Наверх
15 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Искусство быть душкой"

Гастроли Bejart Ballet Lausanne показали Москве, что «великого дедушку» современного танца потянуло на классику.Концертный зал им. Чайковского был набит под завязку вплоть до третьего яруса — так велика магия легендарного балетного модерниста Мориса Бежара, показавшего в столице четыре небольших спектакля — «Искусство быть дедушкой», «Адажиетто», «Может быть, это смерть?» и «О, Вена! Вена!». Они, как и все программы бежаровских трупп, рассказывают о самом Бежаре — о чем он думает, чем интересуется, кого любит. В исповедальности скрыта одна из причин его популярности в России, падкой до личной жизни звезд. А тут такая роскошная форма признания — на сцене, под яркими софитами, точеными телами, выразительной мимикой. Бежар выбирает себе танцовщиков, доверяясь их лицам не меньше, чем их техническим достоинствам, зная, что на публику это производит сокрушительное впечатление.

В балете «Может быть, это смерть?» Бежар привычно размышляет о смерти, он делает это не первое десятилетие. Четыре танцовщицы на сцене — четыре женщины, которых он любил. Три из них разделили с автором разные периоды его жизни, четвертая — фигура загадочная, но мы догадываемся — о ней говорится в названии, которое к тому же является последней фразой последнего вокального произведения Штрауса. В мистику смерти Бежар не верит, напротив, считает: «Смерти нет. Есть те, кто умирает. К своей смерти я равнодушен, о ней я не думаю, это случится, только и всего. Чтобы уберечься от смерти, ее можно ввести в балеты…» Но когда поднимается занавес и мы видим классический пуантный балет — тот, от которого в ужасе бежал юный Морис из марсельской оперы своего детства, то понимаем всю иронию названия. Может быть, смерть — возврат к тому, от чего Бежар спасался всю жизнь?

«Адажиетто» — отрывок на музыку Пятой симфонии Малера из спектакля «Чайка» (1981). Главный исполнитель, Жиль Роман, — удачное сочетание танцовщика с актером-философом, недаром в новом балете, «Заратустра, песнь танца» (2005), Бежар, сын философа и сам философ танца, поручил Роману роль Ницше. Мощный печальный танец-полет красивой мужской птицы, обточенной высокоатмосферными танцевальными ветрами, убедительно прозвучал на серой пустой сцене, гасящей нарочито, пронзительно короткую игру рельефной, облитой потом мужской мускулатуры.

«О, Вена! Вена!» — один из первых апокалиптических балетов-размышлений Бежара, на которые он весьма горазд. Это постановка 1982 года, когда ломать штраусовские вальсы атональной музыкой Арнольда Шенберга считалось революцией. Скорый приход варварской цивилизации показывается наглядно: вальсирующую пару в бальных костюмах разбивают модернисты в серых робах, они сминают венские вальсы, как конфетную бумажку. Пришли, постановили ломаную графику тел, синкопированные новые гармонии, ломаются-дергаются, но их серость и заумь их же самоуничтожила — все как-то бесславно умерли, перезаколов друг друга. Заканчивается спектакль опять вальсом Штрауса, а модернистское и экспрессивное тело бежаровца учится сдержанности и тихой глубине классического танца.

Модерн отдается на откуп молодежи «Сегодня я здесь учитель!» — безапелляционно говорит юная танцовщица в балете «Искусство быть дедушкой». Протагонист самого Бежара (танцовщик Дени Васке) в черном плаще и красном шарфе — неизменно любимый костюм Маэстро — начинает урок у балетного станка кроваво-красного цвета. Этот станок, как фаллический символ, а может, как рабочий инструмент танцовщика, захватанный изработанными в кровь руками, быстро, как старый хлам, задвигают в угол вместе с самим «Бежаром» с всевидящим лицом-маской на затылке и устраивают бунт, безудержную импровизацию, дионисическую вакханалию — то пиршество одухотворенного тела, которое всегда любил сам Бежар, когда был моложе. «Огонь, вода, воздух, земля. Я учреждаю пятую стихию — танец!» — кричит девушка сквозь струи музыки. Остается надежда, что это гениальное коллективное тело, способное мыслить во время исполнения, не исчезнет вместе со смертью протагониста, которого в балете «Искусство быть дедушкой» уводит за кулисы дама в черном.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK