Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Информатизация к размышлению"

Может быть, в области балета мы и утратили лидерство, но вот по темпам развития информационных технологий и впрямь впереди планеты всей. Пока во всем мире IT-рынок сужается, у нас он растет не по дням, а по часам. Самый щедрый инвестор здесь, как ни странно, — государство.Выгодный фон

Можно, конечно, поехидничать и сказать, что прибавление к одному компьютеру второго дает самый настоящий стопроцентный рост, тогда как увеличение со 100 до 110 — это рост в десять раз меньший. И все же: совокупная выручка от реализации продуктов и услуг в сфере информационных технологий (далее — ИТ) в России за 2002 год выросла на 14,6% и составила $4,7 млрд. (оценка департамента консалтинга РосБизнесКонсалтинга). Наши достижения особенно впечатляют на фоне того уныния, какое охватило мировой ИТ-рынок. Согласно данным американской консалтинговой компании IDC, 2002 год оказался худшим за всю историю развития мировой ИТ-сферы. Рост доходов в области информационных технологий в этом году оказался отрицательным — 2,3%, общий же спад за последние два года достиг 3%. Это самый крупный ИТ-кризис за последние 20 лет, в течение которых средний ежегодный рост индустрии составлял порядка 12%.
В общем, повторимся, на этом блеклом фоне Россия выглядит просто отлично. Хотя надо понимать, что рост отечественного ИТ-рынка связан в том числе и с тем, что ему просто есть куда развиваться. При этом, как отмечают специалисты, даже при сохранении текущих темпов, чтобы достигнуть объема рынка ИТ США, зафиксированного в 2002 году, России понадобится более 100 лет. Что касается года нынешнего, то, по прогнозу департамента консалтинга РБК, рост продолжится и составит от 12 до 18%.
Данной им властью

Самым щедрым инвестором, обеспечившим львиную долю спроса на ИТ, оказалось государство: затраты государственных структур на информатизацию в период с 2001 по 2004 годы составят около $3 млрд. На эти деньги отечественные чиновники оснастятся Интернетом, компьютерами, прочей оргтехникой и необходимым в бюрократической жизни программным обеспечением.
В частности, предполагаемый ИТ-бюджет Минналогов на ближайшие четыре года близок к отметке в $600 млн., из которых $150 млн. удалось привлечь в 2002 году через кредит Всемирного банка.
Примерно по $600 млн. в ИТ вкладывают ГТК и Федеральное казначейство. Повальная компьютеризация началась и в Пенсионном фонде. В 2002 году в отделениях этого учреждения в крупных регионах на ИТ тратили по $2—3 млн., в Москве — $10 млн. Заметный вклад в доходы поставщиков оказала и кампания по переписи населения. На ИТ в рамках данного проекта Госкомстат потратил около $25 млн.
Однако самый глобальный проект власти в сфере ИТ-технологий — это, безусловно, программа «Электронная Россия» (которая, как предполагалось, даст качественно новый толчок развитию ИТ-рынка). Несмотря на то, что денег на глобальную информатизацию всея Руси государство выделяет гораздо меньше, чем первоначально запланировано, динамика роста затрат все-таки внушает оптимизм. Так, если в 2002 году было выделено 600 млн. рублей ($20 млн.), то в 2003-м в федеральном бюджете расходы по статье «Электронная Россия» возросли более чем в два раза — до 1,43 млрд. рублей ($44,5 млн.).
В заключение хочется отметить еще одно немаловажное событие года, которое произошло практически без влияния и воли государства. Речь идет о росте Интернет-торговли (см. график). Так, в 2002 году объем розничных продаж через Интернет в России удвоился. По данным инвестиционной компании Brunswick UBS Warburg, предполагаемый оборот всех российских Интернет-магазинов в 2002 году достиг $240—260 млн. против примерно $100 млн. в году 2001-м. Еще более значительный рывок Brunswick UBS Warburg прогнозирует на 2003 год: по оценкам экспертов, в наступившем году сетевые торговцы продадут товаров уже на $650 млн.
Переходный возраст

Несмотря на явные успехи отрасли, сама структура российского рынка ИТ по сравнению со странами Западной Европы пока остается довольно примитивной.
Очевидно, что сейчас наша страна все еще проходит первый этап информатизации, который предполагает элементарное оборудование рабочих мест компьютерами, объединение их в Сети, подключение к Интернету, закупки ПК домашними пользователями.
Следующий этап, который нам еще предстоит преодолеть, — это переход на более высокий технологический уровень, где ключевое значение имеет не «железо», а программные решения, услуги и заметная невооруженным глазом электронная коммерция.
Надо отметить, что по сравнению с 2001 годом Россия сделала несколько шагов в этом направлении. Так, доля компьютеров, комплектующих и периферии в общем объеме продаж (с учетом серого импорта) снизилась с 66% ($2,7 млрд.) до 63% от всех потраченных на ИТ-рынке средств ($2,96 млрд.), а вот доходы от разработки программного обеспечения (ПО), напротив, возросли с 12% ($0,5 млрд.) до 13% ($0,63 млрд.).
Между тем в десятку лидеров российского ИТ-рынка в первом отечественном рейтинге, подготовленном CNews.ru, не вошла ни одна компания, занимающаяся исключительно разработкой ПО или исключительно проектной интеграцией, а ведь именно эти предприятия в сегодняшней России являются наиболее наукоемкими в отрасли.
«Такая расстановка сил, в первую очередь, свидетельствует о невысоком уровне развития рынка ИТ, — считает Александр Чачава, аналитик департамента консалтинга РБК. — Наметившаяся тенденция к росту наукоемких сегментов ИТ рано или поздно должна привести структуру российского рынка в полное соответствие с западной моделью».
Какие же препятствия сдерживают развитие отечественных производителей компьютеров и разработчиков ПО? И первые и вторые по-прежнему сталкиваются с непониманием со стороны таможни. Существующие правила экспорта программных продуктов и ПК делают невозможной экспансию отечественных производителей на рынки стран СНГ и Восточной Европы.
Так, экспорт компьютеров выгоден только тогда, когда они на 60% состоят из отечественных же комплектующих — а это сегодня весьма затруднительно.
Количество справок, которые необходимо собрать для экспорта одного-единственного компакт-диска с записанной на нем программой, превышает всякие разумные пределы: государство с помощью этих формальных препятствий пытается предотвратить утечку технологий, которые ранее финансировались из бюджета. Подобные препятствия сохраняются и в налоговой сфере.
Для разработчиков ПО большой проблемой остается компьютерное пиратство. В 2002 году российское правительство активизировалось в борьбе с мошенниками, но причиной тому, как это часто бывает, стали не просьбы российского бизнеса, а усилия иностранных компаний, прежде всего американской Microsoft. В результате разгул пиратства в России удалось несколько ограничить.
Что же позволяет сделать такое оптимистичное заключение? Понятно, что «пиратский» рынок никто всерьез не анализировал, поэтому заявления некоторых экспертов о том, что российский ИТ-рынок на 80% принадлежит «пиратам», не подтверждены никакими цифрами.
С другой стороны, существуют субъективные «наблюдения над природой» официальных производителей ПО, которые говорят об увеличении уровня продаж легальной продукции и связывают это с удачными антипиратскими действиями. В числе последних — появление регистрационных марок с голограммами, которыми производители теперь обязаны обклеивать свою продукцию. Несмотря на определенный скепсис (дескать, трудное ли дело — подделать голограмму), специалисты полагают, что это хоть немного, но обуздает пиратов.
К тому же ушедший год ознаменовался первыми судебными исками о нарушении авторского права в сфере ИТ, что свидетельствует о том, что соответствующий закон, принятый несколько лет назад, наконец-то заработал.
Тем не менее очевидно, что если полностью ограничить использование нелицензионного ПО, то рынок потеряет большую часть потребителей, чей бюджет просто не справится с «белыми» суммами.
Пока все заинтересованные стороны продолжают искать компромисс, а потому ведущие разработчики ПО («1С», Abbyy, Лаборатория Касперского и др.) не ожидают существенных изменений на розничном рынке и ориентируются либо на корпоративный сектор, либо на заграницу.
Наша марка

Тем не менее, несмотря на специфические для отрасли и прочие «вечные» российские проблемы, в 2002 году российским поставщикам компьютеров удалось укрепить свои позиции в большинстве сегментов рынка. Российские компании удерживают лидерство в производстве настольных и портативных компьютеров, имеют крепкие позиции в производстве серверов.
Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что жесткая конкуренция на рынке ПК ставит перед отечественными производителями задачу создания национальной марки. В условиях, когда рынок становится более развитым, принимая решение о покупке, пользователь в значительной степени ориентируется на известное имя, так как уровень качества у всех поставщиков примерно одинаков.
О своих планах в данном направлении говорят все больше компаний. В 2002 году наиболее заметно развивались такие российские ИТ-бренды, как iRU, Irbis и Rover Computers. Расходы на рекламу этих компаний были направлены именно на повышение узнаваемости марки, что все еще остается новинкой для российских производителей ПК. Остальные до сих пор ориентируются на покупателей, которые либо собирают компьютер сами, либо придирчиво изучают характеристики его компонентов (марка в этом случае не играет решительно никакой роли).
Между тем ожидать массового использования Интернет-технологий в российском бизнесе и в быту в ближайшие годы по-прежнему не приходится. Число постоянных пользователей Сети все еще не превышает 10% от всего населения.
Многое в развитии ИТ-бизнеса будет зависеть от иностранных и внутренних инвестиций. Речь прежде всего идет о покупке иностранцами ценных бумаг отечественных ИТ-компаний, которые уже разместили свои акции на биржах страны или планируют это сделать в ближайшее время (процесс выпуска облигаций предприятиями отрасли уже начался). Но самое существенное влияние на ИТ-рынок по-прежнему будет оказывать государство.

Структура продаж на ИТ-рынке России в 2002 году (%)*

36компьютеры
18услуги в области системной интеграции
17комплектующие и периферия
13разработка ПО
10серый импорт
6электронная коммерция

* По данным CNews.

Крупнейшие компании ИТ-рынка России*

NКомпанияСфера деятельностиОбъем продаж в 2002 году (тыс. руб.)Объем продаж в 2001 году (тыс. руб.)
1LC GroupДистрибуция компьютерной техники10 972 5007 295 000
2IBSГруппа компаний8 151 0006 682 220
3R-Style*Группа компаний6 865 6505 789 312
4VerysellГруппа компаний5 172 7503 501 600
5ТехноСерв А/СИнтеграция5 135 1304 397 426
6Rosco**Дистрибуция компьютерной техники4 702 5004 960 600
7OCSДистрибуция компьютерной техники4 389 0002 801 280
8«Аквариус»Группа компаний4 284 7492 371 946
9«Марвел»**Дистрибуция компьютерной техники4 232 2504 668 800
10«Крок»Интеграция3 918 7502 363 580

* По данным CNews.

Крупнейшие разработчики программного обеспечения (ПО)*

NКомпанияОбъем продаж в 2002 году (тыс. руб.)Объем продаж в 2001 году (тыс. руб.)
11 485 9901 027 136
2Abbyy532 950239 276
3Лаборатория Касперского495 330233 440
4«Диасофт»410 685332 652
5Luxsoft** (IBS)376 200163 408

* По данным CNews.

Крупнейшие проектные интеграторы*

NКомпанияОбъем продаж в 2002 году (тыс. руб.)Объем продаж в 2001 году (тыс. руб.)
1Cognitive Technologies909 150689 700
2«Парус»646 000528 158
3«Галактика»426 496335 225
4РБК СОФТ398 145207 732
5«Кворум»257 070180 916

* По данным CNews.

* По данным CNews.

** Оценка Департамента консалтинга РБК.

C полным рейтингом и методикой его составления можно ознакомиться по адресу: www.cnews.ru/2002.

Объемы продаж Интернет-магазинов в России (млн. долл.)*

2001100
2002250
2003**650

* По данным CNews.

* По данным CNews.

** Оценка Департамента консалтинга РБК.

C полным рейтингом и методикой его составления можно ознакомиться по адресу: www.cnews.ru/2002.

* По данным CNews.

** Прогноз.

МАКСИМ КАЗАК

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK