Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "ИГРУШКА ДЛЯ МИЛЛИАРДЕРОВ"

Американская пресса охвачена кризисом. Причина: акционеры хотят получать сверхприбыли. Контроль над многими газетами переходит к частным инвесторам.Руперту Мердоку вряд ли понравилось то, что писала на прошлой неделе Wall Street Journal. А она на первой полосе поведала, что деловые интересы «старомодного медийного барона» часто влияют на редакционные решения, что Мердок практически игнорирует разделительный рубеж между бизнесом и журналистикой. Таким виделся газете итог 50-летней карьеры медиа-магната.

В разделе комментариев журналисты Wall Street Journal заняли круговую оборону вокруг издателя Гордона Кровица, всячески подчеркивая, что их газета в течение десятилетий была рупором свободы, рыночной экономики и независимости прессы: «И за это мы будем бороться, сколько хватит наших сил».

Позиция, достойная уважения, но ничего не меняющая в ходе событий. Потому что две недели назад владельцы газеты — семья Бэнкрофт — прекратили сопротивление и согласились ее продать. Очевидно, что предложение Мердока — $5 млрд. — оказалось заманчивым. 

И теперь вопрос только в том, получит ли именно Мердок газету и ее материнскую компанию Dow Jones, и если да — то на каких условиях. Клан Бэнкрофт достаточно разветвлен, он может отдать свое детище — а газетному бизнесу он посвятил более века — и другому покупателю. Заинтересованность уже выказал владелец сети супермаркетов и приятель Клинтона миллиардер Рональд Беркл. Упоминается и имя звезды среди инвесторов — Уоррена Баффета. 

Битва за вторую по тиражу газету Америки занимает первые полосы газет уже несколько недель. В ней, как в зеркале, отражаются проблемы всего журналистского цеха, она ускоряет и его радикальную перестройку. Вторую за ее более чем вековую историю. 

В течение десятилетий в американской прессе доминировали такие легендарные издатели, как Уильям Рэндольф Херст, послуживший прототипом гражданина Кейна, героя одноименного фильма Орсона Уэллса.

Но многие из наследников отцов-основателей оказались менее удачливы. И в 60-е годы власть над прессой захватили богатые инвесторы с Уолл-стрит. Они стали объединять свои газеты и журналы в единые концерны, и из великого множества мелких активов сложилась мощная индустрия. Один только лидер рынка прессы Gannett (USA Today) издавал около 90 ежедневных газет и множество еженедельников. Начался золотой век, прибыль составляла 30—40%. 

Но в последнее время проблемы издательствам создают падение тиражей и уменьшение количества рекламных объявлений. Да и Интернет заставляет сомневаться в перспективах устоявшейся модели бизнеса. Люди теряют уверенность в себе, хотя дела в отрасли идут вполне прилично. 

Действительно, хотя прибыльность самых крупных котируемых на бирже издательств уменьшилась, все равно в среднем она составляет 17%. Другие отрасли об этом могут только мечтать.

Так что проблемы связаны вовсе не с убытками. Они скорее редкость. Главная причина — крайне завышенные прогнозы аналитиков и инвесторов относительно ожидаемой прибыли. Для того, чтобы прогнозы сбылись, менеджерам почти всех издательств пришлось ввести программы жесткой экономии. Например, газета Херста San Francisco Chronicle планирует сократить 25% журналистов.

Но самое важное в том, что прессинг Уолл-стрит вызвал широкую волну продаж. В 2005 году за $1,46 млрд. были проданы газеты Пулитцера. Джозеф Пулитцер, основатель высшей премии для журналистов, когда-то заложил фундамент своей газетной империи, основав в Сент-Луисе немецкоязычную газету Westliche Post. 

Немного позже была выставлена на продажу Knight Ridder. Некогда вторая по величине издательская группа Америки (которой принадлежали Miami Herald, San Jose Mercury News) резко сократила свой редакционный бюджет и штатное расписание. Ей пришлось пойти на снижение качества продукта, чтобы сохранить прибыльность на уровне, превышающем 20%. Но и этого институционным инвесторам оказалось мало. Knight Ridder ушла с молотка за $4,5 млрд., а потом была распродана по частям.

Затем пришел черед группы Tribune. После слияния издательств Los Angeles Times и Chicago Tribune она занимала третье место на рынке. И здесь не обошлось без увольнений для достижения заветной цели — 20-процентной рентабельности. 

В Лос-Анджелесе один за другим лишились работы два главных редактора. Оба выступили против постоянных сокращений. «Если штат и дальше сокращать, качество газеты удержать на уровне будет невозможно», — говорит бывший главный редактор Дин Бакет, ушедший из газеты прошлой осенью. Через полгода все это надоело и инвесторам Tribune. Они расстались со своим концерном за $8 млрд. 

Похоже, с уходом из газетного бизнеса разуверившихся акционеров с Уолл-стрит начинается новая эра газетных королей. То тут, то там стали подавать голос миллиардеры, у которых проснулось запоздалое желание обрести власть через прессу.

Например, Джек Уэлч. Овеянный славой бывший глава General Electric решил купить Boston Globe за $550—600 млн. Правда, семья Сульцбергер, которой принадлежит и эта газета, и New York Times, пока не выказала желания продавать.

В Лос-Анджелесе супербогачи буквально стояли в очереди за право украсить себя логотипом местной Los Angeles Times и ее реноме. Кандидатами были Дэвид Геффен, один из основателей известной студии DreamWorks («Шрек»), и бывший владелец фирмы, записывавшей Боба Дилана, строительный магнат Эли Броуд и Рон Беркл, сделавший себе состояние на сети продовольственных магазинов. 

В конечном счете в борьбе за группу Tribune победил Сэм Зелл, self-made man, человек, всего добившийся сам. Он предпочитает носить не костюмы, а кожаные шорты. Недавно он продал свою империю недвижимости за $39 млрд. Опыт Зелла в медийной сфере ограничивается тем, что, будучи школьником, он покупал в центре Чикаго Playboy и потом продавал его в предместье своим одноклассникам — разумеется, с наценкой. 

В кругах миллиардеров, помешавшихся на желании иметь газету, предложение Мердока по Wall Street Journal вызывает восхищение. «Объект что надо, лучшее место на пляже», — заходится от восторга Джек Уэлч. Он любуется финансовой газетой, как будто это шикарная вилла в Хэмптоне. По его мнению, она отлично подойдет Мердоку. Уоррен Баффет, второй по богатству человек в мире, несколько десятков лет владеющий акциями Washington Post, сравнил торги по поводу Wall Street Journal с продажей редкой картины на аукционе. Это уникальная возможность, которой нужно пользоваться без колебаний.

Именно на это сейчас и надеются профсоюзы. Они хотят помешать Мердоку — им не нравится, что он всегда вмешивается в работу своих газет (The Times, New York Post). «Ищу по-настоящему богатых людей с чистой совестью», — заявляет глава профсоюзной организации Стивен Юнт. С помощью журналистов Wall Street Journal он составил список самых подходящих покупателей.

У частных инвесторов больше выдержки. И они острее чувствуют свою ответственность перед обществом, чем акционеры, которых интересуют только квартальные дивиденды. Для них газета — нередко просто престижная игрушка. Широко распространено мнение, что частные инвесторы способны дать отрасли передышку, создать, не будучи вынужденными постоянно экономить, убедительную бизнес-модель на будущее.

Весьма затратные online-версии сами по себе проблемы не решают. Так считают во многих американских издательствах. Сейчас они получают от рекламы в Интернете в среднем только 6—7% своих рекламных поступлений. И, несмотря на высокие темпы роста, даже в долгосрочной перспективе этого будет недостаточно, чтобы компенсировать потери из-за существенного сокращения печатной рекламы.

Но есть фирма, которой удалось преодолеть кризис, вызванный сокращением объема рекламы и падением тиражей. Это нью-йоркский хедж-фонд Fortress Investment Group, который в течение каких-то двух лет через свое дочернее предприятие GateHouse Media втихую скупил более 470 провинциальных газет, которыми уже не интересовался никто. По всей Америке: от Слипи Ай в Миннесоте до Эльдорадо в Иллинойсе.

Разъезжая по городам и весям, менеджеры хедж-фонда обнаруживали, что жизнь во многих местах — как в первозданном раю, нет даже широкополосного Интернета. «В таком городке наша газета — главный источник информации, — говорит глава GateHouse Майк Рид, — а нам и самый маленький рынок годится». 

В то время, как менеджеры крупных газет проклинают Уолл-стрит и требования увеличить прибыль, Рид в октябре успешно вывел свои заштатные газетенки на биржу.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK