19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Интеллектуальный пароход на Москве-реке"

Архивная публикация 2005 года: "Интеллектуальный пароход на Москве-реке"

Hедавно я был зван на презентацию интеллектуального клуба. Выяснилось, что весь интеллектуализм заведения состоит в том, что в нем играют в покер. Но уйти я уже не мог, поскольку пароход, на который я неосторожно ступил, отчалил от берега и четыре часа маятником ходил по Москве-реке. Я оказался в заточении в царстве буйствующего интеллекта. Грохотала музыка, которую исторгали люди из музыкальной группы со странным техногенным названием «Хай-фай». Столы ломились, пары клубились, члены интеллектуального клуба резались. В карты. Я с тоской смотрел на город, оставшийся на берегу. Город с его суетными заботами не знал, к чему стремится наш непокорный интеллект.В середине XX века английский философ Арнольд Тойнби написал знаменитую работу о глобальных закономерностях развития и упадка цивилизаций. Сначала Тойнби насчитал около 100 цивилизаций за всю человеческую историю, потом сократил это количество до 36, но остановился на 21, из которых 20 уже погибли. Решающим фактором развития цивилизации Тойнби считал поиск некоего Ответа на Вызов, брошенный народу судьбой и обстоятельствами. Череда последовательных ответов на последовательные вызовы приводит к росту цивилизации, но только в том случае, если обнаруживается тенденция к смещению действия из внешней области во внутреннюю. Другими словами, по мере роста цивилизации возникает все больше вызовов, рожденных внутри самой системы. А в России те, кого почему-то считают интеллектуалами, режутся в карты подальше от глаз людских.

Hедавно я был зван на презентацию интеллектуального клуба. Выяснилось, что весь интеллектуализм заведения состоит в том, что в нем играют в покер. Но уйти я уже не мог, поскольку пароход, на который я неосторожно ступил, отчалил от берега и четыре часа маятником ходил по Москве-реке. Я оказался в заточении в царстве буйствующего интеллекта. Грохотала музыка, которую исторгали люди из музыкальной группы со странным техногенным названием «Хай-фай». Столы ломились, пары клубились, члены интеллектуального клуба резались. В карты. Я с тоской смотрел на город, оставшийся на берегу. Город с его суетными заботами не знал, к чему стремится наш непокорный интеллект.В середине XX века английский философ Арнольд Тойнби написал знаменитую работу о глобальных закономерностях развития и упадка цивилизаций. Сначала Тойнби насчитал около 100 цивилизаций за всю человеческую историю, потом сократил это количество до 36, но остановился на 21, из которых 20 уже погибли. Решающим фактором развития цивилизации Тойнби считал поиск некоего Ответа на Вызов, брошенный народу судьбой и обстоятельствами. Череда последовательных ответов на последовательные вызовы приводит к росту цивилизации, но только в том случае, если обнаруживается тенденция к смещению действия из внешней области во внутреннюю. Другими словами, по мере роста цивилизации возникает все больше вызовов, рожденных внутри самой системы. А в России те, кого почему-то считают интеллектуалами, режутся в карты подальше от глаз людских.

Любопытно, подумал я, к каким бы выводам пришел на интеллектуальном пароходе руководитель Королевского института международных отношений Тойнби? Профессор, вероятно, дополнил бы свой список еще одной отдавшей концы цивилизацией — советско-российской. Арнольд Тойнби считал, что современная цивилизация отличается от двух десятков умерших тем, что человек в ней стал творцом, предназначение которого — преобразование окружающего мира и подчинение его своей власти. Отсюда великие научные открытия, удивительные технические системы, развитие коммуникаций, другие отношения между людьми, иные ценности и ориентиры. Человек новой цивилизации отличается креативностью, склонностью к инновациям, стремлением к образованию и уважением к фундаментальным знаниям. Раньше наука никак не меняла жизнь человека. Сегодня наука стала важнейшим фактором социального развития.

Прежде ученых поддерживали просвещенные меценаты. Теперь — государство, если оно желает жить достойно. Но в России государство обходит науку вниманием, ученые ищут благодеяния от олигархов, будто дело происходит в Богемском королевстве или в Кордовском халифате. Только что Дума приняла закон об особых экономических зонах, структура которых предполагает развитие наукоемких отраслей, но этот закон запоздал на 15 лет. У нас нет своей Силиконовой долины, нет Хайдарабада, нет 800 технопарков, как в КНР.

В России в ходу поговорка «Худшая участь — жить в эпоху перемен». Повторять ее — все равно что ходить в театр в валенках и зипуне. Поговорка отражает ценности Древнего мира, где ценился не прогресс, а традиции, неизменность жизни, верность мифам. Техногенная цивилизация устремлена в будущее, традиционалистская — в прошлое. Не случайно Россия постоянно переписывает свою историю и самозабвенно спорит о Сталине. Будущее ее не волнует. И вся наша политика — лишь отклик на внешние раздражители, у нас нет прогрессивных внутренних вызовов, о которых говорил Тойнби. Сырьевая экономика по своей сути ориентирована лишь на воспроизводство жизни и враждебна техногенной культуре Запада с культом рационализма и свободы личности. Россия не вписывается в техногенную цивилизацию.

В 1922 году из России на пароходе были высланы вредные философы во главе с Николаем Бердяевым и Питиримом Сорокиным. Философский пароход положил начало интеллектуальной оторванности России от мира. Страна не смогла пристать к молочным берегам новой цивилизации. Сегодня наши интеллектуалы вновь на пароходе. Куда нас несет? «Хай-фай» — наш маяк.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».