24 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "ИСКУССТВО ВОРОВАТЬ"

Архивная публикация 2010 года: "ИСКУССТВО ВОРОВАТЬ"

Милицейская статистика фиксирует рост количества коррупционных преступлений в крупном и особо крупном размере. Президент вынужден признать отсутствие значимых успехов на этом направлении. На минувшей неделе в Кремле состоялся совет законодателей. Главной его темой стала борьба с коррупцией. Увы, похвастаться власти здесь нечем. Выступивший на совете президент Дмитрий Медведев заявил, что "состоянием борьбы с коррупцией недоволен никто". Глава государства также признал, что никаких значимых успехов в этом направлении отметить не может.
Если 90-е годы многие считают временем засилья олигархов и криминала, то 2000-е по праву можно назвать эпохой господства бюрократии. А тот, кто находится у руля, всегда стремится "конвертировать" свои властные полномочия в ощутимые материальные выгоды. В российских условиях это находит свое выражение в небывалом расцвете коррупции. Российское чиновничество, давно уже превратившееся в особый класс, обложило общество негласным коррупционным налогом, плательщиками которого в конечном счете становятся все граждане. И смысл его, как и любого налога, в перераспределении национального дохода в пользу определенной группы людей, в данном случае - бюрократии. Время от времени на верхних этажах власти раздаются призывы к реформированию чиновного аппарата. Так, недавно президент предложил сократить число чиновников в стране на 20%. Но это едва ли поможет решить главную проблему - проблему коррупции.

Милицейская статистика фиксирует рост количества коррупционных преступлений в крупном и особо крупном размере. Президент вынужден признать отсутствие значимых успехов на этом направлении. На минувшей неделе в Кремле состоялся совет законодателей. Главной его темой стала борьба с коррупцией. Увы, похвастаться власти здесь нечем. Выступивший на совете президент Дмитрий Медведев заявил, что "состоянием борьбы с коррупцией недоволен никто". Глава государства также признал, что никаких значимых успехов в этом направлении отметить не может.
Если 90-е годы многие считают временем засилья олигархов и криминала, то 2000-е по праву можно назвать эпохой господства бюрократии. А тот, кто находится у руля, всегда стремится "конвертировать" свои властные полномочия в ощутимые материальные выгоды. В российских условиях это находит свое выражение в небывалом расцвете коррупции. Российское чиновничество, давно уже превратившееся в особый класс, обложило общество негласным коррупционным налогом, плательщиками которого в конечном счете становятся все граждане. И смысл его, как и любого налога, в перераспределении национального дохода в пользу определенной группы людей, в данном случае - бюрократии. Время от времени на верхних этажах власти раздаются призывы к реформированию чиновного аппарата. Так, недавно президент предложил сократить число чиновников в стране на 20%. Но это едва ли поможет решить главную проблему - проблему коррупции.

ЭТО СЛАДКОЕ СЛОВО "ВЗЯТКА"

©

Комментируя состояние коррупции в России, заместитель начальника Оперативно-розыскного бюро №3 (специализированного подразделения по борьбе с коррупцией в органах государственной власти) МВД России Александр Хазин отметил, что дача и получение взятки остаются базовыми элементами в структуре любых коррупционных преступлений. По данным департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России, в последнее время наблюдается рост преступлений против госслужбы, совершенных организованными коррупционными группами в крупном и особо крупном размере. За этими формулировками скрываются преступления, совершенные высокопоставленным должностным лицом при решении существенного вопроса и причинившие значительный материальный ущерб государству и гражданам. Увеличилось и число высокопоставленных чиновников, привлеченных к уголовной ответственности за подобные деяния. Всего же в 2009 году зарегистрировано около 47 тыс. преступлений коррупционной направленности!
Если выстраивать рейтинг наиболее коррумпированных структур госуправления, то однозначным лидером будет власть исполнительная, а наибольших "успехов" на этом поприще добились представители региональных органов и местного самоуправления. Так, в пяти субъектах Федерации за прошлый год к уголовной ответственности были привлечены заместители губернаторов. Причем в Курганской области под следствием оказались сразу два вице-губернатора. Анатолия Бондарева обвиняют в неэффективном расходовании бюджетных денег, выделенных на целевые программы, а его коллегу Дмитрия Бектимирова - в хищении средств бюджета и средств ГУП "Курганфармация". Ущерб от деятельности этого тандема превысил 19 млн рублей.
Если говорить, к примеру, о Москве, то наиболее "взяткоемкими" являются структуры городского правительства, префектуры, управы. Наиболее распространенное преступление - все та же взятка. Типичный пример: при получении 140 тыс. рублей в апреле прошлого года задержаны глава управы Можайского района Москвы Татьяна Тобольская, ее заместитель Ирина Воронкина и начальник отдела потребительского рынка Людмила Удалая. За вознаграждение чиновницы обещали закрыть глаза на незаконно установленные торговые павильоны.
Впрочем, на взятках попадаются не только региональные чиновники, но и высокопоставленные работники федеральных министерств и ведомств. Например, замдиректора департамента МИД России Александр Гусев был задержан при получении 200 тыс. рублей за содействие в получении подряда на проведение Дней России в Латинской Америке. На прошлой неделе Пресненский суд Москвы приговорил Гусева к трем годам лишения свободы условно. Намного дороже - в $200 тыс. - оценил уже принятое решение о разрешении на лов руководитель Сахалино-Курильского управления Федерального агентства по рыболовству Олег Бенденко. Обоим предъявлены обвинения в получении взятки.
Одной из наиболее подверженных коррупции сфер являются земельные отношения. Особенно это касается таких популярных регионов, как Московская область. Стоимость земли, а значит, и стоимость коррупционных услуг по ее приобретению достигают здесь максимальных значений. По словам Александра Хазина, на поприще земельного бизнеса наибольших "достижений" добились органы местного самоуправления. В их ведении находится такой механизм распределения земли, как проведение торгов, аукционов и сходов местных жителей.
Например, более 10 млн рублей вымогали у руководителя коммерческого предприятия глава Зарайского района Подмосковья Андрей Евланов и его супруга Валентина, которая являлась депутатом представительного органа того же района. Предприниматель собирался оформить в собственность земли, находившиеся в аренде. По настоянию главы района между предпринимателем и крестьянско-фермерским хозяйством, принадлежащим его супруге (ИП "КФХ Евлановой"), был заключен фиктивный договор займа на сумму взятки. Предполагалось, что деньги пойдут на приобретение техники для "КФХ Евлановой". Супругам предъявлены обвинения во взяточничестве и в пособничестве в получении взятки.
В тесном коррупционном сотрудничестве с местным самоуправлением работают и региональные органы исполнительной власти. В их ведении находится такой коррупционноемкий механизм, как изменение статуса земель, перевод их из категории сельскохозяйственной в категорию земель для жилищного строительства. В большей или меньшей степени земельные отношения коррумпированы практически повсеместно, а стоимость взяток доходит до 30% от рыночной стоимости земли.

ВЗЯТЬ И НЕ ЗАМАЗАТЬСЯ
Момент передачи взятки - самое слабое звено в коррупционной цепочке. Здесь чиновников легче всего схватить за руку. Так, замглавы Калязинского района Тверской области Ольга Завьялова попросила 2 млн рублей за оформление результатов ранее состоявшегося конкурса по продаже земельного участка. Взятку Завьялова приняла прямо в своем служебном кабинете, где и была задержана. Впрочем, надо признать, что это - вчерашний день российского мздоимства.
Дабы "не прикасаться к презренному металлу", чиновники создают различные схемы, призванные замаскировать коррупционные связи. Для передачи взяток чиновникам используются всевозможные внебюджетные и благотворительные фонды и подставные фирмы. Взятки могут, например, перечисляться в качестве взноса в "Фонд благополучия N-ского района", а оттуда под видом размещения социального заказа переправляться в фирму "Рога и копыта", принадлежащую чиновнику или его родственникам и доверенным лицам.
Так, в 2009 году за получение взятки в 11 млн рублей была задержана замглавы Серпуховского района Московской области Елена Базанова. По версии следствия, эти деньги являлись вознаграждением за выделение земельного участка в районе города Оболенска. При этом по требованию чиновницы деньги в целях конспирации переводились частями: один перевод (5,3 млн рублей) на счет районной администрации в качестве "благотворительного взноса", другой (5,7 млн рублей) - на счет подконтрольного Базановой коммерческого предприятия. Позже, в ходе расследования, вскрылись еще два аналогичных эпизода на общую сумму 8 млн рублей.
В июне этого года за получение взяток в общей сложности на 38 млн рублей сотрудники ОРБ №3 задержали участников коррупционной группы под руководством замглавы Губкинского муниципального округа Белгородской области Сергея Гаркушова. Муниципальный чиновник специализировался на выделении земельных участков. Он выстроил вокруг себя целую сеть посредников из числа местных предпринимателей. Взятки принимались только наличными и многократно передавались из рук в руки. Долгое время оперативникам не удавалось проследить всю цепочку вплоть до основного получателя.
{PAGE}
Впрочем, при росте средних сумм взяток платить их наличными становится все менее удобно. Сегодня нередки случаи, когда вознаграждение чиновнику перечисляется в безналичной форме. К примеру, если речь идет о тендере на размещение госзаказа, то деньги чиновнику, как правило, переводятся ("откатываются") из той же суммы, что выделена на госзаказ. Но безналичную взятку надо обналичить, причем так, чтобы деньги не "потерялись" на какой-нибудь обнальной площадке, а дошли по назначению. Для этого создаются собственные структуры для обналичивания. Яркий тому пример - недавнее расследование сотрудников ДЭБ МВД в Департаменте городского заказа и капитального строительства Москвы. В ходе расследования была выявлена коррупционная структура, куда помимо зампреда городской аукционной комиссии Сергея Татинцяна входил замруководителя департамента федерального Министерства спорта, туризма и молодежной политики Дмитрий Витютнев. Эта структура имела свою обособленную обнальную площадку, которая работала исключительно на легализацию откатов при распределении городского заказа. Сейчас это дело расследуется, и буквально на прошлой неделе милиционеры выявили еще 19 эпизодов с получением взяток на общую сумму 50 млн рублей. У этой истории большой следственный потенциал, ведь менее чем за год через этот "теневой департамент" прошло более 8 млрд рублей!

"ЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ"
Обладая столь мощным финансовым ресурсом, коррупционеры стараются защитить себя от возможного разоблачения и уголовного преследования. С этой целью они начинают выстраивать вокруг себя так называемые зоны безопасности. По словам нашего источника в правоохранительных органах, в такие "зоны" входят ближайшие коллеги коррумпированного чиновника, осведомленные о характере его деятельности и финансово заинтересованные в ней, и, как правило, сотрудники правоохранительных органов региона, которые получают за свое содействие ежемесячное содержание. В результате местные милиционеры не в состоянии преодолеть противодействие своих же коллег и вынуждены обращаться за помощью в федеральные подразделения. Чем выше уровень чиновника, тем шире его зона безопасности: в нее могут входить десятки человек из самых разных структур, включая правоохранительные.
Формируются коррупционные структуры по-разному. Иногда на руководящую должность назначается человек, который изначально нацелен на "извлечение прибыли" с использованием своего служебного положения. Он набирает людей и выстраивает работу в соответствии со своими планами. Бывает и так, что человек и хотел бы работать честно, но в силу сложившихся условий становится на путь преступления. В любом случае результат один - чиновник, занявший руководящую должность, создает под собой вертикально интегрированную коррупционную структуру.
В тех случаях, когда коррупционные отношения целиком пронизывают орган управления, коррупция начинает создавать угрозу внутренней безопасности государства. Так, в начале этого года сотрудники ДЭБ МВД раскрыли деятельность вертикально интегрированной коррупционной группы, состоявшей из руководителей и сотрудников УФНС по Республике Тува. Организатором этой группы оказался не кто иной, как руководитель республиканского фискального органа Дмитрий Кастырин. Его люди поставили на поток схему незаконного возмещения НДС и регулярно получали за это финансовую благодарность от участников экономической деятельности. Москвич Кастырин назначил на должности руководителей межрайонных инспекций своих доверенных людей, выходцев из налоговых органов Москвы и Московской области. Сам он занимался приемом заказов на налоговый вычет и распределением полученных взяток. Как рассказал Александр Хазин, чиновник был арестован за получение крупной взятки за возмещение НДС на 350 млн рублей в интересах компании "Альянс Тува". Кроме того, по словам представителей следствия, бывшие подчиненные Дмитрия Кастырина показали на допросах, что их руководитель от имени "Альянса Тува" предложил $100 тыс. начальнику управления по налоговым преступлениям МВД Тувы Дмитрию Умнову за то, чтобы тот закрыл глаза на операции фирмы. Высокопоставленный милиционер успел получить лишь $5 тыс. и был задержан. Примечательно, что незадолго до задержания тувинских налоговиков Кастырин был назначен исполняющим обязанности руководителя УФНС по Республике Мордовия и уже начал готовить кадровые решения. Возможно, для выстраивания аналогичной схемы на новом месте работы.

СТРЕСС-ТЕСТ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ
Как свидетельствует милицейская статистика, борьба с коррупцией идет на всех фронтах, и небезуспешно. В 2009 году преимущественно силами подразделений экономической безопасности МВД выявлено свыше 47 тыс. коррупционных преступлений, из которых свыше 43 тыс. было совершено в сфере госслужбы. К уголовной ответственности за эти преступления привлечены почти 15 тыс. должностных лиц, а ведь это численность чиновничьего аппарата крупного субъекта Федерации или целого федерального ведомства. В этом году цифры еще выше. За полгода выявлено уже 28 тыс. коррупционных преступлений, и в девяти случаях из десяти их совершили чиновники. К уголовной ответственности привлечены почти 8 тыс. должностных лиц. И хотя президент отметил, что определенные результаты есть и "правоохранительные органы активизировали свою деятельность", кардинального перелома в борьбе с коррупцией достичь не удается. В таких условиях сокращение чиновничьего аппарата, скорее всего, не отразится на уровне мздоимства, с его помощью можно добиться лишь некоторой экономии бюджетных средств, но коррупционный налог при этом не сократится.
В любом случае, по мнению экспертов, эффективно бороться с коррупцией можно, лишь сделав наказание неотвратимым. То есть чиновник, обладающий роскошным особняком, дорогим "мерседесом" и "ролексом", должен знать, что к нему обязательно придут и спросят, откуда добро. Для многих такой каждодневный стресс станет весомым аргументом в пользу отказа от преступления.

РОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
Коммунист Александр Куликов внес в Госдуму законопроект, расширяющий круг родственников госслужащих, которые должны будут ежегодно отчитываться о своих доходах и имуществе. Напомним, что сейчас чиновник подает декларацию лишь о том, что заработал и чем владеет он сам, а также его супруга и несовершеннолетний ребенок. Теперь к ним предлагается добавить родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, совершеннолетних детей.
В думском комитете по конституционному законодательству и госстроительству с депутатом согласились, что список подотчетных родственников нужно расширять, но одна эта мера эффекта не даст. "Нужно, чтобы чиновник объяснил, откуда у его брата - рядового шофера вдруг появились три дачи, - считает депутат Александр Москалец. - Если чиновник объяснить не сможет, тогда это должно стать сигналом для его работодателей и для правоохранительных органов".

КАК НАКАЗЫВАТЬ?
Выступая 14 июля на совете законодателей, президент Дмитрий Медведев предложил парламентариям вновь обсудить идею о введении кратного штрафа за коррупционные преступления. "Это будет суровое наказание, которое может исчисляться десятками, сотнями миллионов рублей, которые потом придется выплачивать довольно долго, - заявил глава государства. - Даже если лицо останется на свободе, материально оно пострадает".
В минувшую среду спикер Совета Федерации Сергей Миронов предложил свой способ борьбы с коррупцией. Он выступил с инициативой применять такую меру наказания, как конфискация имущества, причем не только к самим коррупционерам, но и к их родственникам. По мнению Сергея Миронова, в случае появления такой нормы в стране "резко стабилизировалась бы ситуация, и это была бы круговая порука наоборот, когда коррупционер и его семья несут общую ответственность". Напомним, еще в 2005 году глава МВД Рашид Нургалиев говорил о необходимости восстановления конфискации, которая, по его словам, "необходима как дополнительная мера наказания за тяжкие наркопреступления, организацию преступного сообщества и совершение террористического акта".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».