Наверх
13 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Иностранные инвестиции растут, а рейтинги падают"

   Некоторые события последних недель оставляют противоречивое впечатление относительно условий функционирования бизнеса. С одной стороны, бизнес (особенно иностранный) демонстрирует все больший интерес к России.С другой — опубликованные международные рейтинги (конкурентоспособности и коррупции) свидетельствуют об ухудшении положения России в этих сферах.

   В октябре состоялось очередное заседание Совета по иностранным инвестициям. Заседание прошло на оптимистичной ноте, инвесторы демонстрировали интерес к России, и, судя по всему, можно ожидать усиления притока иностранных инвестиций. Да и статистика третьего квартала порадовала появлением положительного сальдо динамики ввоза-вывоза капитала. Разумеется, нельзя представлять себе это дело так, будто теперь приток капитала будет устойчиво превышать его отток. Во-первых, здесь естественны конъюнктурные колебания, которым особенно подвержены портфельные инвестиции. Во-вторых, позитивная динамика ориентирована на нынешнюю политическую конъюнктуру, которая все-таки не ограждает страну от возможных неуклюжих действий отдельных органов управления.

   Еще важнее, что устойчивую положительную динамику демонстрируют прямые иностранные инвестиции. Они растут из года в год, в последнее время довольно высоким темпом, и составят в 2005 году порядка $18 млрд., что существенно выше по сравнению с другими посткоммунистическими странами (у следующей за нами Польши приток порядка $11 млрд.). Правда, в долях ВВП уровень прямых иностранных инвестиций составляет около 2,5%, и это ниже, чем в большинстве посткоммунистических стран, но и здесь налицо позитивные сдвиги: в текущем году по этому показателю мы обгоним Украину и Турцию.

   Значительная часть иностранных инвестиций сосредоточивается у нас в ТЭК — более 40%, в основном в добыче полезных ископаемых и гораздо меньше — в переработке. Другими секторами, представляющими интерес для иностранцев, являются пока пищевая промышленность, торговля и общественное питание. Видимо, дополнительный импульс дадут особые экономические зоны, создание которых начнется на рубеже 2005—2006 годов.

   При этом удручающее впечатление производят рейтинги. Точнее, их динамика. Россия продолжает движение вниз по рейтингу экономической свободы, переместившись со 114-го на 124-е место (схожие позиции у Индонезии и Камеруна). В рейтинге коррупции Transparency International Россия за год ушла с 90-го на 126-е место (изменение рейтинга с 2,6 до 2,4 балла при максимуме 10), находясь в окружении Нигера, Албании и Сьерра-Леоне. (Подобная ситуация по этому индексу характерна практически для всех нефтедобывающих стран, за исключением институционально развитой Норвегии.) Схожее положение и с рейтингом конкурентоспособности Всемирного экономического форума, где место России изменилось с 70-го на 75-е.

   Значение рейтингов нельзя преувеличивать. Основанные в значительной мере на субъективном мнении опрашиваемых экспертов, они всегда несут значительный субъективный компонент и имеют как минимум два серьезных недостатка. Во-первых, они не свободны от влияния общественного мнения, в соответствии с которым Россию сейчас принято рассматривать в качестве не очень хорошего (мягко говоря) примера. Во-вторых, эти рейтинги сильно зависят от степени информационной открытости страны, и поэтому нельзя удивляться, что Россия в них позиционируется гораздо ниже не только Китая, но нередко даже Белоруссии. Если бы китайские власти позволяли публиковать столько же информации, сколько можно прочесть в российской прессе, то рейтинг этой страны был бы гораздо ближе к российскому.

   Однако основная проблема, конечно, не в качестве рейтингов. Какими бы они ни были, каким бы справедливым (или несправедливым) ни был наш отрыв от Китая, нельзя отрицать тот факт, что ситуация с коррупцией и конкурентоспособностью в России остается весьма печальной и не демонстрирует признаков улучшения. Никто не может спорить с тем, что защита правопорядка и собственности, качество судебной системы, обеспечение условий для действия контрактного права находятся в весьма жалком состоянии. Среди особых проблем, негативно влияющих на конкурентоспособность, указывается также слабая защита прав интеллектуальной собственности, медленное распространение современных технологий, низкая эффективность антимонопольной политики. Именно поэтому рейтинг конкурентоспособности бизнеса упал гораздо сильнее, чем общий индикатор, — с 61-го места на 74-е.

   С учетом весьма благоприятных позиций России в макроэкономической сфере (за исключением инфляции) даже небольшое улучшение в институциональной области дало бы значимый результат с точки зрения эффективности функционирования российского бизнеса.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK