Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Интересное кино"

Так считает секретарь Союза журналистов России, экс-министр печати РФ Михаил ФЕДОТОВ.«Профиль»: Михаил Александрович, считается, что государству удалось сосредоточить в своих руках контроль практически над всеми общефедеральными каналами. Вы согласны с такой оценкой?
М.Ф.: В общем — да. Совершенно очевидно, что сегодня у Кремля есть практически неограниченные возможности определять, что или кого он хочет либо не хочет видеть на том или ином федеральном канале. Поэтому, если рассматривать ситуацию с точки зрения предстоящих выборов, можно говорить о том, что телепространство к ним уже подготовлено, оно «отстроено под Кремль». И последняя акция по наведению порядка в телеэфире завершилась совсем недавно — со сменой руководства на НТВ. Причем, в отличие от событий двухлетней давности, когда с НТВ выдавливали команду Киселева, сейчас все выглядело абсолютно спокойно: никто из журналистов телекомпании не стал упрекать власть в удушении свободы слова, а власти, в свою очередь, даже не пришлось маскировать свои действия. Например, придумывая для них ту или иную экономическую подоплеку типа «спора хозяйствующих субъектов» и тому подобных формулировок.
«П.»: Означает ли это, что сейчас борьба за контроль над телеканалами уже завершилась?
М.Ф.: Конечно. По крайней мере, до окончания президентской избирательной кампании никаких радикальных перемен на этом рынке не ожидается. Однако я предполагаю, что после президентских выборов на общенациональном телевидении могут произойти достаточно серьезные изменения.
«П.»: А с чем они могут быть связаны?
М.Ф.: Несмотря на то, что сомнений по поводу того, кто станет президентом в 2004 году, ни у кого нет, борьба только начинается. В первую очередь — за то, кто будет обеспечивать эту победу и кто будет править бал после того, как начнется второй президентский срок Владимира Путина. А значит, главной составляющей этой борьбы станет соперничество различных «групп влияния», собственно, за влияние на президента и, в конечном счете, на государство. Здесь без «телеигры» не обойтись.
«П.»: То есть может повториться ситуация позднеельцинской России, когда так называемые олигархи, имея в руках «свои» телеканалы, пытались с их помощью всерьез влиять на действия государства?
М.Ф.: И так, и не совсем так. На мой взгляд, представление о том, что государство отстранило олигархов от контроля над электронными СМИ — всего лишь миф. Просто на телеканалы пришли другие люди, которые не носят фамилии «Гусинский» и «Березовский» и которые сегодня полностью лояльны власти. А ведь на самом деле никаких движений в сторону создания нормального конкурентного рынка государство так и не предприняло. Система по-прежнему олигархическая. И телерынок исключением не является. Система эта обязательно порождает новых «гусинских» и «березовских», которые, кстати, поначалу всегда лояльны, но потом обязательно «создают проблемы».
«П.»: Учитывая, что особой интриги на предстоящих выборах быть не должно, в чем будет заключаться функция телеканалов? Станут ли они полем битвы конкурирующих партий и стоит ли нам ожидать новой «войны компроматов», сопоставимой с той, что была на прошлых думских выборах?
М.Ф.: Именно потому, что серьезной политической интриги не будет, на телеэкране выборы обязательно превратятся в шоу. Ведь самый страшный враг любых выборов, а особенно предстоящих, — апатия избирателей, которые, будучи уверены в том, что «все равно победит Путин», могут просто не явиться на избирательные участки. Если же будет иметь место видимость борьбы (а здесь без помощи телеканалов не обойтись), у избирателей появится смысл идти на выборы. Просто для того, чтобы хоть как-то поучаствовать в увлекательном шоу-состязании. Поэтому главной задачей телевидения на предстоящих выборах, по моему мнению, будет именно «разогрев» зрительской аудитории. А для этого потребуется компромат, скандалы и прочие квазиинтриги, без которых «разогрев» электората просто невозможен. Ведь объяснить избирателю, в чем суть политической платформы той или иной партии, того или иного кандидата, — задача архисложная и, самое главное, абсолютно не нужная. Рядовому зрителю это неинтересно. И сделать выборы интересными — как раз та задача, которая наверняка будет поставлена властью перед лояльным телевидением.
Беседовал Владимир Рудаков.

Беседовал ВЛАДИМИР РУДАКОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK