Наверх
16 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "IP-телефония: глупо пренебрегать"

Когда-то словосочетание «интернет-телефония» произносилось с оттенком пренебрежения. Была настоящая, дорогая и качественная телефонная связь и одновременно — суррогатная IP-связь для экономных и нетребовательных. Этому стереотипу пришел конец.

Аббревиатура IP означает не что иное, как Internet Protocol. Передача данных в IP-сетях осуществляется небольшими порциями, пакетами. Пакеты путешествуют из пункта отправления в пункт назначения независимо друг от друга, используя при необходимости разные маршруты. А на месте собираются воедино и образуют документ, картинку видео или звук. Это очень недорогая технология.

Еще не так давно сети с коммутацией каналов, то есть традиционные телефонные, и IP-сети существовали независимо друг от друга. Телефонные сети использовались только для передачи голоса, а IP-сети — для передачи данных. Довольно быстро выяснилось, однако, что IP-сети могут передавать голос в реальном времени. Так возникла IP-телефония. Сегодня телефонные и IP-сети работают совместно, позволяя существенно экономить на междугородных и, особенно, международных звонках. Операторы связи широко этим пользуются. Все мы время от времени говорим по IP-сетям, даже не подозревая об этом. Лучше, однако, делать это сознательно.

IP в законе

После вступления в силу закона «О связи» и утверждения правительством РФ в 2005 году «Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия» ситуация на рынке IP-телефонии изменилась. IP-операторов поставили в один ряд с традиционными, распространив на тех и других одинаковые правила лицензирования деятельности. Некоторые компании получили лицензии на услуги дальней связи («Ростелеком», «Межрегиональный ТранзитТелеком», «Арктел» и ряд других). Местные операторы должны подключаться к каналам этих операторов для передачи междугородного и международного трафика. Качество предоставляемых услуг связи от этого только выиграло, но привлекательность IP-телефонного бизнеса резко снизилась. По словам Виктора Каледина, генерального директора «Зебра Телеком», несколько лет назад цена «входного билета» на рынок IP-телефонии составляла менее $200 тыс., и желающих попробовать себя в этом бизнесе было хоть отбавляй. Мелкие операторы IP-телефонии появлялись и быстро исчезали, зачастую даже не успев толком заявить о себе на рынке. Сейчас новых игроков не наблюдается. Сыграло роль также усиление конкуренции со стороны мобильных операторов и появление инструментов для непосредственного голосового общения через Интернет.

Дешевле, чем бесплатно, не бывает

Небольшая компьютерная программа Skype для общения голосом через Интернет появилась в 2003 году. Специальный софт, компьютер, широкополосный Интернет, микрофон, наушники — и говори сколько и с кем хочешь, не платя ни копейки (если твой собеседник тоже использует Skype, конечно). Авторы проекта — Никлас Ценнстром и Янус Фриис, разработчики популярного софта для работы с файлообменной сетью KaZaA. Тогда телекоммуникационные компании конкурента в Skype не разглядели. А сегодня число пользователей Skype во всем мире перевалило за 100 млн. Успех обусловлен несколькими факторами: бесплатные звонки внутри сообщества Skype, дешевая международная связь с обычными и сотовыми телефонными сетями, простота использования, распространенность широкополосного интернет-доступа, дополнительные сервисы.

Чтобы сегодня говорить по Skype, не нужно сидеть перед экраном компьютера в наушниках. Можно даже обойтись без компьютера вообще, поскольку есть специальные телефоны. Доступ к Интернету обязателен, конечно.

Не только телефон

За четыре года своего существования Skype оброс многими дополнительными сервисами. Условно можно выделить несколько основных:

- Голосовая (телефонная) связь. Традиционно бесплатная между пользователями Skype и по щадящим, мягко говоря, расценкам на городские телефоны.

- Видеозвонок между абонентами Skype (бесплатно).

- Конференц-связь между абонентами Skype — можно объединять до 9 человек (бесплатно).

- Переадресация звонка на другой номер.

- Голосовая почта (платно).

- Отправка коротких сообщений на мобильные телефоны (платно).

- Обмен файлами (схемы, фото и т.п.) между абонентами Skype прямо в процессе разговора (бесплатно).

- Шифрование переговоров.

Любопытно (но неудивительно), что в России Skype распространился прежде всего среди бизнес-пользователей. Любопытная дополнительная услуга — так называемый SkypeIn, «настоящий» номер телефона для приема входящих звонков с любых стационарных и мобильных телефонов. Аренда номера обойдется в 1 тыс. рублей в год. Пока выбрать российский номер нельзя, что достойно сожаления. В списке доступных стран — США, Великобритания, Бразилия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Гонконг, Польша, Швеция и Швейцария.

Совсем без денег говорить все же нельзя, придется отдать 1,13 рубля за любой платный звонок (на сеть мобильной связи, по межгороду etc). Зато понятия «роуминг» для Skype не существует в принципе: абсолютно все равно, в каком городе какой страны компьютер (или Skype-телефон) подключен к сети. Разговор с коллегой в Москве обойдется в 0,6 рубля за минуту хоть из соседнего дома, хоть из Новосибирска или Нью-Йорка. Разумеется, не считая платы за интернет-трафик.

Оборудование для IP-телефонии

Удобнее всего работать с компьютером, к которому можно подключить специальный телефон Skype. Моделей много, цены начинаются от 500 рублей. Есть гибридные аппараты DECT (обычный радиотелефон), которые одновременно подключаются и к обычной телефонной сети, и к Интернету. Некоторые модели не нуждаются в компьютере и подключаются к Интернету напрямую (программный код Skype «зашит» в самой трубке).

Очень интересное решение — SkypeMobile, портативная версия для смартфонов и коммуникаторов. Пока существует только для аппаратов на платформе Windows Mobile. Из зоны покрытия Wi-Fi можно звонить по Skype, вне зоны — использовать сеть GSM. На GPRS-подключении Skype работает плохо (из-за потери части IP-пакетов выпадают фрагменты беседы), но при наличии EDGE разговаривать уже можно.

Как платить за дешевизну

Годятся WebMoney, «Яндекс-деньги», банковский перевод или кредитная карта. Правда, у компании Skype свои представления о надежности российских банков и честности наших граждан, поэтому часто кредитки из России не принимаются. Приходится проводить платеж через посредников между банками и платежными киберсистемамиБанковский перевод идет долго (несколько дней), а двухступенчатая конвертация через WebMoney невыгодна (15% от суммы платежа).

Не Skype единым

Хотя название Skype уже «само себя продает», и не случайно даже именитые производители (например, Philips и Sony) изготавливают телефоны специально для Skype, это не единственный выбор. Довольно популярная альтернатива — проект Gizmo. Основные отличия — отсутствие русскоязычного интерфейса, более высокие требования к качеству интернет-соединения и низкие расценки на голосовую связь. Из прочих разработок стоит упомянуть Yahoo Messenger и Google Talk.

SIPnet и TelMe — российские аналоги. Цены на междугородные и международные звонки сопоставимы с ценами Skype, основные преимущества — техническая поддержка на русском языке и отсутствие проблем с оплатой.

Наконец, отдельного упоминания заслуживает приложение Fring для смартфонов Nokia (6630, 6680, 6681, 6682, N70, N72 и N90). Этот софт позволяет запустить на смартфонах Nokia приложения SkypeOut и Google Talk, после чего можно звонить по расценкам SkypeOut. Кстати, последние модели (N71, N73, N80, E60, E61, E70, 5500) работают с многими операторами IP-телефонии, включая российский SIPnet.

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
16.10.2021