Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ"

Во второй половине 2009 года произошло оживление автокредитования. Впрочем, рынок еще далек от докризисных показателей.    До августа 2008 года объем продаж новых легковых автомобилей стремительно рос как в физическом, так и в стоимостном выражении. И происходило это во многом за счет притока относительно дешевых кредитных ресурсов и высокого курса рубля к евро и доллару. Так, в 2007-2008 годах в кредит продавалось свыше 1 млн автомобилей ежегодно. Однако уже осенью 2008-го ситуация кардинально изменилась. Банки нача-ли ужесточать условия кре-дитования и резко повыси-ли ставки (с 12-14% до 25-30% годовых), а затем уменьшили лимиты кредитования — в 5-10 раз.
   
ОТТЕПЕЛЬ
   Положение начало выправляться только весной 2009 года, когда заработала госпрограмма субсидирования ставок по кредитам на покупку автомобилей. Одновременно многие банки совместно с автопроизводителями начали выводить на рынок новые кредитные продукты. Но, несмотря на появление положительной динамики, рынок автокредитования в России сократился в четыре раза. По оценке агентства «Автостат», его объем составил в 2009 году $5 млрд против $20 млрд в 2008-м. Продажи автомобилей в кредит упали практически до уровня 2004 года (тогда россияне приобрели с помощью займов около 350 тыс. машин). Вместе с тем все эксперты, опрошенные «Профилем», уверены, что сложившаяся в прошлом году ситуация бы-ла временной, и сейчас банки начали постепенно возвращаться к автокредитованию. Так, по оценкам участников рынка, доля «кредитных» автомобилей в России к концу 2009 года увеличилась до 30-35%.
   «На рынке автокредитования, безусловно, наблюдается оживление, — рассказывает заместитель председателя правления банка «Уралсиб» Илья Филатов. — Банки стали предъявлять более мягкие требования к заемщикам, понижают первоначальный взнос до 10-15%, снижают процентные ставки и увеличивают срок кредитования». Так, например, Банк Москвы, в котором первоначальный взнос теперь оставляет 15%, снизил и минимальный возрастной порог заемщиков — с 25 лет до 21 года.
   Президент ЗАО «Тойота Банк» Александр Колошенко стремление банков к понижению ставок не стал бы называть однозначно верной стратегией в среднесрочной перспективе. «Это будет означать ощутимое снижение доходности, а также необходимость менять свою маркетинговую политику и «продавать» дилерам необходимость повышения ставок», — полагает эксперт. Более правильным и выигрышным для всех сторон ему представляется «длинный» горизонт планирования, который позволит избегать резких колебаний ставок.
   
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СПРОСА

   А вот еще одна прошлогодняя положительная тенденция, которую бы Александр Колошенко хотел отметить, — это постепенный возврат сегмента экспресс-кредитов (оформление займа за час-два, зачастую с минимальным пакетом документов или со свободным подтверждением дохода, но с более высокой процентной ставкой).
   «Видимо, население немного успокоилось и опять готово брать кредиты и переплачивать за свое стремление купить автомобиль «здесь и сейчас», — поясняет эксперт. «В то же время в целях снижения своих рисков банки активно предлагают программы кредитования с обязательным страхованием жизни и потери трудоспособности заемщиков», — дополняет Илья Филатов.
   В любом случае с некоторыми видами кредитов россиянам все же пришлось распрощаться, например с кредитами без первоначального взноса. Такой вариант — когда клиенту легко отказаться от выплаты кредита и просто вернуть залог (сам автомобиль) — ни банкиров, ни дилеров уже не устраивает. В целом сей-час можно выделить нес-колько программ кредитования: классический автокредит, экспресс-кредит, беспроцентное кредитование, buy-back (обратный выкуп), автокредитование без страховки, кредит на подержанный автомобиль и др.
   
БАНК ПЛЮС БРЕНД
    «На фоне прошлогоднего изменения рынка автокредитования усилилось значение и программ кредитования, предлагаемых автопроизво-дителями как самостоятельно, так и совместно с бан-ками», — отмечает Илья Филатов.
   Ряд иностранных производителей даже открыли на территории России собственные банки (Тойота Банк, Мерседес-Бенц Банк Рус, BMW Bank и т.д.). Другие разработали специальные программы совместно с российскими банками.
   Подобные программы привлекательны не только более низкой процентной ставкой для клиента, но и более гибкими требованиями к заемщику, специальными ценами на автомобили и различными промо-акциями в случае покупки автомобиля с помощью кредитных средств.
   «Отрадно видеть, что и потребители, и особенно автодилеры все больше понимают разницу между программами так называемых универсальных банков и банков автопроизводителей, — говорит Александр Колошенко. — Последние обеспечивают бо-лее интересные ставки и ус-ловия программы, а также, самое главное, обеспечивают возврат клиента в салон той же марки (автодилера) через некоторый промежуток времени». Как следствие, дилер не теряет клиента в пользу другой марки или даже другого банковского продукта, а самое главное — обеспечивается надежное управление базой данных клиентов «своей» марки.
   С учетом повторных и регулярных продаж особую популярность постепенно получают автокредиты с фиксированной остаточной стоимостью автомобиля. «Это позволяет человеку менять автомобиль на новый каждые два-три года, не увеличивая ежемесячный платеж, хотя этот вид автокредитования, скорее, применим для автомобилей выше средней ценовой группы, поясняет президент ЗАО «Тойота Банк».
   Между тем основным фактором, влияющим непосредственно на выбор автомобиля, приобретаемого в кредит, по-прежнему остается цена. В 2009 году аналитики отметили смещение потребительского спроса в сторону недорогих или подержанных автомобилей. По словам представителя банка «Уралсиб», наибольшей популярностью пользуются сейчас автомобили отечественных и иностранных марок, произведенные на территории России.
{PAGE}
  

   Восстановление рынка во многом было обусловлено также и го-сударственной поддержкой сектора — в частности, програм-мы льготного кредитования и утилизации старых автомобилей.
   Последняя, предполагающая компенсацию в 50 тыс. рублей за сданную в утиль машину старше 10 лет, стартовала только в начале марта этого года, и результаты ее пока не известны. Зато по первой программе с апреля по декабрь 2009-го уже было выдано 71 600 льготных автокредитов, субсидируемых государством.
   Особенно активно программа заработала с июля, когда российским правительством были расширены модельный ряд и ценовая ниша автомобилей (с 350 до 600 тыс. рублей), по которым государство субсидирует кредитную ставку. Также был снижен минимальный первоначальный взнос за автомобиль — с 30% до 15% стоимости. А сами льготные автокредиты стали выдаваться не только в государственных банках, но и в частных.

   

   КАКИЕ ПРОГРАММЫ АВТОКРЕДИТОВАНИЯ ВЫ СЕЙЧАС ПРЕДЛАГАЕТЕ?
   ЭКСПЕРТЫ
   ИЛЬЯ ФИЛАТОВ,
   заместитель председателя правления банка «Уралсиб»:
   «На текущий момент доля автокредитов в нашем портфеле составляет порядка 20%. Сейчас банк «Уралсиб» активно реализует программы автокредитования на приобретение новых автомобилей отечественного и иностранного производства, а также на приобретение подержанных автомобилей иностранного производства.
   Минимальный взнос клиента составляет 15% при приобретении нового автомобиля и 20% при приобретении подержанного. При этом максимальный срок кредита составляет пять лет.
   На сегодня большой популярностью пользуются специальные программы кредитования, реализуемые банками совместно с автопроизводителями, а также государственная программа, предполагающая субсидирование части процентной ставки. Банк «Уралсиб» не исключение, для нас развитие данного направления имеет стратегическое значение. В результате появляются весьма выгодные для клиента предложения по покупке автомобиля в кредит, например сейчас можно приобрести автомобиль марки LADA со значительной скидкой от автопроизводителя (6,5% от стоимости машины) и получить кредит по очень низким ставкам (от 10,5% годовых в рублях)».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK