ЕЦБ, возможно, придется поднять ставки, что плохо для экономики.Это ядро на ногах Европы. Несмотря на оптимистические прогнозы, для 12 стран еврозоны инфляция остается проблемой. Да, по предварительным расчетам, в мае она сократится на 0,2% и впервые за 2 года будет соответствовать расчетному уровню Европейского Центробанка (ЕЦБ). Но банкиры во Франкфурте (Франкфурт-на-Майне -- штаб-квартира ЕЦБ. -- "Профиль") не видят здесь повода для торжества и прогнозируют новый всплеск инфляции в июне. Тревожит то, что, как и раньше, самой высокой инфляция будет в странах по периметру еврозоны, но сопровождаться значительным экономическим ростом она больше не будет.
На языке банкиров это звучит как предупреждение. "Прогноз [стабильности цен] менее удовлетворителен, чем ожидалось несколько месяцев назад", -- заявил президент ЕЦБ Вим Дуйзенберг (Wim Duisenberg) 6 июня, вскоре после решения банка сохранить ставку на нынешнем уровне в 3,25%. Но многие ожидают ее повышения в июле или августе.
Зачем поднимать ставку как раз тогда, когда началось оздоровление экономики? Главная забота Дуйзенберга: инфляция становится постоянным спутником экономики еврозоны. Фактически инфляция без учета подвижных цен на энергоносители и продукты питания в мае ожидается на уровне 2,4%, то есть никакого сокращения по сравнению с апрелем нет.
Инфляционные ожидания со всей очевидностью нарастают. По данным Гвина Хакке (Gwyn Hacche), экономиста, работающего на HSBC Investment Bank, динамика стоимости облигаций указывает на 2,2-процентный рост инфляции в еврозоне в этом году, что намного больше 1,5%, прогнозировавшихся в ноябре. Большинство экономистов сочло, что в первой половине 2002 года инфляция быстро опустится ниже обозначенного ЕЦБ предельно допустимого уровня в 2% и там останется.
Между тем, согласно исследованиям Европейской комиссии, за прошлый год в большинстве стран еврозоны резко выросло число тех, кто считает, что цены растут. В Германии, где индекс потребительских цен ниже 2%, потребители уверены, что цены растут быстрее. "Достаточно посмотреть, сколько стоит одежда или во что вам обходится обед в кафе", -- говорит Джулия Хаген (Julia Hagen), учительница из Франкфурта.
Такие настроения не остаются без последствий. Уже сейчас компании сталкиваются с возросшей воинственностью профсоюзов, и им приходится соглашаться на более высокие зарплаты для сотрудников. Влиятельный немецкий профсоюз IG Metall недавно добился увеличения зарплаты на 3,5% в этом году и 3,1% -- в следующем.
Логичная реакция ЕЦБ -- увеличение ставок. Но не все так просто. В срединных странах еврозоны, таких, как Франция и Германия, цены растут гораздо медленнее, чем в Греции, Португалии и Испании. Это не имело большого значения, когда темпы роста экономик на периферии были выше, чем в срединных странах, потом что рост цен сопровождался ростом производительности и объема выпускаемой продукции.
Но за прошлый год ситуация значительно изменилась. И более слабые экономики растут теперь медленнее. Хосe Луис Алзола (Jose Luis Alzola), экономист из Schroder Salomon Smith Barney в Лондоне, говорит, что средний рост в Испании, Ирландии, Греции и Португалии в 1995--2000 годах составил 4,1% против 2,1% в Германии и Франции. По его прогнозам, в следующие пять лет эта разница сократится до 1% или еще меньше.
А вот разница в уровнях инфляции будет большой почти как никогда, и это еще более замедлит рост более слабых экономик. 10 июня Центральный банк Ирландии предупредил что, если инфляция на "Изумрудном острове" (неофиц. название Ирландии. -- "Профиль") не опустится с апрельских 4,8% до 1%, экономический рост затормозится.
Если ЕЦБ, от которого закон требует следить за сохранением стабильности цен, в ближайшие месяц-два повысит ставки, это может помочь сдержать инфляцию в таких странах, как Ирландия и Португалия. Но помешает еще не набравшему силу оздоровлению во всей еврозоне, и особенно в Германии и Франции, где цены все же находятся под контролем, независимо от ощущений потребителей. Многие экономисты подталкивают ЕЦБ к тому, чтобы вместо этого поднять верхний предел допустимой инфляции до 2,5%. Однако банковские "ястребы" вряд ли согласятся на такой трусливый компромисс. Их мысль ясна: Европа должна научиться жить без инфляционной подпитки. Оздоровление? Да, безусловно. Но оно будет безрадостным и медленным.
Дэвид Фэйрлэмб (David Fairlamb) во Франкфурте. -- Business Week.
Где инфляция растет быстрее* (%)
Германия и Франция | 1,9% |
Италия | 2,6% |
Испания, Португалия, Греция, Ирландия | 4,1% |
* Цифры по состоянию на апрель в годовом исчислении.
Источник: Eurostat. -- Business Week.