19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "Искусство покупать"

Архивная публикация 2007 года: "Искусство покупать"

XXIII Антикварный салон, прошедший с 20 по 28 октября в ЦДХ, показал, что в России богатых покупателей искусства стало больше, а предложений для них — меньше.Октябрь в этом году для московских антикваров и коллекционеров выдался жарким. События категории must go шли одно за другим. Аукционный дом Christie’s представил в Доме Пашкова произведения, которые в ноябре уйдут с молотка на торгах в Лондоне, Нью-Йорке и Гонконге. Это не первые «гастроли» аукционного дома в Москве. В прошлом году Christie’s привозил в Россию «Портрет Анхеля де Сото» кисти Пабло Пикассо из коллекции композитора Эндрю Ллойда Вебера, оцененный в $40—60 млн. Общая стоимость выставленных Christie’s в этом году 35 работ — около $250 млн.

Этим показом Christie’s зазывает российских покупателей на аукцион, подобно тому как это происходит в течение нескольких лет по всему миру. Перед продажами лоты показывают публике в крупнейших столицах мира.

Антиквариат — перспективная статья доходов. Антикварному рынку в России около 15 лет. Его ежегодный объем — $0,7—1 млрд, а доходность (свыше 15% в год) вполне сопоставима с доходностью вложений в ПИФы. Цены на произведения искусства растут непрерывно, не завися от изменений на мировых фондовых рынках. Для сравнения: работы Роберта Фалька 7 лет назад продавались за $30—40 тыс. каждая, теперь его произведения стоят никак не меньше $1,5 млн. Платежеспособность российских покупателей тоже растет.

Посмотреть у Christie’s действительно было на что: «Святая Пракседа» (1655) голландского живописца Яна Вермера; два полотна редкого для российских коллекций Амедео Модильяни — «Сидящая девушка» и «Портрет скульптора Оскара Мещанинова»; «Голова женщины» Пабло Пикассо; «Натюрморт с фруктами» Поля Гогена и знаменитая «Лиз» Энди Уорхола. Были и русские авторы — Юрий Анненков, Исаак Левитан, Иван Похитонов.

Открывавший выставку президент Европейского отделения Christie’s Йохан Пуллканен особо выделил три вещи: полотно Анри Матисса «Одалиска. Голубая гармония» (1937), эстимейт которого $15—20 млн, «Этюд молодого человека анфас и в профиль» (1615), который с 1953 года ценители увидели впервые (эстимейт $4—6 млн), и, конечно же, «ротшильдовское» яйцо Фаберже с часами (1902), оцениваемое в $12—18 млн. Фирма Фаберже изготовила всего три яйца с часовым механизмом, а у этого еще и сюрприз внутри — механический петушок. Более 100 лет публике его не показывали. Эту работу Беатрис Эфрусси (урожденная Ротшильд), супруга бакинского нефтепромышленника Мориса Эфрусси, подарила Жермене Хальфен в честь помолвки последней с младшим братом Беатрис. Таким образом, в отличие от остальных пасхальных яиц, оно не предназначалось членам императорской фамилии. На торгах яйцо может поставить рекорд. К примеру, императорское «Зимнее яйцо» на Christie’s продали в апреле 2002 года за $9,579 млн.

Может быть, подборка выглядела немного пестрой, но коммерческий интерес был поставлен аукционным домом во главу угла. Кроме того, этой выставкой аукционный дом объявил об открытии в декабре своего представительства в России. Его возглавит искусствовед Анна Белорусова.

«Проникновение» в Барвиху

Открытие выставки «Проникновение?» галереи Ларри Гагосяна — еще одно событие, которое потревожило российскую богему и заставило ее, преодолевая московские пробки, приехать в «Барвиха Luxury Village» (см. с. 109). Гагосян — один из самых успешных галеристов в мире. Он начинал свою карьеру 30 лет назад в Лос-Анджелесе с продажи недорогих постеров. Теперь его галереи есть в Нью-Йорке, Лондоне, Лос-Анджелесе, еще одна скоро откроется в Риме. Гагосян сам выбирал работы, которые приедут в Москву, а Дэмиен Херст, Джефф Кунс и Сесили Браун создали свои работы специально для выставки в Барвихе. С ними соседствовали Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Виллем де Кунинг, Илья Кабаков — всего в Барвиху современного искусства привезли на $80—90 млн. Гостям оставалось гадать: Гагосян привез произведения из своей галереи на время или это репетиция перед официальным открытием галереи в Москве? Скорее, все-таки репетиция и галерея разместится в той же Барвихе.

Учесть все

За день до открытия XXIII Антикварного салона в Россвязьохранкультуре провели презентацию «Каталога подделок произведений живописи». В прошлом году, тоже перед началом салона, в той же серии «Внимание, розыск!» вышел «Каталог антикварных предметов, находящихся в розыске».

В новом каталоге можно найти информацию о произведениях искусства, попавших на российский рынок с небольших европейских аукционов и признанных подделкой или в подлинности которых есть большие сомнения, а также о тех, которые подделывались у нас. На каждую работу дается иллюстрация. Всего в каталоге около 150 произведений живописи. И это только первая часть, вторая выйдет в ноябре. Всего будет описано более 1000 фальшивок. Каждую страницу каталога предваряет надпись «Внимание: возможно, подделка!». Многие антиквары встретили его враждебно и требуют «стопроцентной гарантии» — подделка или нет. Специально для сомневающихся авторы пишут в предисловии: «Публикуемые материалы предоставлены к изданию профессиональными экспертами. Мы не утверждаем, что во всех без исключения случаях мнения экспертов окончательны и безупречны. Но факты сопоставления двух произведений — упрямая вещь и наиболее убедительный аргумент. Мы предлагаем вам сравнить и сделать вывод самим».

«Не все галерейщики хотят говорить о каталоге в открытую. Это нормально, — считает один из руководителей проекта «Внимание, розыск!» Владимир Рощин. — К этому все были готовы. Сейчас пойдут судебные иски. У антикваров претензии к экспертам. Получается, когда они хотят продать свою картину и получают подтверждение подлинности, то эксперт хороший. А как только эксперт говорит, что у них подделка, то эксперт плохой. Но надо не забывать и о недовольстве тех, кто купил краденое. Чтобы утверждать точно, подделка это или нет, нужен сам предмет, нужно отдать его на экспертизу — это 1000 с лишним предметов. Мне предлагали деньги, чтобы презентация каталога прошла после окончания салона. Она состоялась только благодаря личному участию главы Россвязьохранкультуры Бориса Боярскова». На салоне каталог продавался свободно, за 3 тыс. рублей.

«Появление фальшивок на нашем рынке закономерно, — считает замруководителя Россвязьохранкультуры Анатолий Вилков. — Активно это происходило в 90-е годы. Рынок-то наш был узенький, а спрос большой, и удовлетворить его можно было только после того, как на рынок хлынули подделки. Мы должны обеспечивать гласность фальшивым вещам, показать собственникам, чем они владеют, а дальше пусть они сами разбираются».{PAGE}

Роскошь по карману

В этом году на Антикварный салон приехало 210 галерей, больше всего, как обычно, из Москвы и Санкт-Петербурга. Но в этот раз география расширилась: свои работы представили галереи из Рязани, Перми, Казани, Челябинска. Впервые на салон приехали галереи из Франции, Финляндии, Латвии. У стенда финнов было оживленно — они показали коллекцию военного холодного оружия.

Более 20 галерей показали старое зарубежное искусство. «Это позитивный тренд, который восполняет скудость нашего антикварного рынка», — отметил один из организаторов салона, гендиректор компании «Экспо-парк» Василий Бычков.

Как обычно, галеристы поделили все три этажа ЦДХ. В центральной зоне второго разместились наиболее перспективные и сильные участники рынка. По части оформления стендов салон заметно вырос. Картины рационально разместили в пространстве, для каждого стенда нашли световое решение. Представитель лондонской Ассоциации антикваров и арт-дилеров Марк Доджсон, пробежав по салону, похвалил: «Очень высокое качество оформления стендов позволяет сравнивать салон с другими зарубежными ярмарками искусства».

На третий этаж отправлялись те, кто любит смесь направлений, стилей и жанров, — там, например, со старыми дубовыми шкафами а-ля Собакевич соседствовали столовое серебро и гобелены с изображением Сталина.

Из тематических экспозиций весьма занятной была «Эпоха Екатерининского классицизма» галереи «Русская усадьба» — живопись, мебель, декоративно-прикладное искусство «золотого века» русской культуры. Посетители с интересом приглядывались к комодам 1770—1780-х годов.

Сразу несколько галерей в рамках тематических подборок представили графику. «Элизиум» показала русскую графику первой половины XX века, объединив ее под названием «От «Мира искусства» до «4 искусств», куда вошли работы Михаила Нестерова, Константина Коровина, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Бенуа. «Альбион» представил графику Ивана Шишкина, Владимира Маковского, Андрея Боголюбова под названием «Черно-белая классика» — небольшие рисунки, и, кстати, недорогие. Работу Боголюбова «Ревель. Лодки у маяка», которая попала в топ-лист, составляемый экспертами на каждом салоне, можно было купить за $45 тыс.

Вообще, графики на салоне в этот раз было необычно много. Московско-лондонская галерея «Равенскорт» показала графику Мстислава Добужинского, Александра Бенуа, с которой органично соседствовали графические работы французов Андре Дерена, Альберта Марке, Леопольда Сюрважа.

Галерея Леонида Шишкина открыла персональную выставку работ советского классика-живописца Викентия Трофимова — в 1906—1912 годах он прошел хорошую школу за границей.

Из новичков достойно выглядела галерея «Школа», показавшая, например, «Испанку» Петра Кончаловского. На вопрос «почем?» продавцы отвечали: «Не продается». Говорят, «Испанка» уже продана, как и два натюрморта Давида Штеренберга, картины Юрия Анненкова и Роберта Фалька.

Некоммерческим проектом «Романтика готики» отметились на салоне Григорий Бальцер и компания «Артэквар», которая занимается воссозданием исторических интерьеров «в домашних условиях». Они показали подлинный готический интерьер французского замка конца XIX века. Мебель, светильники и даже паркет — подлинные. «Мы антиквары-декораторы, — говорит Бальцер. — Этот интерьер мы получили от владельца замка, который, унаследовав его, совсем не интересовался старыми вещами. Спрос на такие интерьеры сейчас только растет. И этот интерьер уже имеет своего владельца».

Салон экономкласса

Нашему рынку антиквариата трудно конкурировать с зарубежным. «Антикварное сообщество России отрезано от международного, — говорит Анатолий Вилков. — Современное российское искусство, созданное 50 лет назад, можно вывозить за границу. А вот обмен старым искусством затруднен. Хотя известно, что из Италии вообще ничего нельзя вывозить. Но на всех мировых аукционах главные покупатели — из России».

А на салоне громких продаж в этот раз не было, хотя в прошлые годы некоторые работы уходили за $3 млн. «В этот раз меньше интересных вещей, много привозных, — подтверждает коллекционер Роман Бабичев. — Аукционы Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s — места, где можно купить редко появляющиеся в других местах вещи. И люди с деньгами едут именно туда».

Так что на фоне показа Christie’s и выставки Гагосяна салон теряет свои позиции. Ведь, как правило, самые лучшие работы появляются исключительно на аукционах. На салонах они всплывают редко. Коллекционеры отдают такие работы в частные продажи или на аукционы.

Многие, прогуливаясь вдоль стендов, отмечали: «Нет Айвазовского, почти нет Коровина, зато много мебели, посуды» (Айвазовский и Коровин давно стали визитной карточкой салона). На этот раз Айвазовского надо было поискать: его небольшой пейзаж висел на стенде галереи «Акант» и стоил чуть менее $300 тыс. Поговаривают, что он на рынке закончился.

Место Айвазовского явно занял русский пейзажист Лев Лагорио. Антикварная фирма «Пантелеймоновская» продавала его работу «Руненталь у Або» за $700 тыс. А «Петербургский антиквар» представил сразу два пейзажа Лагорио, висевших друг напротив друга. «Горную реку» оценили в $1,2 млн, а «Корабль «Святая княгиня Ольга» у берегов Крыма» продавался за $1,1 млн.

В целом хорошие русские работы — дефицит на рынке. Отчасти его может восполнить русская графика, которой пока много. Качественная и недорогая — ее покупают начинающие коллекционеры, не готовые тратить большие суммы.

Работу Ивана Шишкина «Муравейник в сосновом бору» антикварный салон «Серебряный ряд» предлагал за $1,5 млн. Галерея «Старые годы» продавала «Пейзаж с путником» Исаака Левитана за $450 тыс. Работу Коровина «Портрет Н.И. Комаровской» стоимостью около 520 тыс. евро галерея «На Ленивке» показывала, но не продавала. Зато за «Портрет Н.Н. Евреинова» кисти Репина просила 260 тыс. евро.

Иностранцы на салоне были довольно дороги: за картину «У зубного врача» голландского живописца Луки ван Лейдена просили 500 тыс. евро. Но спрос на иностранцев был невелик. Громких имен было мало. Таким образом, не найдя ничего на салоне, российские коллекционеры, скорее всего, потянутся на Запад.

Значит, Christie’s не зря приезжал.

XXIII Антикварный салон, прошедший с 20 по 28 октября в ЦДХ, показал, что в России богатых покупателей искусства стало больше, а предложений для них — меньше.Октябрь в этом году для московских антикваров и коллекционеров выдался жарким. События категории must go шли одно за другим. Аукционный дом Christie’s представил в Доме Пашкова произведения, которые в ноябре уйдут с молотка на торгах в Лондоне, Нью-Йорке и Гонконге. Это не первые «гастроли» аукционного дома в Москве. В прошлом году Christie’s привозил в Россию «Портрет Анхеля де Сото» кисти Пабло Пикассо из коллекции композитора Эндрю Ллойда Вебера, оцененный в $40—60 млн. Общая стоимость выставленных Christie’s в этом году 35 работ — около $250 млн.

Этим показом Christie’s зазывает российских покупателей на аукцион, подобно тому как это происходит в течение нескольких лет по всему миру. Перед продажами лоты показывают публике в крупнейших столицах мира.

Антиквариат — перспективная статья доходов. Антикварному рынку в России около 15 лет. Его ежегодный объем — $0,7—1 млрд, а доходность (свыше 15% в год) вполне сопоставима с доходностью вложений в ПИФы. Цены на произведения искусства растут непрерывно, не завися от изменений на мировых фондовых рынках. Для сравнения: работы Роберта Фалька 7 лет назад продавались за $30—40 тыс. каждая, теперь его произведения стоят никак не меньше $1,5 млн. Платежеспособность российских покупателей тоже растет.

Посмотреть у Christie’s действительно было на что: «Святая Пракседа» (1655) голландского живописца Яна Вермера; два полотна редкого для российских коллекций Амедео Модильяни — «Сидящая девушка» и «Портрет скульптора Оскара Мещанинова»; «Голова женщины» Пабло Пикассо; «Натюрморт с фруктами» Поля Гогена и знаменитая «Лиз» Энди Уорхола. Были и русские авторы — Юрий Анненков, Исаак Левитан, Иван Похитонов.

Открывавший выставку президент Европейского отделения Christie’s Йохан Пуллканен особо выделил три вещи: полотно Анри Матисса «Одалиска. Голубая гармония» (1937), эстимейт которого $15—20 млн, «Этюд молодого человека анфас и в профиль» (1615), который с 1953 года ценители увидели впервые (эстимейт $4—6 млн), и, конечно же, «ротшильдовское» яйцо Фаберже с часами (1902), оцениваемое в $12—18 млн. Фирма Фаберже изготовила всего три яйца с часовым механизмом, а у этого еще и сюрприз внутри — механический петушок. Более 100 лет публике его не показывали. Эту работу Беатрис Эфрусси (урожденная Ротшильд), супруга бакинского нефтепромышленника Мориса Эфрусси, подарила Жермене Хальфен в честь помолвки последней с младшим братом Беатрис. Таким образом, в отличие от остальных пасхальных яиц, оно не предназначалось членам императорской фамилии. На торгах яйцо может поставить рекорд. К примеру, императорское «Зимнее яйцо» на Christie’s продали в апреле 2002 года за $9,579 млн.

Может быть, подборка выглядела немного пестрой, но коммерческий интерес был поставлен аукционным домом во главу угла. Кроме того, этой выставкой аукционный дом объявил об открытии в декабре своего представительства в России. Его возглавит искусствовед Анна Белорусова.

«Проникновение» в Барвиху

Открытие выставки «Проникновение?» галереи Ларри Гагосяна — еще одно событие, которое потревожило российскую богему и заставило ее, преодолевая московские пробки, приехать в «Барвиха Luxury Village» (см. с. 109). Гагосян — один из самых успешных галеристов в мире. Он начинал свою карьеру 30 лет назад в Лос-Анджелесе с продажи недорогих постеров. Теперь его галереи есть в Нью-Йорке, Лондоне, Лос-Анджелесе, еще одна скоро откроется в Риме. Гагосян сам выбирал работы, которые приедут в Москву, а Дэмиен Херст, Джефф Кунс и Сесили Браун создали свои работы специально для выставки в Барвихе. С ними соседствовали Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Виллем де Кунинг, Илья Кабаков — всего в Барвиху современного искусства привезли на $80—90 млн. Гостям оставалось гадать: Гагосян привез произведения из своей галереи на время или это репетиция перед официальным открытием галереи в Москве? Скорее, все-таки репетиция и галерея разместится в той же Барвихе.

Учесть все

За день до открытия XXIII Антикварного салона в Россвязьохранкультуре провели презентацию «Каталога подделок произведений живописи». В прошлом году, тоже перед началом салона, в той же серии «Внимание, розыск!» вышел «Каталог антикварных предметов, находящихся в розыске».

В новом каталоге можно найти информацию о произведениях искусства, попавших на российский рынок с небольших европейских аукционов и признанных подделкой или в подлинности которых есть большие сомнения, а также о тех, которые подделывались у нас. На каждую работу дается иллюстрация. Всего в каталоге около 150 произведений живописи. И это только первая часть, вторая выйдет в ноябре. Всего будет описано более 1000 фальшивок. Каждую страницу каталога предваряет надпись «Внимание: возможно, подделка!». Многие антиквары встретили его враждебно и требуют «стопроцентной гарантии» — подделка или нет. Специально для сомневающихся авторы пишут в предисловии: «Публикуемые материалы предоставлены к изданию профессиональными экспертами. Мы не утверждаем, что во всех без исключения случаях мнения экспертов окончательны и безупречны. Но факты сопоставления двух произведений — упрямая вещь и наиболее убедительный аргумент. Мы предлагаем вам сравнить и сделать вывод самим».

«Не все галерейщики хотят говорить о каталоге в открытую. Это нормально, — считает один из руководителей проекта «Внимание, розыск!» Владимир Рощин. — К этому все были готовы. Сейчас пойдут судебные иски. У антикваров претензии к экспертам. Получается, когда они хотят продать свою картину и получают подтверждение подлинности, то эксперт хороший. А как только эксперт говорит, что у них подделка, то эксперт плохой. Но надо не забывать и о недовольстве тех, кто купил краденое. Чтобы утверждать точно, подделка это или нет, нужен сам предмет, нужно отдать его на экспертизу — это 1000 с лишним предметов. Мне предлагали деньги, чтобы презентация каталога прошла после окончания салона. Она состоялась только благодаря личному участию главы Россвязьохранкультуры Бориса Боярскова». На салоне каталог продавался свободно, за 3 тыс. рублей.

«Появление фальшивок на нашем рынке закономерно, — считает замруководителя Россвязьохранкультуры Анатолий Вилков. — Активно это происходило в 90-е годы. Рынок-то наш был узенький, а спрос большой, и удовлетворить его можно было только после того, как на рынок хлынули подделки. Мы должны обеспечивать гласность фальшивым вещам, показать собственникам, чем они владеют, а дальше пусть они сами разбираются».{PAGE}

Роскошь по карману

В этом году на Антикварный салон приехало 210 галерей, больше всего, как обычно, из Москвы и Санкт-Петербурга. Но в этот раз география расширилась: свои работы представили галереи из Рязани, Перми, Казани, Челябинска. Впервые на салон приехали галереи из Франции, Финляндии, Латвии. У стенда финнов было оживленно — они показали коллекцию военного холодного оружия.

Более 20 галерей показали старое зарубежное искусство. «Это позитивный тренд, который восполняет скудость нашего антикварного рынка», — отметил один из организаторов салона, гендиректор компании «Экспо-парк» Василий Бычков.

Как обычно, галеристы поделили все три этажа ЦДХ. В центральной зоне второго разместились наиболее перспективные и сильные участники рынка. По части оформления стендов салон заметно вырос. Картины рационально разместили в пространстве, для каждого стенда нашли световое решение. Представитель лондонской Ассоциации антикваров и арт-дилеров Марк Доджсон, пробежав по салону, похвалил: «Очень высокое качество оформления стендов позволяет сравнивать салон с другими зарубежными ярмарками искусства».

На третий этаж отправлялись те, кто любит смесь направлений, стилей и жанров, — там, например, со старыми дубовыми шкафами а-ля Собакевич соседствовали столовое серебро и гобелены с изображением Сталина.

Из тематических экспозиций весьма занятной была «Эпоха Екатерининского классицизма» галереи «Русская усадьба» — живопись, мебель, декоративно-прикладное искусство «золотого века» русской культуры. Посетители с интересом приглядывались к комодам 1770—1780-х годов.

Сразу несколько галерей в рамках тематических подборок представили графику. «Элизиум» показала русскую графику первой половины XX века, объединив ее под названием «От «Мира искусства» до «4 искусств», куда вошли работы Михаила Нестерова, Константина Коровина, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Бенуа. «Альбион» представил графику Ивана Шишкина, Владимира Маковского, Андрея Боголюбова под названием «Черно-белая классика» — небольшие рисунки, и, кстати, недорогие. Работу Боголюбова «Ревель. Лодки у маяка», которая попала в топ-лист, составляемый экспертами на каждом салоне, можно было купить за $45 тыс.

Вообще, графики на салоне в этот раз было необычно много. Московско-лондонская галерея «Равенскорт» показала графику Мстислава Добужинского, Александра Бенуа, с которой органично соседствовали графические работы французов Андре Дерена, Альберта Марке, Леопольда Сюрважа.

Галерея Леонида Шишкина открыла персональную выставку работ советского классика-живописца Викентия Трофимова — в 1906—1912 годах он прошел хорошую школу за границей.

Из новичков достойно выглядела галерея «Школа», показавшая, например, «Испанку» Петра Кончаловского. На вопрос «почем?» продавцы отвечали: «Не продается». Говорят, «Испанка» уже продана, как и два натюрморта Давида Штеренберга, картины Юрия Анненкова и Роберта Фалька.

Некоммерческим проектом «Романтика готики» отметились на салоне Григорий Бальцер и компания «Артэквар», которая занимается воссозданием исторических интерьеров «в домашних условиях». Они показали подлинный готический интерьер французского замка конца XIX века. Мебель, светильники и даже паркет — подлинные. «Мы антиквары-декораторы, — говорит Бальцер. — Этот интерьер мы получили от владельца замка, который, унаследовав его, совсем не интересовался старыми вещами. Спрос на такие интерьеры сейчас только растет. И этот интерьер уже имеет своего владельца».

Салон экономкласса

Нашему рынку антиквариата трудно конкурировать с зарубежным. «Антикварное сообщество России отрезано от международного, — говорит Анатолий Вилков. — Современное российское искусство, созданное 50 лет назад, можно вывозить за границу. А вот обмен старым искусством затруднен. Хотя известно, что из Италии вообще ничего нельзя вывозить. Но на всех мировых аукционах главные покупатели — из России».

А на салоне громких продаж в этот раз не было, хотя в прошлые годы некоторые работы уходили за $3 млн. «В этот раз меньше интересных вещей, много привозных, — подтверждает коллекционер Роман Бабичев. — Аукционы Christie’s, Sotheby’s, MacDougall’s — места, где можно купить редко появляющиеся в других местах вещи. И люди с деньгами едут именно туда».

Так что на фоне показа Christie’s и выставки Гагосяна салон теряет свои позиции. Ведь, как правило, самые лучшие работы появляются исключительно на аукционах. На салонах они всплывают редко. Коллекционеры отдают такие работы в частные продажи или на аукционы.

Многие, прогуливаясь вдоль стендов, отмечали: «Нет Айвазовского, почти нет Коровина, зато много мебели, посуды» (Айвазовский и Коровин давно стали визитной карточкой салона). На этот раз Айвазовского надо было поискать: его небольшой пейзаж висел на стенде галереи «Акант» и стоил чуть менее $300 тыс. Поговаривают, что он на рынке закончился.

Место Айвазовского явно занял русский пейзажист Лев Лагорио. Антикварная фирма «Пантелеймоновская» продавала его работу «Руненталь у Або» за $700 тыс. А «Петербургский антиквар» представил сразу два пейзажа Лагорио, висевших друг напротив друга. «Горную реку» оценили в $1,2 млн, а «Корабль «Святая княгиня Ольга» у берегов Крыма» продавался за $1,1 млн.

В целом хорошие русские работы — дефицит на рынке. Отчасти его может восполнить русская графика, которой пока много. Качественная и недорогая — ее покупают начинающие коллекционеры, не готовые тратить большие суммы.

Работу Ивана Шишкина «Муравейник в сосновом бору» антикварный салон «Серебряный ряд» предлагал за $1,5 млн. Галерея «Старые годы» продавала «Пейзаж с путником» Исаака Левитана за $450 тыс. Работу Коровина «Портрет Н.И. Комаровской» стоимостью около 520 тыс. евро галерея «На Ленивке» показывала, но не продавала. Зато за «Портрет Н.Н. Евреинова» кисти Репина просила 260 тыс. евро.

Иностранцы на салоне были довольно дороги: за картину «У зубного врача» голландского живописца Луки ван Лейдена просили 500 тыс. евро. Но спрос на иностранцев был невелик. Громких имен было мало. Таким образом, не найдя ничего на салоне, российские коллекционеры, скорее всего, потянутся на Запад.

Значит, Christie’s не зря приезжал.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».