Наверх
21 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Искусство по заказу?"

В том, что государство делает заказы художникам, в принципе нет ничего страшного.   В нашей жизни периодически возникают скандалы, связанные с искусством. Как правило, они бывают обусловлены очередным журналистским «открытием велосипеда». Совсем недавно Федор Бондарчук получил госзаказ на создание фильма для популяризации курортов Северного Кавказа. И сразу возникли вопросы. Нужны ли такие заказы? Убивает ли госзаказ творчество? Должно ли искусство идти на поводу у власти? Нет ли здесь параллели с советским кинопрошлым?
   «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать», — писал поэт. И был прав. Более того, можно продать и еще ненаписанную рукопись (непостроенное здание, неизваянную скульптуру и тем более неснятый фильм). То есть сначала получить заказ, а потом уже разбираться с вдохновением. Думаю, не ошибусь, если скажу, что так было создано более 90% шедевров мирового искусства. Их заказывали государства в лице высших властителей — царей и королей, представители различных церквей, аристократы, бояре, дворяне или, по-нашему, региональные чиновники, наконец, уже совсем недавно, разного рода богатые люди: бандиты и бизнесмены. Без их желания и поддержки вряд ли что-либо культурно ценное могло быть если не создано, то опубликовано. В большинстве случаев художник вовсе не был и не должен был быть свободным — он выполнял заказ, а уж качество результата зависело от его таланта и вдохновения.
   Можно с энтузиазмом служить господствующим предрассудкам, за поддержку которых тебе все равно платят, как Эйзенштейн в «Броненосце «Потемкин» или Эрмлер в «Великом гражданине», а можно, как Андрей Тарковский, быть носителем не принимавшейся властями той эпохи христианской эсхатологии и все же с успехом требовать у государства деньги на полную пересъемку «неподдающегося» «Сталкера».
   По советскому государственному заказу Сергей Бондарчук снял и классическую киноверсию «Войны и мира» Льва Толстого, и посредственные «Красные колокола», которые, следуя политической конъюнктуре времени, тоже были объявлены шедевром. Ныне они прочно забыты, в отличие от вечно живых комедий Леонида Гайдая, некогда всеми презираемого, но все же получавшего госзаказы, которые позволили ему создать истинные жемчужины жанра.
   Только бог знает, как распорядится своим недавно полученным госзаказом сын Сергея Федор, унаследовавший высокий статус своего отца. Гора может породить мышь или льва-завоевателя. И зависит это вовсе не от наличия или отсутствия заказчика, а от совокупности самых разных обстоятельств, обусловливающих общественный резонанс того или иного произведения. Заказчики могут ошибиться в выборе исполнителя, исполнитель может создать произведение, которое высоко оценят не современники, а потомки. Наконец, сам по себе заказ может оказаться нелепицей (как, по-моему, и в этом конкретном случае с курортами Кавказа), но на его основе — вспомните Ахматову (из какого сора вырастают шедевры) — может быть создано выдающееся произведение. Так что заказ сам по себе не виноват. Скорее, наоборот.
   Ведь идеи автономии художественного творчества, его независимости от заказчика, возникли относительно недавно — в «новое время» или эпоху модерна, и явились они результатом двух противоположных, но взаимозависимых следствий кризиса классической просветительской культуры: с одной стороны, становления модернизма как ведущего художественного направления значительной части XX века, основанного на известном постулате Ортеги-и-Гассета «Искусство будущего будет искусством для художников, а не для масс людей», с другой — формирования массовой культуры, заменившей индивидуального заказчика коллективным.
   Поэтому меня не шокирует ни идеологический заказ советского времени, когда ведущие мастера отечественного кино и следовали предписаниям, и искусно обходили их при молчаливой поддержке редактуры и творческой общественности, ни нынешние заказы, в соответствии с которыми наряду с киномакулатурой могут появиться и шедевры. Как любит говорить одна моя хорошая знакомая, «холера развивается нормально», а вот благие намерения, как известно, чаще прокладывают дорогу в ад.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK