29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Игра в ящик"

Архивная публикация 2003 года: "Игра в ящик"

Интеллигентный человек ни за что не признается, что смотрит телевизор.Даже не смотрит -- признание, что видел какую-то телевизионную картинку, может и не сильно повредить репутации, а вот слушать телевизор в хорошем обществе не принято. Говорить в приличной компании о том, что слышал и видел по телевизору, -- это все равно как обсуждать проблемы отправлений естественных надобностей. Если, конечно, речь не идет о профессионалах: рекламщиках, пиарщиках, самих телевизионщиках и высокопоставленных сотрудников различных администраций. Впрочем, к людям интеллигентным эта публика относит себя вполне самостоятельно и столь же самонадеянно.
Слава Богу, что просто интеллигентных людей, а также людей, получающих новости из Интернета и не нуждающихся в их телеразжевывании, в стране немного. Иначе они оставили бы без рейтинга и без денег огромную отрасль народного хозяйства. Изготовляя телепродукт, на них практически никто и не рассчитывает -- за исключением разве что упертых подвижников с телеканала "Культура". Рейтинг, то есть деньги, может дать только народ. А народ хочет смотреть на себя, он хочет, чтобы с ним говорили его языком, чтобы его баюкали, ласкали, обещали прибавки к пенсии и иногда рассказывали страшные сказки про плохих людей -- как с ними борются люди добрые, из народа.
Реальные производители телеинформации и телевизионной псевдоаналитики -- пиарщики и высокопоставленные сотрудники различных администраций, прежде всего кремлевской (это не два разных слоя, это часто одно и то же), -- прекрасно это понимают. Нет в стране ни одного телеканала (кроме чисто развлекательных), свободного от влияния пиар-администраторов: от посещения закрытых брифингов с промыванием мозгов, от летучек в кабинетах с портретом "гаранта", от звонков с мягкими, но убедительными просьбами ставить в эфир одно и в упор не видеть другого, от телефонного или непосредственно лично-кабинетного ора за дерзости. Да и какие сейчас могут быть дерзости, чай, прошли времена огневого Доренко -- не в телекиллерах, ни в телеаналитике нужды никакой нет. Что и как говорить, всем понятно. Что будет с теми, кому непонятно, тоже понятно. Колеблющихся душат рейтингом. А рейтинг в России -- штука управляемая. К почтенному заграничному старикану Гэллапу никакого отношения не имеющая. Меньше рейтинг -- меньше рекламных денег. Меньше рекламных денег -- хуже телепродукт. Хуже телепродукт -- меньше реальный рейтинг. Измерение телерейтингов в России -- это как нахальный слоган журнала "Политбюро": "Будет так, как мы напишем".
Так чего же, господа-товарищи, вы хотите от телевизора? Можно пить вино, хотеть кино и "Принцип Домино". Это -- пожалуйста. Этого много и должно быть еще больше, потому что ничего другого никому не надо. Профессиональные информационщики и аналитики доживают свой недолгий век, дивясь на племя молодое, как будто бы присланное из шеренг "Идущих вместе", и сами переквалифицируются, отчасти справедливо считая, что так они будут ближе к народу и самым удачливым его представителям, трудящимся на благо этого народа за красной зубчатой стеной.
Впрочем, есть в этом и свой плюс. Посмотрите, например, историко-публицистический цикл Николая Сванидзе. Или не менее историко-публицистические и околонаучные репортажи, фильмы и теле-эссе других телезубров и просто талантливых известных репортеров -- в основном это же прелесть что такое. Нельзя честно про сегодня, но можно про вчера и позавчера, можно про Америку, можно про птичек, рыбок и пользе стаканчика хорошего красного вина за ужином -- кардиологи советуют. И ведь изрядно получается -- и уши не вянут, и картинка радует, и рейтинг зашибись. И не надо тужиться и пыжиться, соображать и что-то изобретать, вставляя в сверстанный уже новостной выпуск свежий бессодержательный синхрон Грызлова, спущенный сверху. Причем содержательный могут показать только полные отморозки и враги народа -- уж такое там содержание.
Рейтинг у таких новостей будет всегда. Во-первых, из-за охвата федеральных каналов. Во-вторых, не у всех есть Интернет, а надо ж откуда-то новости получать, да и в Интернете круглые сутки не посидишь, а теленовости могут идти фоном по жизни. В-третьих, у таких новостей есть свой целевой потребитель. Это огромный отряд политиков, политологов, чиновников, бизнесменов и прочих кровно, карьерно и материально заинтересованных в том, чтобы знать, откуда и куда ветер дует. Из новостей федеральных каналов всегда четко можно понять, кто сегодня в фаворе, а кто козел. А главное -- кто кандидат в козлы, если не одумается. Чего пока нельзя, так это, как в былые времена, по фоновой телекартинке, костюму и выражению лица ведущего понимать, у кого какие неприятности в Политбюро и ЦК КПСС. В этом смысле нынешние телевизионщики в большом долгу перед телезрителями.

Интеллигентный человек ни за что не признается, что смотрит телевизор.Даже не смотрит -- признание, что видел какую-то телевизионную картинку, может и не сильно повредить репутации, а вот слушать телевизор в хорошем обществе не принято. Говорить в приличной компании о том, что слышал и видел по телевизору, -- это все равно как обсуждать проблемы отправлений естественных надобностей. Если, конечно, речь не идет о профессионалах: рекламщиках, пиарщиках, самих телевизионщиках и высокопоставленных сотрудников различных администраций. Впрочем, к людям интеллигентным эта публика относит себя вполне самостоятельно и столь же самонадеянно.

Слава Богу, что просто интеллигентных людей, а также людей, получающих новости из Интернета и не нуждающихся в их телеразжевывании, в стране немного. Иначе они оставили бы без рейтинга и без денег огромную отрасль народного хозяйства. Изготовляя телепродукт, на них практически никто и не рассчитывает -- за исключением разве что упертых подвижников с телеканала "Культура". Рейтинг, то есть деньги, может дать только народ. А народ хочет смотреть на себя, он хочет, чтобы с ним говорили его языком, чтобы его баюкали, ласкали, обещали прибавки к пенсии и иногда рассказывали страшные сказки про плохих людей -- как с ними борются люди добрые, из народа.

Реальные производители телеинформации и телевизионной псевдоаналитики -- пиарщики и высокопоставленные сотрудники различных администраций, прежде всего кремлевской (это не два разных слоя, это часто одно и то же), -- прекрасно это понимают. Нет в стране ни одного телеканала (кроме чисто развлекательных), свободного от влияния пиар-администраторов: от посещения закрытых брифингов с промыванием мозгов, от летучек в кабинетах с портретом "гаранта", от звонков с мягкими, но убедительными просьбами ставить в эфир одно и в упор не видеть другого, от телефонного или непосредственно лично-кабинетного ора за дерзости. Да и какие сейчас могут быть дерзости, чай, прошли времена огневого Доренко -- не в телекиллерах, ни в телеаналитике нужды никакой нет. Что и как говорить, всем понятно. Что будет с теми, кому непонятно, тоже понятно. Колеблющихся душат рейтингом. А рейтинг в России -- штука управляемая. К почтенному заграничному старикану Гэллапу никакого отношения не имеющая. Меньше рейтинг -- меньше рекламных денег. Меньше рекламных денег -- хуже телепродукт. Хуже телепродукт -- меньше реальный рейтинг. Измерение телерейтингов в России -- это как нахальный слоган журнала "Политбюро": "Будет так, как мы напишем".

Так чего же, господа-товарищи, вы хотите от телевизора? Можно пить вино, хотеть кино и "Принцип Домино". Это -- пожалуйста. Этого много и должно быть еще больше, потому что ничего другого никому не надо. Профессиональные информационщики и аналитики доживают свой недолгий век, дивясь на племя молодое, как будто бы присланное из шеренг "Идущих вместе", и сами переквалифицируются, отчасти справедливо считая, что так они будут ближе к народу и самым удачливым его представителям, трудящимся на благо этого народа за красной зубчатой стеной.

Впрочем, есть в этом и свой плюс. Посмотрите, например, историко-публицистический цикл Николая Сванидзе. Или не менее историко-публицистические и околонаучные репортажи, фильмы и теле-эссе других телезубров и просто талантливых известных репортеров -- в основном это же прелесть что такое. Нельзя честно про сегодня, но можно про вчера и позавчера, можно про Америку, можно про птичек, рыбок и пользе стаканчика хорошего красного вина за ужином -- кардиологи советуют. И ведь изрядно получается -- и уши не вянут, и картинка радует, и рейтинг зашибись. И не надо тужиться и пыжиться, соображать и что-то изобретать, вставляя в сверстанный уже новостной выпуск свежий бессодержательный синхрон Грызлова, спущенный сверху. Причем содержательный могут показать только полные отморозки и враги народа -- уж такое там содержание.

Рейтинг у таких новостей будет всегда. Во-первых, из-за охвата федеральных каналов. Во-вторых, не у всех есть Интернет, а надо ж откуда-то новости получать, да и в Интернете круглые сутки не посидишь, а теленовости могут идти фоном по жизни. В-третьих, у таких новостей есть свой целевой потребитель. Это огромный отряд политиков, политологов, чиновников, бизнесменов и прочих кровно, карьерно и материально заинтересованных в том, чтобы знать, откуда и куда ветер дует. Из новостей федеральных каналов всегда четко можно понять, кто сегодня в фаворе, а кто козел. А главное -- кто кандидат в козлы, если не одумается. Чего пока нельзя, так это, как в былые времена, по фоновой телекартинке, костюму и выражению лица ведущего понимать, у кого какие неприятности в Политбюро и ЦК КПСС. В этом смысле нынешние телевизионщики в большом долгу перед телезрителями.

ОЛЬГА РОМАНОВА, обозреватель REN-TV

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама