18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "Искусство борьбы с кризисом"

Архивная публикация 2008 года: "Искусство борьбы с кризисом"

Мировой финансовый кризис не вызвал заметных изменений в развитии российского арт-рынка. Это подтвердили открывшиеся в середине октября XXV Российский антикварный салон и предаукционные выставки, организованные Christie’s и Sotheby’s.На лицах антикваров, коллекционеров и галеристов, присутствовавших на выставках, наблюдалось полное спокойствие. Они уверены: хорошее искусство всегда найдет своего покупателя. На фоне нестабильности мировых фондовых рынков вложения в антиквариат, алкогольные напитки и украшения интересуют все большее число инвесторов.
Без паники
Предаукционные выставки Christie’s и Sotheby’s открылись в один день. Выставка топ-лотов аукционного дома Christie’s на два дня разместилась в Доме Черткова. Это уже пятая в этом году выставка, проводимая аукционным домом в России. Топ-лоты, среди которых выдающиеся произведения импрессионизма и модернизма, уйдут с молотка на торгах 6 ноября 2008 года в Нью-Йорке и в феврале 2009 года в Лондоне.
Старые мастера представлены яркими произведениями XVIII века — двумя картинами Каналетто (Джованни Антонио Канале) «Большой Канал с видом на северо-запад от Ка’Корнер до Ка’Контарини дель Скриньи и на колокольню церкви Санта Мария дела Карита» (эстимейт 4—6 млн евро) и его же «Пьяцетта Сан Марко с видом на библиотеку Сансовиниана» с тем же эстимейтом. На торгах искусством эпох импрессионизма и модернизма — только первые имена. Предполагается, что «Индюки» Поля Гогена уйдут за 2—3 млн евро, а «Тропинка в Аржантее» Клода Моне за 3,5—5 млн евро. Безоговорочными лидерами здесь станут Василий Кандинский и его «Эскиз к импровизации №3» (эстимейт $15—20 млн), Анри Матисс и его картина «Обнаженная среди листвы на черном фоне» (эстимейт $12—18 млн) и Поль Сезанн с его работой «Мост и баржа в Понтуазе» (эстимейт $7—10 млн).
В рамках торгов послевоенным и современным искусством уйдет с молотка полотно Энди Уорхола 1973 года «Мао» (эстимейт $4,5—6,5 млн).
Президент европейского отделения аукционного дома Christie’s Йохан Пулкканен сохраняет полную уверенность в том, что работы будут проданы за суммы не меньше эстимейта. «Исторически так сложилось, что арт-рынок обладал своеобразным иммунитетом по отношению к экономическим циклам, но есть и примеры того, что цены снижались, — рассказал «Профилю» Пулкканен. — В начале 1990-х годов цены на произведения импрессионистов и современных художников снизились после экономического спада, вызванного войной в Персидском заливе». На тот момент рынок чрезмерно зависел от коллекционеров из Японии, которые были одними из главных покупателей в данных категориях, в особенности — в категории «Искусство импрессионизма и модернизма». «Тем не менее, — продолжает Пулкканен, — из года в год на арт-рынке наблюдается стабильная тенденция к увеличению цен. Это в первую очередь связано с тем, что за последнее время рынок существенно расширился и больше не зависит от какого-то одного конкретного региона или типа покупателей. На рынке наблюдается неувядающий интерес к искусству как в связи с его непреходящей ценностью, так и с инвестиционной привлекательностью».
Прививка от дефолта
Аукционный дом Sotheby’s также на несколько дней привез в столицу топ-лоты осенних торгов, которые пройдут в Нью-Йорке. Это была самая большая предаукционная выставка, которую Sotheby’s когда-либо проводил в Москве. Она прошла в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств на Гоголевском бульваре и ознаменовала открытие новой выставочной площадки в столице.
Рекордная стоимость картин завораживала. Пастель Эдгара Дега «Отдыхающая танцовщица» заняла центральное место в экспозиции. Картину в 1885 году приобрел друг художника, в чьей коллекции она находилась более 100 лет до своего первого появления на аукционе Sotheby’s в Лондоне 1999 года. Эстимейт картины сегодня составляет более $40 млн.
Еще один лидер — «Вампир» Эдварда Мунка. Это произведение не раз экспонировалось и по договоренности с владельцами находилось в экспозиции музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке около 10 лет. Новый владелец сможет приобрести его за $35 млн.
Еще одной сенсацией торгов должна стать «Супрематическая композиция» 1916 года Казимира Малевича. Аукционный дом планирует получить за нее $60 млн. На торгах она не была ни разу, и на показ в Москве привезли копию. Оригинал в это время находился на специальной выставке топ-лотов Sotheby’s в Лондоне. Малевич почти не появляется на аукционах, «заоблачную» цену аукционный дом установил, ориентируясь на продажи равнозначных по художественному уровню и ценности произведений Пабло Пикассо и Пита Мондриана.
Сюрпризом для многих покупателей стали представленные на выставке рукописи, иллюстрирующие подготовку к первому полету в космос Страны Советов. Это прежде всего отчет о полете орбитального космического корабля «Восток» 12 апреля 1961 года, подписанный рукой Юрия Гагарина (эстимейт $500—700 тыс.). В 1990-е годы рукопись вполне законно вывезли в США. Теперь она снова должна вернуться в Россию. В этом уверен глава «Sotheby’s Россия—СНГ» Михаил Каменский. Уверен он и в стабильности арт-рынка. «Когда на фондовых рынках катастрофическое положение, веры в виртуальные ценности больше нет, — заявил он на открытии выставки. — Среди активов, отличающихся наивысшей надежностью, выделяются камни и произведения искусства, особенно дорогие камни и дорогие произведения искусства. Кто успел вынести деньги до обвала, тот жаждет их куда-нибудь вложить. И мы здесь вовремя. Несмотря на кризис, мы не получили ни одного звонка от коллекционеров с предложениями продать существенную часть своего собрания». Председатель совета директоров «Sotheby’s Европа» лорд Марк Полтимор соглашается с Каменским. «Мы верим в качество», — заметил он на показе.
На русский манер
В этом году XXV Антикварный салон по сложившейся традиции занял три этажа Центрального Дома художника. Участников в этом году было около 200, в основном московские и петербургские галереи. В центре, на втором этаже экспозиции, разместились самые авторитетные участники. Многие из них предпочли показать тематические экспозиции, посвященные одному художнику. А третий этаж, опять же по традиции, отдали антикварным развалам, где в поразительном разнообразии представленного можно в результате многочасовых поисков найти интересный раритет.
Даже при первом поверхностном осмотре салона можно было с полной уверенностью сказать, что очень дорогих, топовых вещей, которыми каждый год славился салон, почти нет.
На рынок вышли подзабытые, малоизвестные имена и ученики. Таким образом Антикварный салон решил «обмануть» кризис: сделать оборот на множестве недорогих продаж. Гостям предлагали купить Константина Истомина, Владимира Баранова-Россине, Степана Колесникова.
Галерея 2.36 представила коллекцию из 37 витражей, созданных во Франции, Швейцарии, Германии, Голландии и Англии в XIII—XIX веках в рамках экспозиции «Свет веков».
На превью салона, а его посещает основная масса заинтересованных в дорогих покупках гостей, особого оживления не наблюдалось. Даже глава Роспечати Михаил Сеславинский, не пропускавший ни одного салона и каждый раз уносивший оттуда внушительную связку антикварных книг, покинул превью ни с чем. «Заметные вещи, конечно же, есть», — заверил он.
Еще одним новшеством салона стали ценники, которые всегда были неприемлемы для продаж, организуемых топовыми галереями. «Альбион-Галерея» повесила рядом с некоторыми картинами таблички: «Константин Горбатов. 1 680 000 руб.» Впрочем, увидеть нечто подобное рядом с полотном, например, мариниста Ивана Айвазовского вряд ли будет возможно в ближайшем будущем.
Зато через несколько дней после открытия салона на некоторых работах все же стали появляться вывески «Продано», что еще раз подчеркнуло: кризис по арт-рынку пока ударил не сильно. Он заставил коллекционеров более вдумчиво подходить к трате средств и формированию своих коллекций.
Отыскать шедевры все же удалось. Антикварная фирма «Пантелеймоновская» предлагала пейзаж Ивана Айвазовского «Вечер на Украине» за $1,5 млн. Рядом со знаменитым маринистом расположился пейзажист Лев Лагорио — за «Переправу» просили $600 тыс. Салон «Петербург» представил работу Константина Маковского «Портрет девицы Поповой» (около $600 тыс.). Она стала центром их экспозиции. За работу Петра Кончаловского «Портрет в голубой шали» галерея «Частная коллекция» просила 380 тыс. евро.
Иностранных работ снова было маловато. Обращала на себя внимание картина Брейгеля П. Младшего и Мартена Пепина «Четыре сюжета из жизни Христа в обрамлении букета и евангелистов», написанная около 1630—1635 годов. Галерея «Старые мастера» просила за нее $500 тыс.
Учитывая отсутствие многочисленных громких продаж, салон в этом году превратился в достаточно интересную, хорошо подготовленную выставку для гостей, необязательно с тугим кошельком.

Мировой финансовый кризис не вызвал заметных изменений в развитии российского арт-рынка. Это подтвердили открывшиеся в середине октября XXV Российский антикварный салон и предаукционные выставки, организованные Christie’s и Sotheby’s.На лицах антикваров, коллекционеров и галеристов, присутствовавших на выставках, наблюдалось полное спокойствие. Они уверены: хорошее искусство всегда найдет своего покупателя. На фоне нестабильности мировых фондовых рынков вложения в антиквариат, алкогольные напитки и украшения интересуют все большее число инвесторов.
Без паники
Предаукционные выставки Christie’s и Sotheby’s открылись в один день. Выставка топ-лотов аукционного дома Christie’s на два дня разместилась в Доме Черткова. Это уже пятая в этом году выставка, проводимая аукционным домом в России. Топ-лоты, среди которых выдающиеся произведения импрессионизма и модернизма, уйдут с молотка на торгах 6 ноября 2008 года в Нью-Йорке и в феврале 2009 года в Лондоне.
Старые мастера представлены яркими произведениями XVIII века — двумя картинами Каналетто (Джованни Антонио Канале) «Большой Канал с видом на северо-запад от Ка’Корнер до Ка’Контарини дель Скриньи и на колокольню церкви Санта Мария дела Карита» (эстимейт 4—6 млн евро) и его же «Пьяцетта Сан Марко с видом на библиотеку Сансовиниана» с тем же эстимейтом. На торгах искусством эпох импрессионизма и модернизма — только первые имена. Предполагается, что «Индюки» Поля Гогена уйдут за 2—3 млн евро, а «Тропинка в Аржантее» Клода Моне за 3,5—5 млн евро. Безоговорочными лидерами здесь станут Василий Кандинский и его «Эскиз к импровизации №3» (эстимейт $15—20 млн), Анри Матисс и его картина «Обнаженная среди листвы на черном фоне» (эстимейт $12—18 млн) и Поль Сезанн с его работой «Мост и баржа в Понтуазе» (эстимейт $7—10 млн).
В рамках торгов послевоенным и современным искусством уйдет с молотка полотно Энди Уорхола 1973 года «Мао» (эстимейт $4,5—6,5 млн).
Президент европейского отделения аукционного дома Christie’s Йохан Пулкканен сохраняет полную уверенность в том, что работы будут проданы за суммы не меньше эстимейта. «Исторически так сложилось, что арт-рынок обладал своеобразным иммунитетом по отношению к экономическим циклам, но есть и примеры того, что цены снижались, — рассказал «Профилю» Пулкканен. — В начале 1990-х годов цены на произведения импрессионистов и современных художников снизились после экономического спада, вызванного войной в Персидском заливе». На тот момент рынок чрезмерно зависел от коллекционеров из Японии, которые были одними из главных покупателей в данных категориях, в особенности — в категории «Искусство импрессионизма и модернизма». «Тем не менее, — продолжает Пулкканен, — из года в год на арт-рынке наблюдается стабильная тенденция к увеличению цен. Это в первую очередь связано с тем, что за последнее время рынок существенно расширился и больше не зависит от какого-то одного конкретного региона или типа покупателей. На рынке наблюдается неувядающий интерес к искусству как в связи с его непреходящей ценностью, так и с инвестиционной привлекательностью».
Прививка от дефолта
Аукционный дом Sotheby’s также на несколько дней привез в столицу топ-лоты осенних торгов, которые пройдут в Нью-Йорке. Это была самая большая предаукционная выставка, которую Sotheby’s когда-либо проводил в Москве. Она прошла в Государственном музее современного искусства Российской академии художеств на Гоголевском бульваре и ознаменовала открытие новой выставочной площадки в столице.
Рекордная стоимость картин завораживала. Пастель Эдгара Дега «Отдыхающая танцовщица» заняла центральное место в экспозиции. Картину в 1885 году приобрел друг художника, в чьей коллекции она находилась более 100 лет до своего первого появления на аукционе Sotheby’s в Лондоне 1999 года. Эстимейт картины сегодня составляет более $40 млн.
Еще один лидер — «Вампир» Эдварда Мунка. Это произведение не раз экспонировалось и по договоренности с владельцами находилось в экспозиции музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке около 10 лет. Новый владелец сможет приобрести его за $35 млн.
Еще одной сенсацией торгов должна стать «Супрематическая композиция» 1916 года Казимира Малевича. Аукционный дом планирует получить за нее $60 млн. На торгах она не была ни разу, и на показ в Москве привезли копию. Оригинал в это время находился на специальной выставке топ-лотов Sotheby’s в Лондоне. Малевич почти не появляется на аукционах, «заоблачную» цену аукционный дом установил, ориентируясь на продажи равнозначных по художественному уровню и ценности произведений Пабло Пикассо и Пита Мондриана.
Сюрпризом для многих покупателей стали представленные на выставке рукописи, иллюстрирующие подготовку к первому полету в космос Страны Советов. Это прежде всего отчет о полете орбитального космического корабля «Восток» 12 апреля 1961 года, подписанный рукой Юрия Гагарина (эстимейт $500—700 тыс.). В 1990-е годы рукопись вполне законно вывезли в США. Теперь она снова должна вернуться в Россию. В этом уверен глава «Sotheby’s Россия—СНГ» Михаил Каменский. Уверен он и в стабильности арт-рынка. «Когда на фондовых рынках катастрофическое положение, веры в виртуальные ценности больше нет, — заявил он на открытии выставки. — Среди активов, отличающихся наивысшей надежностью, выделяются камни и произведения искусства, особенно дорогие камни и дорогие произведения искусства. Кто успел вынести деньги до обвала, тот жаждет их куда-нибудь вложить. И мы здесь вовремя. Несмотря на кризис, мы не получили ни одного звонка от коллекционеров с предложениями продать существенную часть своего собрания». Председатель совета директоров «Sotheby’s Европа» лорд Марк Полтимор соглашается с Каменским. «Мы верим в качество», — заметил он на показе.
На русский манер
В этом году XXV Антикварный салон по сложившейся традиции занял три этажа Центрального Дома художника. Участников в этом году было около 200, в основном московские и петербургские галереи. В центре, на втором этаже экспозиции, разместились самые авторитетные участники. Многие из них предпочли показать тематические экспозиции, посвященные одному художнику. А третий этаж, опять же по традиции, отдали антикварным развалам, где в поразительном разнообразии представленного можно в результате многочасовых поисков найти интересный раритет.
Даже при первом поверхностном осмотре салона можно было с полной уверенностью сказать, что очень дорогих, топовых вещей, которыми каждый год славился салон, почти нет.
На рынок вышли подзабытые, малоизвестные имена и ученики. Таким образом Антикварный салон решил «обмануть» кризис: сделать оборот на множестве недорогих продаж. Гостям предлагали купить Константина Истомина, Владимира Баранова-Россине, Степана Колесникова.
Галерея 2.36 представила коллекцию из 37 витражей, созданных во Франции, Швейцарии, Германии, Голландии и Англии в XIII—XIX веках в рамках экспозиции «Свет веков».
На превью салона, а его посещает основная масса заинтересованных в дорогих покупках гостей, особого оживления не наблюдалось. Даже глава Роспечати Михаил Сеславинский, не пропускавший ни одного салона и каждый раз уносивший оттуда внушительную связку антикварных книг, покинул превью ни с чем. «Заметные вещи, конечно же, есть», — заверил он.
Еще одним новшеством салона стали ценники, которые всегда были неприемлемы для продаж, организуемых топовыми галереями. «Альбион-Галерея» повесила рядом с некоторыми картинами таблички: «Константин Горбатов. 1 680 000 руб.» Впрочем, увидеть нечто подобное рядом с полотном, например, мариниста Ивана Айвазовского вряд ли будет возможно в ближайшем будущем.
Зато через несколько дней после открытия салона на некоторых работах все же стали появляться вывески «Продано», что еще раз подчеркнуло: кризис по арт-рынку пока ударил не сильно. Он заставил коллекционеров более вдумчиво подходить к трате средств и формированию своих коллекций.
Отыскать шедевры все же удалось. Антикварная фирма «Пантелеймоновская» предлагала пейзаж Ивана Айвазовского «Вечер на Украине» за $1,5 млн. Рядом со знаменитым маринистом расположился пейзажист Лев Лагорио — за «Переправу» просили $600 тыс. Салон «Петербург» представил работу Константина Маковского «Портрет девицы Поповой» (около $600 тыс.). Она стала центром их экспозиции. За работу Петра Кончаловского «Портрет в голубой шали» галерея «Частная коллекция» просила 380 тыс. евро.
Иностранных работ снова было маловато. Обращала на себя внимание картина Брейгеля П. Младшего и Мартена Пепина «Четыре сюжета из жизни Христа в обрамлении букета и евангелистов», написанная около 1630—1635 годов. Галерея «Старые мастера» просила за нее $500 тыс.
Учитывая отсутствие многочисленных громких продаж, салон в этом году превратился в достаточно интересную, хорошо подготовленную выставку для гостей, необязательно с тугим кошельком.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».