Наверх
15 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕСТВО: ПОЛТОРА КЛАССА?"

Обмен данными в Интернете достиг небывалого размаха. Необходимость сохранения единых правил для всех вызывает сегодня жаркие споры.    Концерн Google и гигант телекоммуникационной отрасли компания Verizon выступили с совместным заявлением. В семи тезисных пунктах выразились их представления об интернет-праве будущего. Большинство предложений сенсационными не назовешь, зато одно точно задевает за живое: пусть государство, требуют Google и Verizon, оставит на усмотрение рынка вопрос, вправе ли телекоммуникационные компании требовать доплату за сервисы, связанные с интенсивной нагрузкой на Сеть, в особенности когда пользователю необходим мгновенный доступ. Это может быть актуальным, например, для услуг медицинского характера, онлайн-игр или же управления энергосетями.
   В знак протеста перед штаб-квартирой Google в калифорнийском городке Маунтин-Вью собралась горстка несогласных: около 100 человек пришли заявить о своем неприятии последних планов концерна — это офлайн. Зато в онлайне поднялся куда больший переполох. Свобода Интернета под угрозой, переживают блоггеры в США, Европе и даже Азии. В организациях по защите прав потребителей считают, что вмешательство в передачу данных чревато непредсказуемыми последствиями для медиамира.
   До сих пор в Интернете в общем и целом действовал принцип нейтралитета: никто не подвергался дискриминации, не было и привилегий. Посты какого-нибудь блоггера передаются с той же скоростью, что и корпоративная информация Google. Однако поток информации все нарастает. По прогнозам технологического концерна Cisco (США), к 2014 году глобальный годовой трафик превысит нынешний в 4 раза и составит около 767 экзабайт, что равнозначно 12 млрд DVD в месяц.
   В ближайшие месяцы и годы необходимо инвестировать в увеличение пропускной способности сетей десятки миллиардов евро; при нынешних правилах игры, сетуют представители телекоммуникационных компаний, это едва ли возможно. Они давно носятся с идеей «двухскоростного» Интернета: хочешь, чтобы твои данные передавались быстрее — плати. И потому инициатива Google им вполне по нраву.
   Интернет, магистрали которого на протяжении более чем тридцати лет непрерывно достраивались и расширялись, перерождается сегодня в нечто новое. Все больше пользователей заходят в Сеть с мобильника, находясь где-то в пути.
   Всемирная паутина все чаще используется для передачи видеоданных и музыки, что приводит к колоссальной загрузке на интернет-магистрали. Доля старых добрых электронных писем в сетевом трафике сокращается. Зато видеролики отпускников и фотографии с дней рождения, которые раньше разве что пылились на полках дома, в неимоверных количествах кочуют по Сети, закачиваются на сервисы вроде YouTube, Flickr или Picasa.
   Новая методика хранения информации именуется Cloud Computing. Благодаря «облакам данных», доступных из любой точки мира, роль домашнего компьютера становится все более маргинальной: пользователь может хранить виртуальное имущество на централизованных серверах телекоммуникационных компаний и интернет-провайдеров. А это, в свою очередь, повышает значимость глобальной сети передачи данных.
   Но кому надлежит определять правила игры? Кто будет зарабатывать и на чем? Интернет-провайдеры? Кон-тент-провайдеры? Клиентские порталы? Какие законы должны действовать в сетях передачи данных, учитывая важность этих сетей как для частных лиц, так и для экономики целых стран?
   В этой дискуссии сталкиваются два представления о свободе: одни настаивают на постоянном и беспрепятственном доступе граждан к информации, другие — на праве интернет-провайдеров внедрять новые бизнес-модели.
   До сих пор в глобальной сети действовал так называемый принцип максимально возможного, комментирует Вольфганг Копф, «главный регулировщик» Deutsche Telekom. Конкретно это означает, что данные, которые пользователи посылают в Интернет, должны передаваться на приблизительно равных условиях. Вне зависимости от «заказчика» или от важности информации, они транспортируются по Сети пакет за пакетом — от отправителя до адресата.
   Постоянная интенсификация информационного обмена и появление все более «трафикоемких» сервисов осложняют ситуацию. Как следствие — «застывающая» картинка на видеопортале YouTube, «заикающаяся» интернет-телефония Skype, перебои при трансляции музыкальных концертов.
   «Необходимо инвестировать в сети не один миллиард евро, чтобы все и впредь работало бесперебойно», — считают во многих телекоммуникационных концернах. А в выигрыше от инвестиций вновь окажутся, как заведено, контент-провайдеры — Google, Apple, YouTube и так далее, которые, несмотря на солидную выручку, ни за что не платят.
   Телекоммуникационные компании, напротив, вынуждены осуществлять капиталовложения. При этом они лишаются одного сегмента рынка за другим. Глава Deutsche Telekom Рене Оберманн не хочет, чтобы роль его компании была сведена к простому «предоставлению доступа».
   Бизнес интернет-провай-деров в чистом виде приносит все меньше прибыли. И потому концерны делают ставку на Next Generation Network (NGN). Так называемые сети следующего поколения обладают, в дополнение к транспортному, уровнем управления, что обеспечивает простую и давно вожделенную возможность оказывать экспресс-услуги — и взимать за них плату.
   Наряду с классическим обменом данными можно будет предложить платные сервисы, подключаемые по желанию пользователя, например, «турбодоступ». Это позволит присваивать приоритетный статус медицинским и видеоприложениям, быстрее и качественнее обрабатывать определенные поисковые запросы при условии, что клиент готов за это платить, как сегодня он раскошеливается за рингтоны для мобильника и за различные приложения.
   С началом победного шествия «умного телефона» iPhone от Apple телефонные компании и провайдеры услуг узнали на практике, что происходит, когда возможности сети оказываются исчерпанными. В США гигант телекоммуникационной отрасли AT&T в своей сотовой сети уже не один месяц борется за бесперебойную связь, острее всего проблема стоит в мегаполисах. Разговоры обрываются, а подчас доходит и до полного коллапса сети.
   Часть вины лежит на безлимитных тарифах, предлагаемых в комплекте со смартфонами, в том числе с iPhone. Основную нагрузку на сети оказывают программные радиоприемники и видеоплейеры. Пользователи и провайдеры выказывают все большее недовольство.
   «Такое положение дел не выгодно никому», — говорит Харальд Штебер, вице-президент Союза телекоммуникационных и дополнительных услуг. В вопросах грядущего интернет-порядка все стороны демонстрируют редкую солидарность. Интернет-провайдеры могут создавать новые бизнес-модели, полагает Штебер, и этого запрещать нельзя.
   Дуйсбургский эксперт в области телекоммуникаций Торстен Герпотт тоже считает, что планы телекоммуникационной области не подразумевают принципиальной перестройки системы. Пользователи уже сейчас по-разному платят за разные типы доступа, отмечает ученый. Найти весомые доводы против дифференцированного подхода непросто, особенно учитывая реальные проблемы с емкостью сетей.
   И все же критики убеждены: именно в этом вопросе свобода предпринимательства сталкивается с интересами плюрализма. Что, если крупные концерны оккупируют для своих сервисов и контента «полосы обгона», оттеснив на ухабистую инфо-обочину гаражные фирмы с их ноу-хау, а заодно и критически настроенных блоггеров? «Такие компании, как Verizon, хотят решать, какие данные будут передаваться быстрее, какие медленнее, а какие и вовсе не будут. А также кто и сколько за это должен платить, — возмущается Гундольф С. Фрайермут, профессор прикладной медиалогии из Кельнской международной школы кинематографии. — Это попытки колонизировать молодую сетевую общественность».
   Специалисты в сфере информационной безопасности и общества потребителей собрали примеры того, как интернет-провайдеры и телекоммуникационные компании, по их мнению, злоупотребляют властью над информацией. В частности, провайдер Freenet, оказавшийся в поле зрения одного из немецких обществ по защите прав потребителей, в 2004 году якобы ограничивал доступ к определенным веб-сайтам, на которых давалась критическая оценка действиям компании. Двухклассовая сеть, обсуждаемая сегодня, широко распахивает двери для подобных злоупотреблений в будущем.
   Критики настаивают: понятие «сетевая нейтральность» должно получить юридическое определение. Однако само это выражение слишком расплывчато, сетуют эксперты в области компьютерных технологий. «Уже сегодня в Интернете принцип сетевой нейтральности зачастую не действует, — говорит Кристиан Кентопп. Многие безлимитные тарифы — просто пустышки. — Провайдеры избирательно тормозят передачу данных и держат клиентов в неведении».
   Активисты и концерны нередко делают вид, будто двухклассовая сеть — это вопрос отдаленного будущего. «На самом деле времена невинности давно миновали», — утверждает Бернд Хольцнагель, директор Института информационного, телекоммуникационного и медийного права Мюнстерского университета. Больше всего его возмущает избирательная «блокировка» отдельных компаний. Так, T-Mobile долгое время не давала абонентам пользоваться сервисом своего конкурента Skype на смартфонах iPhone. Сегодня за доступ к Skype взымается «карательная» доплата в размере 10 евро в месяц.
   «Чтобы гарантировать возможность конкуренции и ин-новаций, необходимо положение о недопущении дискриминации», — убежден Хольцнагель. Он настаивает на открытой номенклатуре основных услуг наподобие существующей в почтовой отрасли и в радиовещании. Значит, возможен своеобразный компромисс: сетевое общество, разделенное на полтора класса вместо двух?
   «Нужны не символические решения политиков, а определение, что на самом деле подразумевает сетевая нейтральность. Совместное предложение компаний Google и Verizon в этой связи весьма полезно», — говорит Хольцнагель. Дело за политиками.
   Уже давно он с нетерпением ждет проекта дополнений к закону о телекоммуникациях, который правительство Германии в соответствии с европейскими директивами должно представить до середины 2011 года. «Значение данного законопроекта огромно, на кону миллиардные суммы, — рассказывает ученый. — Увы, политики предпочитают второстепенные участки фронта наподобие Google Street View. Оно и понятно: разобраться с фотосъемкой фасадов куда проще».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK