16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Исправленному верить"

Архивная публикация 2002 года: "Исправленному верить"

Вина силовиков в захвате террористами заложников в Москве столь же очевидна, как и профессионализм проведенной ими операции по освобождению людей.Главным событием недели журналисты назвали операцию по освобождению заложников из театрального центра на Дубровке. По предварительным данным, использованный спецслужбами при штурме усыпляющий газ убил 120 человек из более чем семисот находившихся в здании. Несколько десятков террористов, в том числе и руководивший ими Бараев, были уничтожены. Живыми взяты двое бандитов. Спецслужбами в Москве разыскиваются те, кто имел непосредственное отношение к организации теракта.
Большинство оценщиков согласны с тем, что спасение заложников в данной ситуации можно приравнять к чуду. Журналисты по-прежнему полагают, что вина за случившееся лежит на главе ФСБ Николае Патрушеве, чьи службы не отследили готовящийся теракт. Однако все сошлись на том, что лишь благодаря профессионализму спецназа и, в частности, группы "Альфа" здание театрального центра не было взорвано и не стало братской могилой для сотен людей. Не имея более детальной информации, журналисты затруднились оценить роль в проведенной операции по освобождению заложников Министерства внутренних дел, возглавляемого Борисом Грызловым. Но именно по причине того, что все удалось, оценщики посчитали, что МВД РФ со своей задачей справилось.
Главные же политические девиденды, считают опрошенные, достались президенту РФ Владимиру Путину. Любой неверный шаг президента, как с самого начала отмечали журналисты, грозил ему политической смертью. Неудавшийся штурм театрального центра стал бы символом беспомощности администрации Путина. Принятие условий бандитов свидетельствовало бы о том же самом. Победный же штурм здания, полагают опрошенные, в какой-то степени даже компенсирует отсутствие результатов явно пробуксовывающей антитеррористической операции в Чечне. Грамотно воспользовавшись ситуацией, что называется по горячим следам, Путину удалось полностью дискредитировать президента Ичкерии Аслана Масхадова, чья легитимность до сих пор признавалась мировым сообществом и была поводом говорить о реальной возможности переговоров с Чечней. Доказывая причастность к теракту в Москве Масхадова, российские власти настояли на том, чтобы его представитель Ахмед Закаев был арестован в Дании, куда тот приехал для участия во Всемирном чеченском конгрессе. По информации журналистов, посол США в России Александр Вершбоу уже заявил о кардинальном изменении отношения американского руководства к личности Масхадова.
По сведениям журналистов, с самого начала штурм был признан единственной возможностью разрешения ситуации. Из чего следует, что переговоры, которые велись с террористами, предпринимались лишь для затягивания времени, которое было необходимо военным для подготовки и освобождения до штурма максимально возможного числа заложников. Среди тех, кто ходил в здание театрального центра разговаривать с бандитами, были депутаты Государственной думы РФ и журналисты. Однако благодарности президента РФ за участие в работе по освобождению заложников удостоился лишь лидер "Яблока" Григорий Явлинский. Президент объяснил свой выбор тем, что Явлинский сыграл положительную роль в разрешении ситуации и при этом, в отличие от многих других, не делал из этого своего личного пиара.
Опрошенные не исключают, что под "многими другими" президент мог иметь в виду и лидера СПС Бориса Немцова, который достаточно часто выступал в эти дни с разного рода заявлениями. Некоторые из журналистов обратили внимание на то, что, заявив о намерении вести переговоры с террористами, Немцов так и не дошел до театрального центра. Ни в коем случае не ставя в вину Немцову по-человечески понятную нерешительность, оценщики все же считают, что инициировать создание в Госдуме комиссии по расследованию причин теракта в Москве было уже лишним. Хотя бы потому, что, как наверняка известно самому Немцову, ни одна из созданных до сих пор парламентских комиссий по разного рода чрезвычайным ситуациям ничего толком до сих пор не нарасследовала. Как бы там ни было, но депутаты не поддержали предложение лидера правых, проголосовав за альтернативный проект -- о поддержке позиции президента Путина.
Очень много, отмечают опрошенные, на неделе говорилось о роли СМИ в происходящем и о манере подачи ими информации. По мнению оценщиков, присутствие самоцензуры особенно было заметно на телевидении. Однако сама чрезвычайность ситуации заставляла телеканалы скользить к той грани, за которой вступают в силу закон о СМИ и оговоренные в нем штрафные санкции вплоть до лишения лицензии. В качестве явных просчетов опрошенные вспоминают интервью с продюсером мюзикла "Норд-Ост" Александром Цекало, который сообщил в прямом эфире, что только что нарисовал военным план здания театрального центра, попытку связаться с террористами по телефону через заложников и демонстрацию перемещения спецназа. Тем не менее ситуация явно контролировалась, чему, безусловно, поспособствовали превентивные "удары", нанесенные Минпечатью. Ведомство Михаила Лесина, что называется, без упреждения отключило от эфира телеканал "Московия" и пригрозило теми же последствиями радиостанции "Эхо Москвы".
Удовлетворительной счел работу СМИ в дни трагических событий помощник президента РФ Сергей Ястржембский, которому, как считают оценщики, было поручено пропагандистское обеспечение как самой акции освобождения заложников, так и ее последствий. Понятно, что самой тяжелой является вторая часть, связанная с последствиями. Процесс отрезвления сознания людей после эйфории, связанной с победным штурмом, был явно усложнен бесконечными спорами о составе газа и о возможности избежать массового отравления. Это как раз тот самый случай, когда все пропагандистские мощности должны работать на то, чтобы ощущение победы в обществе не растаяло как дым, уступив место подозрениям в бесчеловечности властей. По мнению оценщиков, помощник президента эту ситуацию не контролировал, что можно расценить как его прокол.
На фоне этих событий практически незаметно прошел второй тур президентских выборов в Калмыкии, которые начинались как один из самых громких скандалов, связанных с российскими выборами. Во второй тур вышли действующий президент Кирсан Илюмжинов и зампред Банка высоких технологий Баатр Шоджиев. Победил Илюмжинов, набрав 58% голосов. Однако сам факт, что в Калмыкии президентские выборы прошли в два тура, да и то, что соперник Илюмжинова умудрился собрать 38% голосов, свидетельствует, по мнению журналистов, о том, что в выборах активно участвовал федеральный центр. Вплоть до второго тура Шоджиев был убежден, что его активно поддерживают в кремлевской администрации. В результате -- исход второго тура никто из опрошенных не мог назвать очевидным. Тем не менее Илюмжинов победил, и произошло это, как считают оценщики, благодаря определенному компромиссу, на который был вынужден пойти президент Калмыкии. Суть его договоренностей с Кремлем, не исключают опрошенные, проявится в ближайшее время, после того как Илюмжинов закончит глобальную кадровую чистку, которую он предпринял сразу же после подведения итогов выборов.
Наиболее интересным на неделе, по мнению опрошенных, могут стать результаты переговоров с ВТО о вступлении России в эту организацию, которые ведет замминистра экономического развития Максим Медведков.
Набрали очки

1. Президент РФ Владимир Путин -- плюс 1,0
2. Директор Федеральной службы безопасности Николай Патрушев -- плюс 0,8
3. Министр внутренних дел РФ Борис Грызлов -- плюс 0,7
4. Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов -- плюс 0,6
5. Депутат Государственной думы РФ Григорий Явлинский -- плюс 0,5
6. Министр печати РФ Михаил Лесин -- плюс 0,4
Потеряли очки

1. Депутат Государственной думы РФ Борис Немцов -- минус 0,6
2. Помощник президента РФ Сергей Ястржембский -- минус 0,4

Рейтинг "удачников" и "неудачников" политической недели составлен на основе оценок, выставленных политикам журналистами российских изданий и обработанных по следующей методике. Каждый опрошенный называет по три политика со знаком "плюс" и столько же -- со знаком "минус". В соответствии с числом упоминаний в том или ином списке политикам начисляются очки, которые затем делятся на коэффициент, равный числу оценщиков. Всего были упомянуты 8 человек.
Политиков оценивали: Александр Гамов, обозреватель отдела политики газеты "Комсомольская правда"; Виктор Бондарев, политический обозреватель журнала "Родина"; Рафаэль Гусейнов, зам. главного редактора газеты "Труд"; Дмитрий Камышев, обозреватель отдела политики газеты "КоммерсантЪ"; Александр Садчиков, обозреватель отдела политики газеты "Известия"; Петр Акопов, обозреватель журнала "Новая модель"; Николай Зятьков, главный редактор еженедельника "Аргументы и факты"; Глеб Черкасов, главный редактор журнала "Политбюро"; Валерий Хомяков, директор Агентства прикладной и региональной политики; Кирилл Коктыш, член совета Ассамблеи политических экспертов и консультантов.

Вина силовиков в захвате террористами заложников в Москве столь же очевидна, как и профессионализм проведенной ими операции по освобождению людей.Главным событием недели журналисты назвали операцию по освобождению заложников из театрального центра на Дубровке. По предварительным данным, использованный спецслужбами при штурме усыпляющий газ убил 120 человек из более чем семисот находившихся в здании. Несколько десятков террористов, в том числе и руководивший ими Бараев, были уничтожены. Живыми взяты двое бандитов. Спецслужбами в Москве разыскиваются те, кто имел непосредственное отношение к организации теракта.

Большинство оценщиков согласны с тем, что спасение заложников в данной ситуации можно приравнять к чуду. Журналисты по-прежнему полагают, что вина за случившееся лежит на главе ФСБ Николае Патрушеве, чьи службы не отследили готовящийся теракт. Однако все сошлись на том, что лишь благодаря профессионализму спецназа и, в частности, группы "Альфа" здание театрального центра не было взорвано и не стало братской могилой для сотен людей. Не имея более детальной информации, журналисты затруднились оценить роль в проведенной операции по освобождению заложников Министерства внутренних дел, возглавляемого Борисом Грызловым. Но именно по причине того, что все удалось, оценщики посчитали, что МВД РФ со своей задачей справилось.

Главные же политические девиденды, считают опрошенные, достались президенту РФ Владимиру Путину. Любой неверный шаг президента, как с самого начала отмечали журналисты, грозил ему политической смертью. Неудавшийся штурм театрального центра стал бы символом беспомощности администрации Путина. Принятие условий бандитов свидетельствовало бы о том же самом. Победный же штурм здания, полагают опрошенные, в какой-то степени даже компенсирует отсутствие результатов явно пробуксовывающей антитеррористической операции в Чечне. Грамотно воспользовавшись ситуацией, что называется по горячим следам, Путину удалось полностью дискредитировать президента Ичкерии Аслана Масхадова, чья легитимность до сих пор признавалась мировым сообществом и была поводом говорить о реальной возможности переговоров с Чечней. Доказывая причастность к теракту в Москве Масхадова, российские власти настояли на том, чтобы его представитель Ахмед Закаев был арестован в Дании, куда тот приехал для участия во Всемирном чеченском конгрессе. По информации журналистов, посол США в России Александр Вершбоу уже заявил о кардинальном изменении отношения американского руководства к личности Масхадова.

По сведениям журналистов, с самого начала штурм был признан единственной возможностью разрешения ситуации. Из чего следует, что переговоры, которые велись с террористами, предпринимались лишь для затягивания времени, которое было необходимо военным для подготовки и освобождения до штурма максимально возможного числа заложников. Среди тех, кто ходил в здание театрального центра разговаривать с бандитами, были депутаты Государственной думы РФ и журналисты. Однако благодарности президента РФ за участие в работе по освобождению заложников удостоился лишь лидер "Яблока" Григорий Явлинский. Президент объяснил свой выбор тем, что Явлинский сыграл положительную роль в разрешении ситуации и при этом, в отличие от многих других, не делал из этого своего личного пиара.

Опрошенные не исключают, что под "многими другими" президент мог иметь в виду и лидера СПС Бориса Немцова, который достаточно часто выступал в эти дни с разного рода заявлениями. Некоторые из журналистов обратили внимание на то, что, заявив о намерении вести переговоры с террористами, Немцов так и не дошел до театрального центра. Ни в коем случае не ставя в вину Немцову по-человечески понятную нерешительность, оценщики все же считают, что инициировать создание в Госдуме комиссии по расследованию причин теракта в Москве было уже лишним. Хотя бы потому, что, как наверняка известно самому Немцову, ни одна из созданных до сих пор парламентских комиссий по разного рода чрезвычайным ситуациям ничего толком до сих пор не нарасследовала. Как бы там ни было, но депутаты не поддержали предложение лидера правых, проголосовав за альтернативный проект -- о поддержке позиции президента Путина.

Очень много, отмечают опрошенные, на неделе говорилось о роли СМИ в происходящем и о манере подачи ими информации. По мнению оценщиков, присутствие самоцензуры особенно было заметно на телевидении. Однако сама чрезвычайность ситуации заставляла телеканалы скользить к той грани, за которой вступают в силу закон о СМИ и оговоренные в нем штрафные санкции вплоть до лишения лицензии. В качестве явных просчетов опрошенные вспоминают интервью с продюсером мюзикла "Норд-Ост" Александром Цекало, который сообщил в прямом эфире, что только что нарисовал военным план здания театрального центра, попытку связаться с террористами по телефону через заложников и демонстрацию перемещения спецназа. Тем не менее ситуация явно контролировалась, чему, безусловно, поспособствовали превентивные "удары", нанесенные Минпечатью. Ведомство Михаила Лесина, что называется, без упреждения отключило от эфира телеканал "Московия" и пригрозило теми же последствиями радиостанции "Эхо Москвы".

Удовлетворительной счел работу СМИ в дни трагических событий помощник президента РФ Сергей Ястржембский, которому, как считают оценщики, было поручено пропагандистское обеспечение как самой акции освобождения заложников, так и ее последствий. Понятно, что самой тяжелой является вторая часть, связанная с последствиями. Процесс отрезвления сознания людей после эйфории, связанной с победным штурмом, был явно усложнен бесконечными спорами о составе газа и о возможности избежать массового отравления. Это как раз тот самый случай, когда все пропагандистские мощности должны работать на то, чтобы ощущение победы в обществе не растаяло как дым, уступив место подозрениям в бесчеловечности властей. По мнению оценщиков, помощник президента эту ситуацию не контролировал, что можно расценить как его прокол.

На фоне этих событий практически незаметно прошел второй тур президентских выборов в Калмыкии, которые начинались как один из самых громких скандалов, связанных с российскими выборами. Во второй тур вышли действующий президент Кирсан Илюмжинов и зампред Банка высоких технологий Баатр Шоджиев. Победил Илюмжинов, набрав 58% голосов. Однако сам факт, что в Калмыкии президентские выборы прошли в два тура, да и то, что соперник Илюмжинова умудрился собрать 38% голосов, свидетельствует, по мнению журналистов, о том, что в выборах активно участвовал федеральный центр. Вплоть до второго тура Шоджиев был убежден, что его активно поддерживают в кремлевской администрации. В результате -- исход второго тура никто из опрошенных не мог назвать очевидным. Тем не менее Илюмжинов победил, и произошло это, как считают оценщики, благодаря определенному компромиссу, на который был вынужден пойти президент Калмыкии. Суть его договоренностей с Кремлем, не исключают опрошенные, проявится в ближайшее время, после того как Илюмжинов закончит глобальную кадровую чистку, которую он предпринял сразу же после подведения итогов выборов.

Наиболее интересным на неделе, по мнению опрошенных, могут стать результаты переговоров с ВТО о вступлении России в эту организацию, которые ведет замминистра экономического развития Максим Медведков.

Набрали очки


1. Президент РФ Владимир Путин -- плюс 1,0

2. Директор Федеральной службы безопасности Николай Патрушев -- плюс 0,8

3. Министр внутренних дел РФ Борис Грызлов -- плюс 0,7

4. Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов -- плюс 0,6

5. Депутат Государственной думы РФ Григорий Явлинский -- плюс 0,5

6. Министр печати РФ Михаил Лесин -- плюс 0,4

Потеряли очки


1. Депутат Государственной думы РФ Борис Немцов -- минус 0,6

2. Помощник президента РФ Сергей Ястржембский -- минус 0,4


Рейтинг "удачников" и "неудачников" политической недели составлен на основе оценок, выставленных политикам журналистами российских изданий и обработанных по следующей методике. Каждый опрошенный называет по три политика со знаком "плюс" и столько же -- со знаком "минус". В соответствии с числом упоминаний в том или ином списке политикам начисляются очки, которые затем делятся на коэффициент, равный числу оценщиков. Всего были упомянуты 8 человек.

Политиков оценивали: Александр Гамов, обозреватель отдела политики газеты "Комсомольская правда"; Виктор Бондарев, политический обозреватель журнала "Родина"; Рафаэль Гусейнов, зам. главного редактора газеты "Труд"; Дмитрий Камышев, обозреватель отдела политики газеты "КоммерсантЪ"; Александр Садчиков, обозреватель отдела политики газеты "Известия"; Петр Акопов, обозреватель журнала "Новая модель"; Николай Зятьков, главный редактор еженедельника "Аргументы и факты"; Глеб Черкасов, главный редактор журнала "Политбюро"; Валерий Хомяков, директор Агентства прикладной и региональной политики; Кирилл Коктыш, член совета Ассамблеи политических экспертов и консультантов.

ВЕРОНИКА ЗЛОТНИЦКАЯ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».