иной форме укорениться на российском рынке», — отметил в одном из интервью посол Франции в России Станислас де Лабуле. На определенном этапе развития российско-французских экономических связей стало ясно, что французскому бизнесу хотелось бы заручиться поддержкой на самом высшем уровне, чтобы отстаивать свои интересы. И если для строительства автопредприятия достаточно получить согласие Минэкономразвития и региональной администрации, то для вхождения в крупные нефтегазовые проекты нужно получить одобрение на самом высшем уровне, ведь это направление российские власти считают стратегическим. Неслучайно Саркози в Москве заявил, что французские инвесторы готовы войти в капиталы крупных российских компаний, и как бы невзначай упомянул «Газпром». Президент Владимир Путин напомнил своему коллеге, что французская компания «Тоталь» вместе с «Газпромом» уже участвует в разработке Штокмановского месторождения. Но вопрос Саркози не прошел незамеченным — аналитики тут же начали обсуждать возможность реализации новых проектов в нефтегазовом секторе с участием французов.

От горошка до машин

С ростом интереса к российскому рынку французским компаниям потребовалась организация, которая бы отстаивала их интересы в России. С этой целью летом текущего года была создана Французская Торгово-промышленная палата в Российской Федерации. Показательно и то, что палата участвует в программе французского правительства под названием «Высокие французские технологии». Для ее реализации Минфин Франции отобрал пять наиболее интересных для французского бизнеса стран, в список вошла и Россия. Стоит отметить, что лишь половину бюджета программы обеспечивают заинтересованные французские компании, остальное поступает от правительства. Поддержка на государственном уровне говорит о приоритетности российского рынка для Франции, считают аналитики.

Франция рассчитывает поучаствовать не только в таких крупных проектах, как разработка Штокмановского месторождения, французские компании имеют интересы в самых разных отраслях — от машиностроения до ритейла. Не столь давно запущен завод «Бондюэль» в Краснодарском крае, заработало предприятие «Эр Ликид» в Череповце, более десятка лет успешно работает завод «Данон» в Тольятти. «Французские компании давно работают на российском рынке и хорошо зарекомендовали себя», — подтверждает аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Екатерина Кравченко. Вспомним хотя бы совместное предприятие с Renault на базе АЗЛК, которое сейчас выпускает ежегодно порядка 130 тыс. автомобилей. «В 2008 году планируем выпустить до 250 тыс. Renault на территории «Москвича» — это в два раза больше, чем производил сам «Москвич» в советские годы», — поделился планами мэр Москвы Юрий Лужков.

Среди успешных примеров работы французских компаний в России нельзя не отметить торговую сеть «Ашан». Эти гипермаркеты стали одними из самых популярных в Москве; магазины «Ашан» появились в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге. Первый «Ашан» открылся в 2002 году, а уже в 2005-м «Ашан—Россия» была признана самой крупной сетью гипермаркетов в стране. 

Инвестициями об стену

Еще с конца 80-х многие иностранные компании пытались работать в российской добывающей отрасли. Однако если прежде в России практически не обращали внимания на те издержки, которые сопровождают приход иностранных инвесторов, то теперь ситуация изменилась. Наиболее ярким примером служит проект «Сахалин-2», который разрабатывается компанией Sakhalin Energy с 1994 года в рамках соглашения о разделе продукции (СРП). До конца прошлого года участниками проекта являлись Royal Dutch Shell (55%), Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). Однако российские власти говорили о низкой эффективности проекта, что в конечном счете могло привести к серьезным потерям для российской казны. В результате радужные перспективы так и остались на бумаге, не говоря уже о том, что к оператору проекта появились претензии со стороны российских природоохранных органов. Для того чтобы соблюсти интересы государства, в проект вошел «Газпром».

Похожая ситуация, хотя не столь громкая, как «Сахалин», была с французской рекламной компанией JCDecaux. Она является вторым по величине оператором наружной рекламы в мире и крупнейшим в Европе. Французы весной текущего года выкупили российские активы немецкого оператора наружной рекламы — компании Wall. Основным ее бизнесом было размещение рекламы на биллбордах в центре Санкт-Петербурга. Арендный договор на рекламные площади был подписан с властями города в 1991 году, когда российские чиновники стремились привлечь иностранных инвесторов любой ценой, и немцам удалось выторговать очень выгодные условия на последующие годы. По прошествии 15 лет оказалось, что иностранцы платят около 10 рублей в месяц за конструкцию, в то время как другие компании платят в бюджет за один щит сити-формата на Невском проспекте более 8 тыс. рублей в месяц. Естественно, когда договор истек, питерские власти не имели никакого желания его пролонгировать. Места под рекламные конструкции были выставлены на конкурс, который выиграла компания News Outdoor. Тогда компания JCDecaux пошла на обострение конфликта: в прессе была развернута информационная война против Смольного и появился целый ряд публикаций, в которых руководство города обвинялось в предвзятом отношении к иностранным инвесторам. Как следствие — дорога в Северную столицу для JCDecaux оказалась закрыта. 

Не рой себе могилу

Приведенные выше примеры вовсе не означают, что российские чиновники практикуют избирательный, предвзятый подход к отдельным иностранным компаниям. Скорее, с точностью до наоборот. Жизнеспособность российского бизнеса французских компаний совершенно не зависит от их национальной принадлежности. Эта тенденция хорошо просматривается на примерах того же «Ашана» и JCDecaux — насколько эффективна в России стратегия развития каждой из компаний. Бизнес ритейлеров активно растет и развивается. Неуклонно увеличивается количество магазинов в столице (только что открылся супермаркет возле Сокольнической эстакады), продолжается движение в регионы. Рекламщики же оказались фактически персоной non grata.

После попытки обосноваться в Санкт-Петербурге местная пресса раскопала многолетнюю историю коррупционных скандалов JCDecaux в крупнейших мегаполисах мира. Оказалось, что лоббируемые заинтересованными чиновниками предложения французских рекламистов оборачивались ощутимыми потерями для городских бюджетов. Когда же власти пытались навести порядок, разгорались информационные скандалы с обвинениями. После Северной столицы французы решили брать Москву. На рекламном форуме Жан Франсуа Деко (сын основателя и руководитель JCDecaux) предложил Юрию Лужкову $200 млн инвестиций в организацию проекта велосипедных парковок. Юрий Лужков усомнился в компетентности французов и предложил им учесть российские погодные условия. В результате главный российский рынок оказался также фактически закрыт.

Визит Саркози показал, что французские компании, желающие инвестировать и работать в России, готовы делать это по установленным российскими властями правилам, не выходя за рамки джентльменского соглашения и тем более законодательства РФ.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK