24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "Ипотечная токсичность"

Архивная публикация 2008 года: "Ипотечная токсичность"

Американская ипотечная система оказалась на поверку ядовитой. Причем отравила она не только тех, кто ее породил – сами США, но и весь мир. Порцию токсинов пришлось проглотить и России.

Американская ипотечная система оказалась на поверку ядовитой. Причем отравила она не только тех, кто ее породил – сами США, но и весь мир. Порцию токсинов пришлось проглотить и России.

Экономика и экология – это не только созвучные термины, но и явления со сходными процессами крушения. Если вспомнить, то в известном всем школьном учебнике биологии рассказывалась душещипательная история круговорота ДДТ в природе. Этот препарат был очень токсичен не только и не столько для насекомых-вредителей или возбудителей болезней растений, сколько для человека и окружающей среды. Хотя ДДТ применялся из самых лучших побуждений, но вместе с отличным урожаем и уничтожением опасных насекомых-переносчиков болезней, получили экологическое бедствие: ДДТ медленно разлагались в природных условиях, накапливались в пищевых цепях, убивая животных и людей.

Ипотечная система США тоже была хорошей задумкой. Из лучших побуждений ипотечные кредиты выдавались всем желающим, а потом под не самые надежные обязательства заемщиков привлекались огромные средства. На них выдавалась очередная порция кредитов всем подряд. Банки были спокойны (жилье в залоге), а американцы довольны – даже не имея высокого и стабильного дохода можно жить в роскошном доме. Кто же знал, что столь приятная для всех схема может привести к кризису мировых рынков капитала? Похоже, не знал этого и российский Центробанк.

Яд просочился

«Fannie Mae и Freddie Mac были созданы в свое время как общественные институты, призванные дать возможность банкам и другим организациям, занимающимся предоставлением жилищных кредитов, одалживать средства на рынке капиталов, - объясняет ведущий специалист аналитического отдела информационно-аналитического агентства «АЗИПИ-Инвестика» Вячеслав Иванов. – Так уменьшались риски, которым подвергался кредитор на рынке жилья, а также обеспечивалась большая ликвидность для облегчения новых заимствований».

Благодаря существенным налоговым льготам и лояльному контролю со стороны регулирующих организаций США, рынок решил, что за спиной Fannie Mae и Freddie Mac стоит федеральное правительство, которое отвечает по всем долгам этих компаний и никогда не даст им разориться. «Несколько лет назад никто не поверил бы, что у американских ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac могут возникнуть проблемы сегодняшнего масштаба», - считает заместитель начальника аналитического отдела информационно-аналитического агентства «АЗИПИ-Инвестика» Михаил Смыкалов. Финансовый мир смотрел на эти бумаги так, как будто они полностью гарантированы государством.

Но не один раз правительство делало официальные заявления, что это не так, отмечает Вячеслав Иванов. Многие смогли убедиться в этом в конце прошлого года, на первых этапах крушения ипотечной системы США. За этот период цены на акции Fannie Mae и Freddie Mac обвалились в десять раз: c 70 до 7 долларов, отмечает Вячеслав Иванов. Однако это не смутило ни Банк России, ни Министерство финансов РФ. «Зимой, в самый неподходящий момент, оно дало разрешение на инвестирование госсредств в ипотечные бумаги США, - рассказывает Вячеслав Иванов. - Центробанк включил эти активы в свой инвестиционный портфель и, соответственно, понес неприятные убытки».

Симптомы отравления

Решение вкладывать госсредства в самый проблемный сектор мировой экономики является не самым оптимальным, считают многие эксперты. Несмотря на все попытки, даже на самом высоком уровне, поддержать Fannie Mae и Freddie Mac, риск их банкротства остается на очень высоком уровне, прогнозирует Вячеслав Иванов. При этом доходность американских ипотечных облигаций даже при начислении большего процента будет падать по причине обесценивания доллара, а риски – очень быстро возрастать, отмечает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов. По его мнению, такие вложения, официально провозглашавшиеся прежде надежными, превратятся в совершенно безнадежные. «Любое инвестирование средств в американские бумаги может привести только к уже известному результату – серьезным потерям, - заключает директор ИГСО Борис Кагарлицкий. - Да и стабильность американской экономике таким способом уже не вернуть, кризис наращивает темп».

Но раз Россия уже «отравила» свои золотовалютные резервы (ЗВР) вливаниями в американскую ипотеку, что же остается делать сейчас? Отечественные финансовые аналитики, как истинно русские люди, надеются, что все устроится само и «ипотечная зараза» изживет себя естественным образом. «Центробанк РФ может «посыпать голову пеплом», а потом получить по просроченным закладным дома в США, - шутит аналитик управляющей компании «КапиталЪ» Федор Наумов. - Я и мои коллеги с удовольствием продадим свои московские квартиры по $7-10 тыс. за квадратный метр и купим с аукционов эти дома для личного проживания». Только вот на самом деле, ЦБ держит не ипотечные бумаги, а обычные обязательства этих агентств, поэтому при пессимистичном развитии событий (банкротстве агентств) ЦБ не будет иметь права даже на дома, а получит, вероятнее всего, только что напечатанные доллары, уже серьезно отмечает эксперт. Другой вопрос, что на них можно будет купить?

Рецепты лечения

Так что как ни крути, а пересматривать политику управления ЗВР нужно, сходятся во мнении многие эксперты. Но это очень непростая задача. «К сожалению, решение этой проблемы нельзя свести к простому выбору инструментов инвестирования, формально соответствующих поставленным целям, - сетует Михаил Смыкалов. - Проблема в том, что мировая экономика находится в переходном периоде, поэтому многие устоявшиеся подходы утрачивают свою актуальность». Так что чиновникам придется проделать огромную работу, чтобы не нанести российским резервам еще большего ущерба. Нужно, повышать прозрачность структуры и управления резервами, считает директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев. А еще, по его мнению, не лишним будет пересмотреть требования к инструментам в пользу более доходных, но при соблюдении приемлемого кредитного риска. При этом справедливо бы было выделить часть резервов во внешнее управление, прежде всего, российским компаниям и банкам, а не иностранцам, заключает Сергей Моисеев. С ним согласен и руководитель отдела аналитики информационного агентства «Интегрум» Игорь Чесноков. Он считает, что деньги ЗВР в первую очередь должны служить на экономическим интересам РФ, и лишь во вторую очередь учитывать политический фактор. Хотя и в этом плане Игорю Чеснокову не понятна целесообразность поддержки зарубежных финансовых институтов, особенно - государства, чья внешняя политика по отношению к РФ часто вызывает вопросы и противоречия.

«Логично сократить ЗВР до 150-200 млрд. евро, - предлагает Михаил Смыкалов. - А остальные средства постепенно, но последовательно направлять на инфраструктурные проекты, модернизацию вооружений российской армии, решение демографической проблемы в стране». «Прием» ЗВР «во внутрь» поддерживает и Борис Кагарлицкий: «Единственным адекватным использованием этих резервов остается развитие российского потребительского рынка и производства. Доходы россиян должны расти (сейчас они падают), как и должны создаваться технически передовые предприятия, ориентированные на внутренний рынок».

Наталья Логвинова

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».