23 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "Игра в икру-2"

Архивная публикация 2004 года: "Игра в икру-2"

Удивительно совпали интересы нашего журнала и некоего гражданина к черной икре, которая нелегально продается на столичных рынках. Не успели выйти наши материалы о теневом обороте черной икры в №45, как в редакции раздался звонок из московского УБЭПа: «Хотите поучаствовать в рейде?» — «Вы еще спрашиваете!» А при чем тут гражданин? — поинтересуется читатель. А при том, что в начале декабря он покупал черную и красную икру на Ленинградском рынке в павильонах №23 и №69. Мало того, что бедолаге подсунули явно некачественный товар, так еще и чек не пробили. Гражданин обиделся и написал заявление в УБЭП.

©
Удивительно совпали интересы нашего журнала и некоего гражданина к черной икре, которая нелегально продается на столичных рынках. Не успели выйти наши материалы о теневом обороте черной икры в №45, как в редакции раздался звонок из московского УБЭПа: «Хотите поучаствовать в рейде?» — «Вы еще спрашиваете!»
©
А при чем тут гражданин? — поинтересуется читатель. А при том, что в начале декабря он покупал черную и красную икру на Ленинградском рынке в павильонах №23 и №69. Мало того, что бедолаге подсунули явно некачественный товар, так еще и чек не пробили. Гражданин обиделся и написал заявление в УБЭП.

Подготовка к операции началась за несколько дней до рейда. В указанные павильоны зашли молодые люди, справились о ценах, попробовали икорку и заказали: чтоб через два дня каждой — и осетровой, и лососевой — было по 5 кило. Продавцы клятвенно пообещали.

Искусство перевоплощения

Перед входом на Ленинградский рынок нам с фотографом было указано, что идем мы все по отдельности и встречаемся около тех самых павильонов. Но, прибыв на место назначения, наших друзейоперативников мы не обнаружили. Чтобы не терять зря времени, я решила зайти на злосчастную точку №69 и провести разведку боем.

Все как обычно. Рыбы — навалом. Красной икры — завались. А вот и заветные синие банки осетровой икры, правда, без ценников. Изображаю самую любезную улыбку и спрашиваю у продавца — молодого кавказского джигита, — почем нынче «самая лучшая белужья икорка». Парень с энтузиазмом тащит мне из подсобки сразу две синие банки, замотанные красной резинкой: «Вы сначала попробуйте, а потом про цену поговорим!» Открывает. Банки битком набиты икрой, но явно не белужьей.

Однако моей «разведоперации» мешают двое крутых парней. Один из них, в длинном черном пальто, постоянно консультировался по мобильному телефону с «шефом», сколько и какой икры взять. Я этому процессу явно создавала помехи: «Девушка, давайте он нас сначала отпустит!» Да пожалуйста! Я приступила к дегустации деликатеса. В конце концов крутой заявил продавцу, что заказанную икру он возьмет после того, как шеф ее одобрит, купил по полкило красной и черной, после чего торжественно заявил: «УБЭП. Проверочная закупка».

Мы с продавцом застыли с открытым ртом. Он — потому, что не ожидал подобного коварства, я — от изумления. «Крутым» оказался старший оперуполномоченный Алексей Абрамов, с которым полчаса назад мы вместе выезжали «на дело».

Антисанитарный день

Продавца попросили вернуть деньги и показать документы на икру. Документов не оказалось. «Почему не пробили кассовый чек?» — допытывались оперативники. «Ой, забыл!» — замахал руками джигит. Бедный продавец вообще пытался, как мог, сотрудничать с органами. Показал помещение, рассказал, чем торгует, достал кучу разных документов и позвонил хозяину. Хозяин обещал быть (забегая вперед, скажем: обманул).

Алексей Абрамов с напарником осматривали помещение, я ходила за ними по пятам. Скажу одно: после моих рассказов о том, как в подсобке хранятся икра и рыба, полредакции зареклись покупать деликатесы на рынке. Упоминать слово «санитария» было бы просто кощунственно. И запомните: если вам объясняют, что в одной баночке икра, например, форели, а в другой — лосося, не верьте! Источник этой икры один — здоровенный пластиковый ящик, откуда ее и черпают. А банки с черной икрой лежали в картонных коробках из-под подсолнечного масла и других продуктов, причем часть из них была измазана чем-то липким и противным. Оперативники отобрали образцы для экспертизы (ту самую коробочку красной икры и банку черной), а потом битых два часа составляли «Акт проверочной закупки и осмотра…». Я же нырнула в павильон №23 — он был как раз напротив.

Дежа-вю

Здесь ситуация была аналогичной. Продавщица Анна, чуть не плача, тоже сотрудничала «с органами». Другой оперативник по имени Владислав «купил» у нее банку белужьей икры за 7500 рублей (между прочим, она ему даже чек пробила). Далее все происходило по уже известному сценарию. Продавщицу было жалко. Я сочувственно спросила у нее: «А вам что-нибудь за это будет?» Она сказала, что нет — это же не ее товар, а хозяина. Правда, заработок у нее сдельный — 1,5% от выручки. Соответственно, сегодня она тут с нами бесплатно сидит. И вообще, ей очень жаль хозяина: такой интеллигентный, ученый.

В прошлом месяце его павильон сгорел, только отстроили, а тут мы приехали. Кстати, хозяин этой точки появился быстро и позвонил директору рынка. Директор ругался по телефону с оперативниками, но те уговорили его не вмешиваться: если бы была проверка рынка, то без присутствия директора не обойтись. А тут хитро: проверяют только определенные ПБОЮЛы, прописанные в постановлении. Хозяин павильона после этого явно загрустил и только тихо следил за процессом. Кстати, меня заинтересовали ценники на икру: белужья — 7500 рублей за полкило, осетровая — 4700 рублей. Прошу Анну, чтобы она мне показала и ту, и другую. Анна замялась, но честно призналась, что икра различается только ценой. Банка-то одна и та же. Но зато у них в павильоне икру не мешают с белковой. Все-таки хозяин — интеллигентный человек. Между прочим, и хозяин павильона №69, по словам продавца, тоже был ученым. Причем химиком. Такая вот тенденция.

Слух об операции УБЭП на рынке разнесся мгновенно. Черная икра испарилась, а половина рыбных павильонов срочно закрылась на учет. Узнав, что мы с фотографом не «опера», а журналисты, к нам стали подходить всякие кавказские личности и интересоваться, куда мы собираемся идти дальше и что будем делать с найденной икрой. Мы серьезно отвечали, что икру, на которую нет документов, будут давить бульдозером. Личности говорили «Вах!» и быстро разбегались.

Общий улов был таков. Павильон №23 не выполнил своего обещания предоставить заказанные 5 кг черной икры. Ее оказалось всего 1,5 кг. Зато в павильоне №69 оперативники нашли 63 полукилограммовые банки! Я быстро произвела подсчеты: получалось, икры здесь нашли почти на $14 тыс. Все их упаковали обратно в картонные коробки из-под «Олейны», опечатали и… оставили в павильоне. Оперативники объяснили, что имеют право взять образцы на экспертизу, а изъять икру можно будет только по постановлению прокуратуры и только после возбуждения уголовного дела. Обоим хозяевам павильонов было велено в течение 48 часов привезти в УБЭП документы, подтверждающие качество, источник происхождения и приобретения икры.

Эпилог

Через неделю мы связались со старшим оперуполномоченным 13-го отдела 3-й ОРЧ при УБЭП Москвы Алексеем Абрамовым, чтобы узнать, чем закончилась эта история. Вот что он нам рассказал: «Документы, разумеется, принесли только на икру лососевых пород. На икру осетровых пород их и быть не могло. Результаты экспертизы икры, направленной во ВНИИРО, мы должны получить дней через 10 после сдачи, но на деле будем ждать дольше. Затем мы передаем результаты в прокуратуру, которая выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Причем может сработать только ст. 238 УК РФ («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». — «Профиль»). Подробно объяснять почему не стану, иначе мое объяснение можно будет считать юридической консультацией. Прокуратура вынесет постановление об изъятии икры осетровых пород, и опечатанные нами банки будут направлены во ВНИИРО на уничтожение. Каким образом их уничтожат? Ну, уж им там виднее… Разумеется, хозяева павильонов заявили, что знать ничего не знали о черной икре. Поэтому уголовные дела будут заведены на продавцов: они-то о ней знали и ее продавали. А это — 2 года условно».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».