Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Истории в деталях"

Ассортименту рынка бытовых видеокамер грозит тотальное «перевооружение»: с популяризацией формата высокой четкости (HD) главным трендом на ближайшие пару-тройку лет станет переход от стандартных разрешений к высоким.

Пока доля HD-камер в общих продажах в России символическая — всего 10%, однако вендоры уверены, что вскоре новый формат видео станет доминантным. Учитывая, что большинство новых камкодеров уже сейчас промаркировано заветным HD, в этот прогноз несложно поверить.
   

Сегодня в магазинах электроники привычные телевизоры с «толстыми и квадратными» кинескопами представлены довольно ограниченным ассортиментом. На смену им пришли плазменные и жидкокристаллические панели, которые, став доступными по цене, заняли массовый сегмент. А пару лет назад вендоры запустили очередную волну интереса к «панелькам», начав переход на картинку «высокой четкости» (HD — High Definition). Сейчас уже термины HD, Full-HD, Blu-Ray и HD-DVD прочно вошли в наш обиход. Впрочем, HD — это не просто маркетинг для повышения продаж (как в случае с мегапикселями у цифровых фотоаппаратов), но и реальный скачок вперед в плане улучшения телеизображения.
   

Основная прелесть картинки высокой четкости — в увеличении количества пикселей на дюйм экрана (разрешение HD-записи в три раза выше, чем на обычных DVD: 1920х1080 точек на дюйм против 720х576 — у DVD). Благодаря чему можно рассмотреть гораздо больше деталей картинки — вплоть до мельчайших морщинок и подробностей. Кроме того, с увеличением разрешения растут глубина и резкость изображения, что в целом влияет на качество. Надо сказать, что те, кто имел возможность хоть раз сравнить SD (стандартное разрешение) и HD, навсегда становились фанатами нового стандарта.
   

После перевода домашних систем кинотеатров на HD-стандарты производители электроники задумались «о высоком» и в области любительского видео. В конце концов, обладатели панелей с поддержкой Full-HD не должны мучиться, просматривая нечеткие семейные записи в «квадратном» формате (4:3) вместо детальной картинки в обычном для плазм и LCD широком формате (16:9). Снять свои домашние «истории в деталях» можно только на камеру, которая поддерживает стандарт HD. Сегодня, выбирая видеокамеру, даже не стоит задумываться о SD-вариантах, а сразу — присматриваться к HD-камкодерам, поскольку эволюцию назад не запустить и высокая четкость совсем скоро вытеснит нынешний формат изображения. А потому «инвестиции» в обычные цифровые камеры можно сравнить с покупкой видеомагнитофона в век расцвета DVD — то есть с пустой тратой денег.
   

Ведущие мировые бренды электроники уже предлагают массу новинок в актуальном формате. Причем, несмотря на «новшество», стоимость HD-камер совсем не заоблачная — от 17 тыс. руб. Средняя же цена на такие камкодеры колеблется в районе 30 тыс. руб.

Снова о форматах    

Если бы проблема выбора видеокамеры заключалась только в метании между старым и новым форматом разрешений, это были бы цветочки. Однако на принятие решения о покупке влияет еще масса факторов. «О предпочтении потребителей можно написать целый трактат. На данный момент выбор видеокамеры начинается с выбора ценового диапазона. Далее потребитель выбирает тип носителя видеокамеры и только после этого начинает интересоваться отличиями между близкими конкурентами. Основные моменты, на которые следует обратить внимание, — это, конечно же, кратность оптического зума (от этого зависит, насколько можно приблизить удаленный объект), размер CMOS-матрицы (этот показатель напрямую влияет на общее качество картинки: четкость, зернистость и т.д.) и наличие соответствующих разъемов для последующего вывода видео», — отмечает Максим Потелов, менеджер по развитию бизнеса Canon North-East Oy.
   

Итак, как и много лет назад, вопрос выбора камеры в первую очередь упирается в формат носителя записи. К сожалению, даже с развитием технологий в области бытовой электроники не появилось какого-то единого стандарта для носителей. Раньше потребители выбирали камеру, обращая внимание на поддерживаемый тип кассет (VHS, VHS-C, Hi8 или Digitial8), а сейчас смотрят на оснащенность жестким диском, слотом для карты памяти, устройством, записывающим на «болванки» DVD, и все той же старой доброй кассетой miniDV (да-да, она тоже способна на запись видео в высоком разрешении).
   

У каждого из этих носителей свои плюсы и минусы, и оценивать их стоит, исходя из задач и условий, в которых будет использоваться камера. Старейший носитель — кассета miniDV — позволяет записывать видео в высоком разрешении, но очевидно, что этот вариант записи похож, скорее, на «атавизм с продвинутыми функциями». Так, в минусе: медленная перемотка вперед/назад, низкая скорость передачи данных на компьютер и физическое несовершенство (пленка затирается, «сыплется» и долго не хранится). Кроме того, в списке новинок вендоров нет ни одной miniDV-камеры — формат почти списан со счетов.
   

Диск DVD, хоть и является «носителем XXI века», в разрезе камкодеров тоже очень несовершенен. Да, его можно вытащить из камеры, тут же вставить в бытовой DVD-плеер и посмотреть запись. Но камеры с поддержкой DVD, во-первых, «прибавляют в весе» и габаритах, а во-вторых, формат усложняет монтаж отснятого материала. Правда, стоимость современных камер с записью на DVD весьма демократична. К примеру, камкодер Sony HDR-UX5E можно приобрести за 15 тыс. руб. Если, конечно, не смущает вес в 530 г и очень небольшая матрица размером 1/3′.
   

Гораздо более привлекательны в качестве носителей жесткие диски и карты памяти. Так, жесткий диск объемом в 30 Гб рассчитан на запись 5 часов видео с самыми высокими настройками качества. То есть времени за глаза хватит даже для недельной поездки на отдых без необходимости «сливать» отснятый материал на компьютер. Кроме того, записанные файлы достаточно просто обрабатываются и монтируются на компьютере.
  

Выбор камер с жестким диском (HDD) и поддержкой высокого разрешения сегодня более чем впечатляющий — практически все вендоры с охотой играют в этом перспективном сегменте. Из новинок рынка внимание стоит обратить на серию Everio от JVC (компания одной из первых выпустила камкодеры с записью на HDD). Не самый бюджетный вариант — JVC Everio GZ-HD6 — оснащен наилучшей на сегодня «тройной» матрицей Full-HD (1920х1080) и жестким диском с гигантским объемом в 120 Гб. Цену божеской никак не назовешь — от 44 тыс. руб. Но можно неплохо сэкономить, купив предыдущую модель HD3 за 28 тыс. руб., на борту у которой также Full-HD, но чуть меньше объем диска — 60 Гб.
   

У других крупнейших игроков рынка тоже есть что выбрать из камер с жестким диском. Свежая модель от Sony — DCR-SR12E — хоть и стоит более 41 тыс. руб., но оснащена HDD 120 Гб, поддерживает максимальное разрешение съемки в 1920х1080 пикселей и имеет неплохой 12-кратный оптический (и 150-кратный цифровой) зум.
   

Камера от Panasonic — HDC-HS9 — имеет в два раза меньший объем жесткого диска, но зато — невероятный цифровой 700-кратный зум! И стоит при этом 30 тыс. руб.
   

Между тем есть у жесткого диска один серьезный минус: в случае сильного удара при падении он может выйти из строя. А поврежденный диск восстановлению практически не подлежит.
   

А потому камеры с записью на карты памяти сегодня являются и самыми надежными, и самыми продвинутыми. Именно на этот сегмент вендоры делают главную ставку. Максим Потелов из Canon отмечает, что использование флэш-памяти дает ряд преимуществ по сравнению с видеокамерами, основанными на других носителях, таких как жесткие диски. «Такая камера обеспечивает длительное время съемки, и при этом она более компактна, чем видеокамеры с использованием DVD-дисков. Кроме того, она обеспечивает великолепное качество изображения по сравнению со стандартом HDV (видео высокой четкости). Поскольку флэш-память более экономична и надежна, чем другие носители информации, HD-видеокамеры становятся значительно меньше и легче. К примеру, наша новинка — модель HF10 — весит приблизительно 380 г».
   

Canon HF10 поддерживает максимально возможное сегодня разрешение Full-HD и может выполнять запись на карты памяти SD или SDHC. Кроме того, HF10 в стандартной комплектации оснащается еще и 16 Гб внутренней памяти. При использовании внутренней флэш-памяти и дополнительной карты SDHC на 16 Гб памяти хватает более чем на 12 часов записи в стандарте HD, и при этом видеокамера настолько мала, что ее можно положить в карман. Стоит такая малютка 35 тыс. руб. Ее «младшая сестра» — HF100 — стоит дешевле (30 тыс. руб.), но не обладает встроенной памятью, так что придется потратиться на дополнительную карту памяти (стоимость SD-карт объемом в 8 Гб — порядка 1,5—2,5 тыс. руб.).
   

Одним из серьезных конкурентов на поле SD-камер является корейский Samsung. Компания ставит достаточно приятные ценники на камкодеры с поддержкой Full-HD и флэш-памятью. Так, недавно появившаяся на рынке модель VP-HMX20C стоит всего 22 тыс. руб. При этом камера поддерживает несколько видов карт памяти (ММС, SD, SDHC), оснащена встроенной памятью на 8 Гб и имеет очень-
   очень компактные размеры (139x66x67 мм).
   

Еще более миниатюрна новинка от Panasonic — HDC-SD9. При размерах 126x65x67 мм камера весит всего 250 г! Несмотря на компактность, она оснащена тремя матрицами, поддерживает Full-HD, имеет функцию распознавания лиц и 700-кратный зум. Правда, встроенной памяти у камеры нет — придется тратиться на дополнительные карты. Но при весьма привлекательной цене в 22 тыс. руб. эта покупка все равно кажется более чем оправданной.
   

Помимо размеров, зума, поддержки высоких разрешений есть еще один параметр, на который стоит обращать внимание, покупая камеру, — это формат кодировки и сжатия изображения. Самый актуальный — AVCHD, который использует сжатие MPEG-4/H.264. Оно более эффективно, чем сжатие MPEG-2, используемое в формате предыдущего «поколения» (HDV), и позволяет записывать видео большей продолжительности. Правда, к качеству у экспертов пока есть вопросы, так как HDV-видеокамеры записывают изображение с потоком 25 Мбит/с, а AVCHD-видеокамеры используют поток всего в 12—15 Мбит/с, что чревато «пережатием» картинки и появлением «шума». Зато AVCHD поддерживает полное HD-разрешение (1920×1080), а вот HDV ограничен разрешением в 1440×1080 (то есть это уже не полноценное HD).
   

Надо отметить, что все перечисленные выше камеры на флэш-памяти и жестких дисках поддерживают именно формат AVCHD.

Сам себе соперник    

Сейчас, по словам Максима Потелова, рост числа Full-HD-устройств (плазм, проигрывателей Blu-Ray) начал влиять на рост рынка Full-HD-видеокамер. «Их доля в общих продажах пока составляет не более 10%, однако все тенденции роста налицо. В этом году, по разным прогнозам, доля видеокамер формата Full-HD может достигнуть 20% от общих продаж всех видеокамер», — говорит Потелов.
   

Действительно, «страсти по HD» должны вызвать всплеск потребительского интереса к новым камкодерам — все-таки обновление домашней видеотехники так или иначе должно спровоцировать покупку и новой, соответствующей, камеры. Правда, производители оборудования легкомысленно создают конкурентов своим новым камкодерам своими же руками, выпуская на рынок цифровые фотоаппараты, поддерживающие запись видеосюжетов в формате HD. К примеру, новая модель компактной фотокамеры от Samsung — NV24HD, поступившая на прилавки весной этого года, умеет снимать видео с разрешением 1280х720 не хуже недорогих (до 20 тыс. руб.) HD-камкодеров. При этом камера очень компактна (150 г), имеет широкоугольный объектив (24 мм — то есть захватывает при съемке в 2 раза больше пространства, чем привычные камеры) и стоит всего 8,5 тыс. руб.
   

Один из самых заметных игроков на рынке видеокамер — Panasonic — этой весной запустил серьезного конкурента — цифрокомпакт Lumix FX500, который тоже умеет снимать HD c разрешением 1280х720. Panasonic, правда, кодирует видео в MJPEG, в итоге сюжет занимает на карте памяти в 6 раз больше места, чем видео, закодированное более современным кодеком Н.264 у Samsung. Еще один минус Panasonic FX500 заключается в том, что в процессе записи видео объект невозможно приближать зумом (у «корейца» такая опция есть). Но учитывая компактные размеры, широкоугольный объектив, первоклассное качество фотоснимков и умение снимать HD-видеосюжеты, при цене в 11,5 тыс. руб. FX500 может стать серьезным соперником камкодерам.
   

Впрочем, вендоры не очень-то опасаются конкуренции со стороны своих же фотоаппаратов. «Действительно, в данный момент все цифровые фотокамеры способны снимать видеоролики, однако качество далеко от идеала», — так объясняет свою позицию Максим Потелов из Canon. Согласен с коллегой и Дмитрий Смолянкин, менеджер по продвижению фото- и видеокамер Panasonic в России: «Сегодня фотокамера не в состоянии вытеснить видеокамеру. Съемка в высоком разрешении ограничена концептуально: зум во время съемки не работает, качество звука не идеально. Форматы видеосъемки в фотокамерах используют сильную компрессию сигнала. Через пару лет ситуация может измениться, но сейчас видеокамеры обладают высоким потенциалом и запасом качества».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK