18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "Исследование древнерусской предвзятости"

Архивная публикация 2009 года: "Исследование древнерусской предвзятости"

Издательство «Квадрига» в серии «Исторические исследования» выпустило в свет книгу заместителя главного редактора журнала «Профиль» Владимира Рудакова «Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII — XV веков». «Изучать русскую средневековую историю уж точно не менее увлекательное занятие, чем анализировать современные политические процессы», — признается автор монографии — многолетний политический обозреватель журнала.
Ордынское нашествие, несомненно, рубежный момент русской истории и хотя бы поэтому достойно внимания. «Однако в этой работе я попытался реконструировать не сами по себе события прошлого, — говорит историк, — а то, каким образом люди того времени воспринимали окружающую их действительность и в первую очередь монголо-татар — поначалу чужой, враждебный им этнос, который тем не менее постепенно стал становиться для них в каком-то смысле своим». Ведь отношение жителей средневековой Руси к «не своим» народам, образы «чужих» составляли немалую часть общей картины мира человека того времени. Понятно, что особое место среди прочих «чужих», к которым было приковано внимание древнерусских книжников, несомненно, занимали монголо-татары.
«В социологическом смысле это, если угодно, исследование древнерусской предвзятости, — говорит Владимир Рудаков. — Ведь приписывание «воспринимаемому» этносу несвойственных ему черт или гиперболизация реально существующих особенностей его поведения и сегодня дело обычное: это связано с процессом самоидентификации «воспринимающего» этноса». «Обязательное привнесение ценностных критериев делает восприятие одного этноса другим эмоционально окрашенным, предвзятым, — уверен историк, — и в таком смысле это — один из необходимых элементов национальной рефлексии».
«В рамках исследования выяснилось, что представления книжников той эпохи о монголо-татарах вовсе не были застывшими, сформировавшимися раз и навсегда», — говорит Владимир Рудаков. Судя по всему, восприятие ордынцев русскими людьми, жившими в XIII веке и на себе испытавшими ужасы нашествия, существенно отличалось от того отношения к монголо-татарам, которое формировалось у жителей русских княжеств в XIV и особенно в XV веках. «Да и само представление о том, что борьба с татарами возможна, более того, необходима, возникло не сразу, — полагает автор книги. — Это, кстати, явилось одной из причин того, что само «ордынское иго», о котором мы все знаем со школьной скамьи, существовало на Руси столь продолжительное время».
Ведь многим древнерусским авторам середины XIII — XIV веков было свойственно отношение к татарам как к «нечистому» народу, приход которого был вызван «гневом Господним» «за грехи» и должен был знаменовать собой наступление давно ожидаемого «конца света». «Как можно сопротивляться Божьей каре?» — именно так полагало преобладающее большинство писателей того времени. В итоге в литературе того времени, а значит, и в обществе господствовала идея о невозможности и бесперспективности сопротивления «поганым». В этом контексте власть ордынских ханов на Руси представлялась вполне легитимной, «Богом установленной». Какое-либо сопротивление ей, оспаривание ее законности даже не обсуждалось в древнерусской литературе того времени.
Рубежом в переосмыслении феномена монголо-татарских завоеваний стала Куликовская битва 1380 года. С этого времени монголо-татары воспринимаются главным образом как «гонители» православной веры, «безбожные» разорители христианства, чьи действия не имеют никакого отношения к общему замыслу Творца. В рамках изменившихся представлений о монголо-татарах формируется новый взгляд на возможности борьбы с «погаными». Меняется и идеал человека: на место «нового Иова», смирением и покаянием пытающегося искупить грехи, приходит защитник «Русской земли», борец за торжество православия, активно противостоящий стремлению «нечестивых» разорить христианскую веру. Именно в этот период начинает формироваться новая идеология Русского государства, опирающаяся на идеи о мессианском предназначении Руси и богоизбранности великокняжеской власти.

Издательство «Квадрига» в серии «Исторические исследования» выпустило в свет книгу заместителя главного редактора журнала «Профиль» Владимира Рудакова «Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII — XV веков». «Изучать русскую средневековую историю уж точно не менее увлекательное занятие, чем анализировать современные политические процессы», — признается автор монографии — многолетний политический обозреватель журнала.
Ордынское нашествие, несомненно, рубежный момент русской истории и хотя бы поэтому достойно внимания. «Однако в этой работе я попытался реконструировать не сами по себе события прошлого, — говорит историк, — а то, каким образом люди того времени воспринимали окружающую их действительность и в первую очередь монголо-татар — поначалу чужой, враждебный им этнос, который тем не менее постепенно стал становиться для них в каком-то смысле своим». Ведь отношение жителей средневековой Руси к «не своим» народам, образы «чужих» составляли немалую часть общей картины мира человека того времени. Понятно, что особое место среди прочих «чужих», к которым было приковано внимание древнерусских книжников, несомненно, занимали монголо-татары.
«В социологическом смысле это, если угодно, исследование древнерусской предвзятости, — говорит Владимир Рудаков. — Ведь приписывание «воспринимаемому» этносу несвойственных ему черт или гиперболизация реально существующих особенностей его поведения и сегодня дело обычное: это связано с процессом самоидентификации «воспринимающего» этноса». «Обязательное привнесение ценностных критериев делает восприятие одного этноса другим эмоционально окрашенным, предвзятым, — уверен историк, — и в таком смысле это — один из необходимых элементов национальной рефлексии».
«В рамках исследования выяснилось, что представления книжников той эпохи о монголо-татарах вовсе не были застывшими, сформировавшимися раз и навсегда», — говорит Владимир Рудаков. Судя по всему, восприятие ордынцев русскими людьми, жившими в XIII веке и на себе испытавшими ужасы нашествия, существенно отличалось от того отношения к монголо-татарам, которое формировалось у жителей русских княжеств в XIV и особенно в XV веках. «Да и само представление о том, что борьба с татарами возможна, более того, необходима, возникло не сразу, — полагает автор книги. — Это, кстати, явилось одной из причин того, что само «ордынское иго», о котором мы все знаем со школьной скамьи, существовало на Руси столь продолжительное время».
Ведь многим древнерусским авторам середины XIII — XIV веков было свойственно отношение к татарам как к «нечистому» народу, приход которого был вызван «гневом Господним» «за грехи» и должен был знаменовать собой наступление давно ожидаемого «конца света». «Как можно сопротивляться Божьей каре?» — именно так полагало преобладающее большинство писателей того времени. В итоге в литературе того времени, а значит, и в обществе господствовала идея о невозможности и бесперспективности сопротивления «поганым». В этом контексте власть ордынских ханов на Руси представлялась вполне легитимной, «Богом установленной». Какое-либо сопротивление ей, оспаривание ее законности даже не обсуждалось в древнерусской литературе того времени.
Рубежом в переосмыслении феномена монголо-татарских завоеваний стала Куликовская битва 1380 года. С этого времени монголо-татары воспринимаются главным образом как «гонители» православной веры, «безбожные» разорители христианства, чьи действия не имеют никакого отношения к общему замыслу Творца. В рамках изменившихся представлений о монголо-татарах формируется новый взгляд на возможности борьбы с «погаными». Меняется и идеал человека: на место «нового Иова», смирением и покаянием пытающегося искупить грехи, приходит защитник «Русской земли», борец за торжество православия, активно противостоящий стремлению «нечестивых» разорить христианскую веру. Именно в этот период начинает формироваться новая идеология Русского государства, опирающаяся на идеи о мессианском предназначении Руси и богоизбранности великокняжеской власти.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».