Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ИСТОРИЯ В ФАРФОРЕ"

В Москве при поддержке банка «Уралсиб» открылась выставка «Возвращение легенды», приуроченная к 265-летию Императорского фарфорового завода.    В выставочных залах Музея А.С. Пушкина разместилась ретроспектива работ, созданных на ИФЗ за последние два с половиной века. Работы для выставки предоставили частные коллекции, Музей Большого театра, Музей А.С.Пушкина и фонд «Наследие» Императорского фарфорового завода. За свою историю завод выпустил более 60 тыс. наименований различных изделий, на выставке можно увидеть около 500 из них. Славное прошлое Императорского фарфорового завода, построенного на берегах Невы по воле императрицы Елизаветы Петровны в 1744 году, проиллюстрируют предметы из Кабинетского сервиза, тарелка из собственного сервиза императрицы Елизаветы (1756-й — начало 1760-х) и тарелка «Сбитенщик» из Гурьевского (Русского) сервиза (начало 1810-х).
   Большую часть предметов, изготовленных на ИФЗ в XVIII-XIX веках, сейчас можно увидеть в Музее Императорского фарфорового завода, который является отделом Государственного Эрмитажа. В 2006 году у завода появился свой фонд — «Наследие», где хранятся работы современных художников и копии знаменитых произведений.
   Директор Императорского фарфорового завода Татьяна Тылевич приводит слова художника Елены Данько: «По каждому фарфоровому произведению можно написать историю». «Завод развивался вместе с Россией, и Россия развивалась вместе с заводом, — говорит Татьяна Тылевич. — На выставке мы попытались показать жемчужины, созданные на заводе с 1744 года». Действительно, почти каждое историческое событие находило свое отражение в фарфоре, особенно богаты на них XX и XXI века. В начале двадцатых годов XX века это, конечно, произведения, отражающие символику революции и строительства нового государства: фигурка девушки «Вышивающая знамя» (1919), тарелка «Сеятель» с лозунгом «Благословен труд свободный» и другие. В 1950-е своего рода символом эпохи становятся сервизы с рисунком «Кобальтовая сетка» (автор — Анна Яцкевич) — синяя и голубая сетка на белоснежном фарфоре, а в местах пересечения синих линий — звездочки из золота.
   Еще один яркий экспонат ретроспективы — чайники и получашки, формы для которых были выполнены в 1920-х супрематистом Казимиром Малевичем. До конца 1990-х они оставались нерасписанными. Представленный на экспозиции знаменитый чайник «Казимир и Уна», расписанный в 2002 году художником завода Инной Олевской с учетом строгих канонов супрематизма.
   Большинство современных художников смело экспериментируют не только с рисунками, но и с формой. Это авангардные, также откликнувшиеся на веяния эпохи аллегоричная инсталляция «Тусовка 90-х» Инны Олевской и чайник в форме мотоцикла «Харлей Дэвидсон» Дмитрия Филиппенко. Многочисленны на выставке женские украшения и фарфоровые мелочи.
   ИФЗ снова, как и много лет назад, создает произведения для первых лиц государства. Это, в частности, специальные парадные сервизы — «Петергофский» (украшавший торжественный прием глав государств в честь 300-летия Санкт-Петербурга), «Прогулка по Петергофу» (подарок Владимиру Путину от губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко). Интересны скульптуры из серии «Гофманиана» и сервиз «Крысята-воришки» по мотивам сценографии Михаила Шемякина к балету Чайковского «Щелкунчик».
   Это третья большая выставка фарфора, спонсируемая «Уралсибом». В 2004-м и 2007 годах при финансовой поддержке банка прошли выставки Эрмитажа в Лондоне «Вокруг квадрата: авангардный фарфор из революционной России» и «Под царским вензелем» в Успенской звоннице Кремля.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK