Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Ищите женщину!"

&nbsp Оперы Рихарда Штрауса необычайно женственны. Большинство из них носит женские имена, и во всех царит женский голос, составляющий сквозную тему штраусовского музыкального театра. Одна из самых увлекательных глав, ей посвященных, — это «Ариадна на Наксосе» (1916), премьеру которой показывает 2 февраля Мариинский театр.

«Ариадну» отличают прихотливый сюжет (две труппы — трагики и комики — разыгрывают одновременно путающиеся друг с другом представления) и двусмысленная музыкальная стилистика, заставлявшая первых зрителей оперы недоумевать, в шутку или всерьез композитор взялся подражать Моцарту. Все эти странности и составляют главный секрет ее обаяния. Штраус соединил ностальгические вариации на две исторические модели оперы: пролог со всей его закулисной суматохой — опера-буфф, а спектакль в спектакле (собственно опера «Ариадна») — сериа. Каждую олицетворяет женский персонаж — комедиантка Цербинетта (партия для «моцартовского» колоратурного сопрано) и трагическая античная Ариадна (роль драматического сопрано, не лишенная темных «вагнеровских» оттенков). Рядом с ними — Композитор, сочинивший оперу: эта по идее мужская роль также отдана сопрано. Вероятно, только в уста подобного бесполого и бесплотного существа авторы смогли не смущаясь вложить слова: «Музыка — святое искусство».

Эта исключительно эстетская вещь с ее мерцанием трагедии и пародии, необарокко и неорококо, никогда прежде в Мариинке не шла, да и вообще в России нет традиции исполнения большинства штраусовских опер. Первый опыт поручен режиссеру Шарлю Рубо и художнице Каре Дюфло. На счету французского дуэта мариинские «Турандот», «Травиата», «Самсон и Далила» — и этот список недавних премьер, казалось бы, не лучшая рекомендация постановщикам. Однако в пользу «Ариадны» говорит то, что режиссер переносит уже готовый спектакль из Марсельской оперы, а певцы и оркестр не раз демонстрировали владение текстом оперы во время концертных исполнений. Все это, а также присутствие Валерия Гергиева за дирижерским пультом позволяет надеяться, что опера, созданная Штраусом для наслаждения, в «мариинской» версии таковой и окажется.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK