Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "«ИМПУЛЬСИВНАЯ РЕАКЦИЯ»"

Глава «внешнеполитического ведомства» Русской православной церкви архиепископ Волоколамский Иларион о прекращении диалога с евангелической церковью Германии и отношениях с Папой Римским Бенедиктом XVI.    Архиепископ Волоколамский Иларион (1966 г.р.) — глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и ближайшее доверенное лицо Предстоятеля РПЦ Святейшего патриарха Кирилла.
   «Шпигель»: Ваше Высокопреосвященство, вы прервали ваш диалог с евангелической церковью Германии (ЕЦГ) из-за того, что председателем Совета ЕЦГ была избрана женщина — госпожа Маргот Кессманн. Почему вы не желаете продолжать диалог с ней?
   Архиепископ Иларион: Так ситуацию представили в некоторых средствах массовой информации. Я же говорил только о том, что мы не сможем продолжать богословский диалог в прежних формах, в каких он велся последние 50 лет.
   «Шпигель»: Что в конечном счете сводится примерно к одному и тому же: вы не хотите вести переговоры с госпожой Кессманн.
   Архиепископ Иларион: Несмотря на то, что мы не признавали евангелическую церковь Германии церковью в нашем понимании слова «церковь», до сих пор у нас проходили встречи между главами наших церквей, то есть между патриархом и председателем Совета ЕЦГ. Теперь такая встреча становится невозможной. Патриарх не может встречаться с женщиной-«епископом».
   «Шпигель»: В Германии это вызывает большое непонимание. Ваша церковь предстает как представитель ультраконсервативных сил.
   Архиепископ Иларион: Мы на это идем. Избрание председателя — это внутреннее дело евангелической церкви Германии, мы уважаем право выбора тех людей, которые отдали голос за госпожу Кессманн. Но у нас тоже есть свои права — в частности, определять формат нашего участия в диалоге, когда изменяются обстоятельства.
   «Шпигель»: И все-таки объясните, почему диалог с женщиной-«епископом» вы считаете невозможным?
   Архиепископ Иларион: Это не вопрос пола, а вопрос отношения к христианской традиции. Мы считаем, что женщина не может продолжать линию апостольского преемства, как это делают православные и католические епископы. Кроме того, встреча патриарха Кирилла с госпожой Кессманн выглядела бы как признание нашей церковью женского священства. Наши верующие этого не поймут. Мы должны очень внимательно прислушиваться к их голосу — в нашем понимании именно церковный народ является хранителем православной веры.
   «Шпигель»: Госпожа Кессманн считает, что смысл экуменического диалога заключается в признании различий в понимании церковного устройства и миссии церковнослужителей, — вы с этим согласны? Как в таком случае вы хотите устранить женщин от участия в нем?
   Архиепископ Иларион: В диалоге между нашими церквами и прежде участвовали женщины — но они были в сане священников, а не епископов. В ноябре и декабре должны были состояться торжества по случаю 50-летия нашего диалога в Москве и Берлине. После того как произошло избрание госпожи Кессманн, я предложил, чтобы торжества в Москве состоялись в запланированном формате, с тем чтобы епископ Хубер мог приехать в Москву.
   «Шпигель»: Это бывший председатель ЕЦГ.
   Архиепископ Иларион: Но для меня лично приехать в такой ситуации в Берлин на торжества оказалось затруднительным, поэтому я предложил, чтобы торжества в Берлине возглавил мой заместитель. В ответ на это новое руководство ЕЦГ, даже не посчитав нужным связаться со мной лично, заявило об отмене всех торжеств. Я сожалею об этом, не думаю, что следует реагировать таким образом.
   «Шпигель»: Нам такая реакция кажется понятной: ваше предложение прислать заместителя сочли оскорбительным.
   Архиепископ Иларион: Возможно. Однако такая импульсивная реакция не соответствует тому уровню, на котором между нами до сих пор существовали отношения. Мы не хотим прекращать диалог, а, наоборот, хотим развивать его. Я готов встретиться с представителями евангелической церкви, чтобы обсудить пути дальнейшего взаимодействия.
   «Шпигель»: Но только не с госпожой Кессманн?
   Архиепископ Иларион: Думаю, с моим визави в евангелической церкви Германии.
   «Шпигель»: И это мужчина?
   Архиепископ Иларион: К счастью, да. Епископ Мартин Шиндехютте.
   «Шпигель»: Госпожа Маргот Кессманн и епископ Мартин Шиндехютте обратились к патриарху с письмом с просьбой прояснить свою позицию. Есть ли уже какой-то ответ?
   Архиепископ Иларион: Авторы письма получат ответ либо за подписью патриарха, либо за моей подписью.
   «Шпигель»: Вы сказали, что не признаете евангелическую церковь церковью в вашем понимании слова «церковь». В чем ее отличие от православной и католической церквей?
   Архиепископ Иларион: Православную и католическую церкви разделяют лишь некоторые различия в богословии и в моделях церковного устройства. Так, мы не признаем верховную власть Римского Папы над другими церквами. Однако различия между православием и католичеством не носят фундаментальный характер. Мы признаем Таинства католической церкви. Если католический священник переходит в православие, мы его принимаем как священника — и наоборот. Что же касается протестантских церквей, их мы не признаем церквами и видим в них лишь сообщества христиан. У нас имеются фундаментальные различия во взглядах на богословские и нравственные вопросы.
   «Шпигель»: Какие именно?
   Архиепископ Иларион: Многие протестантские церкви в последние десятилетия либерализовали свои представления о нравственности, с богословских позиций оправдывают гомосексуализм и даже благословляют однополые пары. Некоторые отказываются считать грехом аборт. А еще, в отличие от нас и от католической церкви, протестанты рукополагают в священники женщин.
   «Шпигель»: Отношения с католической церковью в последние годы вряд ли можно назвать безоблачными. Католическая церковь создала четыре епархии в России, в результате чего православная церковь стала упрекать ее в переманивании верующих. Теперь эти разногласия устранены?
   Архиепископ Иларион: Разногласия были и остаются. После распада Советского Союза на Западной Украине греко-католики силой захватили сотни православных храмов, тысячи православных верующих практически были выгнаны на улицу. Нам говорят, что греко-католическая церковь автономна, но, коль скоро греко-католическая церковь является частью католической церкви, мы считаем, что Рим должен найти возможность повлиять на ситуацию там.
   «Шпигель»: Разговоры о возможности встречи Папы Римского и Патриарха Московского ведутся уже многие годы. Недавно Москва и Ватикан договорились об обмене послами — последует ли за этим встреча глав двух церквей?
   Архиепископ Иларион: Мы такой встречи не исключаем и очень надеемся, что она состоится. Папа Бенедикт XVI хорошо понимает существующие трудности и потому не форсирует вопрос о своей встрече с патриархом и тем более о посещении России, как это было при его предшественнике. Мы благодарны ему за это. Кроме того, мы следим за его высказываниями и поддерживаем его, когда он защищает традиционные христианские нравственные ценности. Однако просто протокольная встреча и рукопожатия перед телекамерами нас не интересуют.
{PAGE}
   «Шпигель»: Тогда что же интересует?
   Архиепископ Иларион: Мы хотим прорыва в наших взаимоотношениях. Когда ситуация на Западной Украине радикально улучшится, когда мы, православные и католики, раз и навсегда договоримся, что мы не соперники, переманивающие друг у друга верующих, тогда встреча между Папой Римским и Патриархом Московским станет возможной. Мы союзники, мы стоим перед одним вызовом — вызовом воинствующего секуляризма.
   «Шпигель»: Этот «воинствующий секуляризм», с вашей точки зрения, локализован в первую очередь на Западе. Или же он присутствует и в России?
   Архиепископ Иларион: На Западе. В России он не является государственной идеологией. Он присутствует, но наши верующие противостоят его проявлениям, выступая за традиционные ценности, такие как семья, деторождение и ценность человеческой жизни.
   «Шпигель»: Что вам больше всего не нравится в ситуации на Западе?
   Архиепископ Иларион: Например, Европейский суд по правам человека в Страсбурге намеревается запретить Распятия в итальянских школах. Это попрание традиционных христианских ценностей.
   «Шпигель»: Но тогда и школьницам-мусульманкам тоже должно быть разрешено приходить на занятия в платке.
   Архиепископ Иларион: А почему бы и нет? Но здесь есть еще один фактор — то, что мы называем «религией большинства». Для Саудовской Аравии это ислам, а для России — православное христианство. В Курске чудотворную Коренную икону Божией Матери «Знамение», главную святыню русского православного зарубежья, встречали более 60 тыс. человек. 4 ноября, когда в России праздновался День народного единства, мы совместно с представителями других религий устроили шествие на Красной площади. Патриарх шел в первом ряду, лидеры мусульман, иудейской общины и буддистов — во втором. Это был своего рода видимый символ: у нас многоконфессиональное общество, но патриарх — это глава «церкви большинства». Он объединяет наших верующих и способствует эффективному функционированию механизма межрелигиозного взаимодействия. Патриарх должен в каком-то смысле быть духовным лидером всего народа, а не только православных верующих.
   «Шпигель»: Сегодня новый Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, наряду с президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным, является одним из самых влиятельных людей России. Это ставит под угрозу разделение церкви и государства.
   Архиепископ Иларион: Отнюдь. Мы не вмешиваемся в политику и не даем рекомендаций, за кого голосовать. Церковь открыта для людей разных политических убеждений.
   «Шпигель»: Сегодня в России активно обсуждается роль Сталина в истории. Как РПЦ относится к этой дискуссии?
   Архиепископ Иларион: Мы должны смотреть в глаза исторической правде. Существуют неопровержимые доказательства того, что при Сталине происходили массовые репрессии. Мы, наверное, никогда не узнаем точное число репрессированных, но речь идет о миллионах расстрелянных, лишенных имущества, изгнанных с родной земли. Это была репрессивная система, которая уничтожала свой собственный народ.
   «Шпигель»: Однако нередко приводится довод, что у Сталина также были заслуги.
   Архиепископ Иларион: Преступления, которые я назвал, нельзя оправдать ни этими заслугами, ни победой во Второй мировой войне. Победу в войне одержал не Сталин, а народ.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK