25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2000 года: "Иван в Нижнем"

Архивная публикация 2000 года: "Иван в Нижнем"

Политконсультанты и наблюдатели в Нижнем и за его пределами единодушно отмечают "самобытность" Ивана Склярова. Сторонники видят в этом залог его успеха на будущих губернаторских выборах. Оппоненты -- причины многих неудач.По коням!

Скляров переместился из кресла мэра Нижнего Новгорода в губернские начальники в 1997 году, выиграв выборы после назначения бывшего руководителя области Бориса Немцова вице-премьером российского правительства.
В течение 1997 года Иван Скляров занимался (по устоявшейся российской традиции) обустройством дорог. В частности, был завершен ремонт на федеральной трассе Москва -- Нижний Новгород. И в течение первого же года губернатор допустил ряд действий, квалифицируемых представителем президента по области Юрием Лебедевым как нарушения закона. Суть их одна и та же -- размещение федеральных, муниципальных и кредитных средств вне конкурса. Например, губернатор разрешил руководству Горьковской железной дороги произвести строительство моста через Волгу в порядке взаимозачета с бюджетом области, хотя по закону требовалось объявить конкурс на получение подряда.
Собственно говоря, обычная "игра во взаимозачет" с местным и федеральным бюджетом, в которой не участвовал в то время только ленивый. Центральные власти поэтому никак не реагировали на доклады Лебедева, предоставив нижегородским властителям право самим выстраивать взаимоотношения.
В общем и целом власть в конце 90-х свободу региональных лидеров не ограничивала. Как, впрочем, и не помогала выкручиваться в трудных ситуациях. Например, августовского кризиса 1998 года. В Нижнем для локальной ликвидации последствий падения рубля была подготовлена программа из 20 пунктов следующего содержания: возвратить зависшие в финансовых структурах денежные средства предприятий области, наладить своевременное проведение платежей и обеспечить возврат средств вкладчиков, установить контроль за вывозом с территории области продовольственных товаров первой необходимости и т.д. В пункте 9 этой программы предлагалось "подготовить обращение губернатора к руководителям коммерческих банков и их ответное заявление".
Впрочем, помимо декларативных заявлений и призывов к "переписке с друзьями", нижегородский руководитель предлагал и вполне осязаемые мероприятия. Например, ввести в Нижнем Новгороде конную милицию. Как выразился по этому поводу депутат Законодательного собрания Сергей Воронов, "милиционеры не получают по три месяца пайковые и зарплату, а мы коней кормить собираемся". Впрочем, милиционеров верхом на сытых конях никто из горожан так и не увидал, как и обещанного массового возврата банковских вкладов.
Вместо этого в качестве меры по смягчению последствий кризиса была налажена выпечка дешевого "социального" хлеба из мелкосеяной муки. Возродили едва ли не блокадную рецептуру, и полученный в итоге хлеб действительно стоил на 20--30% дешевле обычной буханки. Новые буханки немедленно прозвали "склярушками". По словам покупавших такой хлеб сельчан, годился он разве что на корм скоту.
После кризиса в 1998-м, то есть после первого года губернаторства, стало очевидно, что Скляров в решении экономико-социальных проблем не особенно искушен и предпочитает "лечить экономику" "народными средствами". Скажем, когда в 1998 году учителя и врачи одного из районов области устроили бессрочную забастовку, требуя погасить многомесячную задолженность по заработной плате, губернатор Скляров совершенно серьезно предложил им отправиться на приусадебные участки и заняться разведением свиней.
Наш уклад патриархальный

"Самобытность" и "патриархальность" губернатора давала о себе знать не однажды.
В 1998 году американская компания "Весенние инвестиции" получила контракт на строительство отеля на месте бывшей гостиницы "Москва" в центре Нижнего Новгорода
. На стадии подготовки проекта и начала работ ни у кого из властей предержащих возражений не возникало. Однако когда американцы уже наняли российских рабочих и начали строительство, г-н Скляров узнал, что на месте "Москвы" до революции стояла церковь с древними захоронениями. Губернатор решает: строительство прекратить, церковь восстановить.
Отель, естественно, не построили. Но ведь и церковь не восстановили.
В том же 1998-м известная голландская компания собиралась приобрести в Нижнем цех по производству мясных изделий на 350 рабочих мест и вложить в производство $60 млн. В последний момент бизнесмены передумали и открыли производство в Самаре.
Будучи губернатором, Борис Немцов подготовил размещение областного еврооблигационного займа объемом $100 млн. В ходе работы департаментом поддержки предпринимательства были отобраны заявки (наиболее экономически обоснованные) предприятий области. Заем разместили, но уже при Склярове. Из полученных денег новый губернатор $30 млн. направил на финансирование гуманитарных программ "Чистая вода детям" и "Ветхий фонд", $20 млн. сразу же ушло на зарплату сотрудникам бюджетных организаций, еще $20 млн. размещено в ГКО, $17 млн.-- на орграсходы по обслуживанию кредита. И только 13% было распределено между предприятиями нижегородской области -- ГАЗом, ПАЗом и авиастроительным заводом "Сокол".
К сентябрю 1998 года остаток займа в сумме $32 млн. (ГКО и другие средства, еще не потраченные по выделенным программам) завис в нижегородском филиале Инкомбанка и КБ "Гарантия". И если с "Гарантией" (как-никак нижегородский банк) удалось заключить соглашение о возврате средств (к настоящему времени банк рассчитался по этой задолженности), то $22 млн. остались похороненными под сводами рухнувшего "Инкома".
В итоге к сентябрю 1999 года область отказалась совершать текущий платеж процентов по четвертому купону займа в сумме $4,375 млн. При этом Скляров мотивировал отказ совершенно убийственно: "Зачем понапрасну тратить деньги?" В ответ на что рейтинговое агентство Standard & Poor's, один из основных консультантов в области кредитного статуса регионов, лишило Нижегородскую область кредитного рейтинга. Назревал крупный скандал. И лишь ценой длительных, несколько раз откладываемых переговоров, которые вел в Лондоне вице-губернатор Станислав Рыбушкин, выплаты удалось отложить на четыре года.
ГАЗированная экономика

Гордость Склярова -- "электронная система управления областью" (создана в конце прошлого года). На самом деле система представляет собой схему унифицированного документооборота, при которой все данные по всем отраслям экономики стекаются в областное управление статистики. Там информация обрабатывается и заносится в единую базу, которая по электронным сетям доступна руководителям области (включая, естественно, губернатора). С данными в режиме реального времени могут ознакомиться руководители предприятий, журналисты и все остальные желающие и имеющие компьютер с доступом в Интернет граждане. Называть все это "системой управления" довольно странно.
Хотя база данных, без сомнения, удобна для работы экономических отделов и департаментов администрации, а также аналитиков и экономистов предприятий.
Можно, например, узнать, что темпы роста нижегородской промышленности средние по России -- 12%. Однако обеспечиваются они главным образом за счет известных гигантов, которые легко пересчитать по пальцам одной руки. Это Горьковский автозавод (ГАЗ), заводы "Красное Сормово", "Гидромаш", "Теплообменник" и "Волга" (Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат).
Главным гарантом суммарной стабильности нижегородской экономики было и остается ОАО ГАЗ. Непосредственно на ГАЗе сегодня трудится 115 тысяч человек. Именно бесперебойный (семь дней в неделю по три смены) выпуск и стопроцентная реализация все новых и новых марок автомобилей (в первую очередь легковых и малолитражных грузовиков) обеспечивают основной приток средств в областную казну. Более того, ГАЗ интегрировал в свой цикл более 130 предприятий оборонного комплекса Нижегородской области. Естественно, что процессы такого масштаба неосуществимы без поддержки областной власти, и эту поддержку следует считать главным плюсом деятельности Склярова-руководителя.
Не секрет, что промышленность закрытого города Горького, переименованного в Нижний Новгород, была в основном ориентирована на оборонные заказы. Но сегодня нижегородская оборонка -- танки, истребители и подводные лодки -- не востребована. Большая часть военных предприятий переживает тяжелые времена. В то же время Склярову удалось договориться об открытии в Нижнем представительства компании "Росвооружение". И теперь договоры на поставку военной продукции заключают прямо на месте. В качестве примера удачного соглашения можно привести подписание в 1999 году контракта на модернизацию 125 "МиГов" индийских ВВС на общую сумму $300 млн.
В качестве неудачного -- развитие ситуации на нефтеперерабатывающем предприятии "НОРСИ-Ойл". Бывший "Нефтеоргсинтез", один из крупнейших в своей отрасли, этот завод начиная с 1997 года и по сей день переживает тяжелые времена. Загрузка его мощностей не превышает 20%. Не помогает даже "семейный контроль": вице-президентом АО является зять Склярова Илья Савельев. Причина такого положения дел -- в отсутствии как собственного источника нефти, так и долгосрочных договоров с на поставку "черного золота". Все телодвижения в направлении реанимации АО "НОРСИ-Ойл" -- будь то создание Волжской нефтехимической компании или переговоры с ЮКОСом, "Татнефтью" и Тюменской нефтяной компанией (двум последним в обмен на долгосрочное сотрудничество предлагалось 35% акций предприятия) -- в лучшем случае заканчивались разовыми поставками. Нефтяникам 35-процентного пакета акций оказалось мало: они, естественно, предпочитают иметь у себя контрольный пакет. Тем более что и у ЮКОСа, и у ТНК проблем с перерабатывающими мощностями не возникало никогда.
Столь низкая результативность при постоянном потоке предложений настолько сильно раздражала Ивана Петровича, что в апреле 1999 года он вообще запретил доступ на территорию нефтекомплекса любых частных и официальных лиц иначе как с разрешения первого вице-губернатора Батырева. А потом и вовсе заявил, что готов пойти на процедуру банкротства "НОРСИ-Ойл". Правда, впоследствии передумал.
На грани закрытия находится и некогда знаменитый Павловский автобусный завод. За истекший 1999 год его прибыль сократилась на 65% по сравнению с предыдущим. Совместный проект с корпорацией Volvo назвать рентабельным довольно сложно. Дело в том, что отпускная стоимость нового автобуса большой вместимости составляет $95 тысяч. Именно в силу дороговизны продукции предприятия Нижний весной этого года отказался закупать автобусы у ПАЗа. Город предпочел приобрести подержанные германские машины M.A.N. Каждый из которых обошелся приблизительно в $25 тысяч.
Само собой

Между тем Иван Скляров -- весьма инициативный руководитель. Например, еще за год до своего избрания тогда еще нижегородский мэр Скляров предложил Немцову идею о проведении Олимпийских игр 2004 года в Нижнем Новгороде.
В марте 1999 года уже законно избранный губернатор Скляров издал распоряжение о запрете демонстрации эротических фильмов по нижегородским телеканалам.
Почти одновременно (видимо, вместо эротики) губернатор решил организовать в области праздник тысячелетия российской ложки. К подготовке мероприятия Скляров подошел со всей этнографической скрупулезностью: создал оргкомитет из 22 человек, привлек ученых, артистов, заказал съемки фильма и даже написал письмо тогдашнему премьеру Примакову с предложением подхватить начинание в масштабах страны.
При этом ни один из нескольких десятков советников и имиджмейкеров, окружающих губернатора, не высказался против такого рода инициативы. Более того -- в марте нижегородская газета "Новое дело" опубликовала материал о рекомендациях по "корректировке образа", подготовленный имиджмейкерами Склярова к предстоящим в будущем году губернаторским выборам. Одно из пожеланий прямо предписывает высокому клиенту ничего в себе не менять, дабы не утратить самобытности.

Некоторые основные социально-экономические показатели Нижегородской области

Политконсультанты и наблюдатели в Нижнем и за его пределами единодушно отмечают "самобытность" Ивана Склярова. Сторонники видят в этом залог его успеха на будущих губернаторских выборах. Оппоненты -- причины многих неудач.По коням!


Скляров переместился из кресла мэра Нижнего Новгорода в губернские начальники в 1997 году, выиграв выборы после назначения бывшего руководителя области Бориса Немцова вице-премьером российского правительства.

В течение 1997 года Иван Скляров занимался (по устоявшейся российской традиции) обустройством дорог. В частности, был завершен ремонт на федеральной трассе Москва -- Нижний Новгород. И в течение первого же года губернатор допустил ряд действий, квалифицируемых представителем президента по области Юрием Лебедевым как нарушения закона. Суть их одна и та же -- размещение федеральных, муниципальных и кредитных средств вне конкурса. Например, губернатор разрешил руководству Горьковской железной дороги произвести строительство моста через Волгу в порядке взаимозачета с бюджетом области, хотя по закону требовалось объявить конкурс на получение подряда.

Собственно говоря, обычная "игра во взаимозачет" с местным и федеральным бюджетом, в которой не участвовал в то время только ленивый. Центральные власти поэтому никак не реагировали на доклады Лебедева, предоставив нижегородским властителям право самим выстраивать взаимоотношения.

В общем и целом власть в конце 90-х свободу региональных лидеров не ограничивала. Как, впрочем, и не помогала выкручиваться в трудных ситуациях. Например, августовского кризиса 1998 года. В Нижнем для локальной ликвидации последствий падения рубля была подготовлена программа из 20 пунктов следующего содержания: возвратить зависшие в финансовых структурах денежные средства предприятий области, наладить своевременное проведение платежей и обеспечить возврат средств вкладчиков, установить контроль за вывозом с территории области продовольственных товаров первой необходимости и т.д. В пункте 9 этой программы предлагалось "подготовить обращение губернатора к руководителям коммерческих банков и их ответное заявление".

Впрочем, помимо декларативных заявлений и призывов к "переписке с друзьями", нижегородский руководитель предлагал и вполне осязаемые мероприятия. Например, ввести в Нижнем Новгороде конную милицию. Как выразился по этому поводу депутат Законодательного собрания Сергей Воронов, "милиционеры не получают по три месяца пайковые и зарплату, а мы коней кормить собираемся". Впрочем, милиционеров верхом на сытых конях никто из горожан так и не увидал, как и обещанного массового возврата банковских вкладов.

Вместо этого в качестве меры по смягчению последствий кризиса была налажена выпечка дешевого "социального" хлеба из мелкосеяной муки. Возродили едва ли не блокадную рецептуру, и полученный в итоге хлеб действительно стоил на 20--30% дешевле обычной буханки. Новые буханки немедленно прозвали "склярушками". По словам покупавших такой хлеб сельчан, годился он разве что на корм скоту.

После кризиса в 1998-м, то есть после первого года губернаторства, стало очевидно, что Скляров в решении экономико-социальных проблем не особенно искушен и предпочитает "лечить экономику" "народными средствами". Скажем, когда в 1998 году учителя и врачи одного из районов области устроили бессрочную забастовку, требуя погасить многомесячную задолженность по заработной плате, губернатор Скляров совершенно серьезно предложил им отправиться на приусадебные участки и заняться разведением свиней.

Наш уклад патриархальный


"Самобытность" и "патриархальность" губернатора давала о себе знать не однажды.

В 1998 году американская компания "Весенние инвестиции" получила контракт на строительство отеля на месте бывшей гостиницы "Москва" в центре Нижнего Новгорода

. На стадии подготовки проекта и начала работ ни у кого из властей предержащих возражений не возникало. Однако когда американцы уже наняли российских рабочих и начали строительство, г-н Скляров узнал, что на месте "Москвы" до революции стояла церковь с древними захоронениями. Губернатор решает: строительство прекратить, церковь восстановить.

Отель, естественно, не построили. Но ведь и церковь не восстановили.

В том же 1998-м известная голландская компания собиралась приобрести в Нижнем цех по производству мясных изделий на 350 рабочих мест и вложить в производство $60 млн. В последний момент бизнесмены передумали и открыли производство в Самаре.

Будучи губернатором, Борис Немцов подготовил размещение областного еврооблигационного займа объемом $100 млн. В ходе работы департаментом поддержки предпринимательства были отобраны заявки (наиболее экономически обоснованные) предприятий области. Заем разместили, но уже при Склярове. Из полученных денег новый губернатор $30 млн. направил на финансирование гуманитарных программ "Чистая вода детям" и "Ветхий фонд", $20 млн. сразу же ушло на зарплату сотрудникам бюджетных организаций, еще $20 млн. размещено в ГКО, $17 млн.-- на орграсходы по обслуживанию кредита. И только 13% было распределено между предприятиями нижегородской области -- ГАЗом, ПАЗом и авиастроительным заводом "Сокол".

К сентябрю 1998 года остаток займа в сумме $32 млн. (ГКО и другие средства, еще не потраченные по выделенным программам) завис в нижегородском филиале Инкомбанка и КБ "Гарантия". И если с "Гарантией" (как-никак нижегородский банк) удалось заключить соглашение о возврате средств (к настоящему времени банк рассчитался по этой задолженности), то $22 млн. остались похороненными под сводами рухнувшего "Инкома".

В итоге к сентябрю 1999 года область отказалась совершать текущий платеж процентов по четвертому купону займа в сумме $4,375 млн. При этом Скляров мотивировал отказ совершенно убийственно: "Зачем понапрасну тратить деньги?" В ответ на что рейтинговое агентство Standard & Poor's, один из основных консультантов в области кредитного статуса регионов, лишило Нижегородскую область кредитного рейтинга. Назревал крупный скандал. И лишь ценой длительных, несколько раз откладываемых переговоров, которые вел в Лондоне вице-губернатор Станислав Рыбушкин, выплаты удалось отложить на четыре года.

ГАЗированная экономика


Гордость Склярова -- "электронная система управления областью" (создана в конце прошлого года). На самом деле система представляет собой схему унифицированного документооборота, при которой все данные по всем отраслям экономики стекаются в областное управление статистики. Там информация обрабатывается и заносится в единую базу, которая по электронным сетям доступна руководителям области (включая, естественно, губернатора). С данными в режиме реального времени могут ознакомиться руководители предприятий, журналисты и все остальные желающие и имеющие компьютер с доступом в Интернет граждане. Называть все это "системой управления" довольно странно.

Хотя база данных, без сомнения, удобна для работы экономических отделов и департаментов администрации, а также аналитиков и экономистов предприятий.

Можно, например, узнать, что темпы роста нижегородской промышленности средние по России -- 12%. Однако обеспечиваются они главным образом за счет известных гигантов, которые легко пересчитать по пальцам одной руки. Это Горьковский автозавод (ГАЗ), заводы "Красное Сормово", "Гидромаш", "Теплообменник" и "Волга" (Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат).

Главным гарантом суммарной стабильности нижегородской экономики было и остается ОАО ГАЗ. Непосредственно на ГАЗе сегодня трудится 115 тысяч человек. Именно бесперебойный (семь дней в неделю по три смены) выпуск и стопроцентная реализация все новых и новых марок автомобилей (в первую очередь легковых и малолитражных грузовиков) обеспечивают основной приток средств в областную казну. Более того, ГАЗ интегрировал в свой цикл более 130 предприятий оборонного комплекса Нижегородской области. Естественно, что процессы такого масштаба неосуществимы без поддержки областной власти, и эту поддержку следует считать главным плюсом деятельности Склярова-руководителя.

Не секрет, что промышленность закрытого города Горького, переименованного в Нижний Новгород, была в основном ориентирована на оборонные заказы. Но сегодня нижегородская оборонка -- танки, истребители и подводные лодки -- не востребована. Большая часть военных предприятий переживает тяжелые времена. В то же время Склярову удалось договориться об открытии в Нижнем представительства компании "Росвооружение". И теперь договоры на поставку военной продукции заключают прямо на месте. В качестве примера удачного соглашения можно привести подписание в 1999 году контракта на модернизацию 125 "МиГов" индийских ВВС на общую сумму $300 млн.

В качестве неудачного -- развитие ситуации на нефтеперерабатывающем предприятии "НОРСИ-Ойл". Бывший "Нефтеоргсинтез", один из крупнейших в своей отрасли, этот завод начиная с 1997 года и по сей день переживает тяжелые времена. Загрузка его мощностей не превышает 20%. Не помогает даже "семейный контроль": вице-президентом АО является зять Склярова Илья Савельев. Причина такого положения дел -- в отсутствии как собственного источника нефти, так и долгосрочных договоров с на поставку "черного золота". Все телодвижения в направлении реанимации АО "НОРСИ-Ойл" -- будь то создание Волжской нефтехимической компании или переговоры с ЮКОСом, "Татнефтью" и Тюменской нефтяной компанией (двум последним в обмен на долгосрочное сотрудничество предлагалось 35% акций предприятия) -- в лучшем случае заканчивались разовыми поставками. Нефтяникам 35-процентного пакета акций оказалось мало: они, естественно, предпочитают иметь у себя контрольный пакет. Тем более что и у ЮКОСа, и у ТНК проблем с перерабатывающими мощностями не возникало никогда.

Столь низкая результативность при постоянном потоке предложений настолько сильно раздражала Ивана Петровича, что в апреле 1999 года он вообще запретил доступ на территорию нефтекомплекса любых частных и официальных лиц иначе как с разрешения первого вице-губернатора Батырева. А потом и вовсе заявил, что готов пойти на процедуру банкротства "НОРСИ-Ойл". Правда, впоследствии передумал.

На грани закрытия находится и некогда знаменитый Павловский автобусный завод. За истекший 1999 год его прибыль сократилась на 65% по сравнению с предыдущим. Совместный проект с корпорацией Volvo назвать рентабельным довольно сложно. Дело в том, что отпускная стоимость нового автобуса большой вместимости составляет $95 тысяч. Именно в силу дороговизны продукции предприятия Нижний весной этого года отказался закупать автобусы у ПАЗа. Город предпочел приобрести подержанные германские машины M.A.N. Каждый из которых обошелся приблизительно в $25 тысяч.

Само собой


Между тем Иван Скляров -- весьма инициативный руководитель. Например, еще за год до своего избрания тогда еще нижегородский мэр Скляров предложил Немцову идею о проведении Олимпийских игр 2004 года в Нижнем Новгороде.

В марте 1999 года уже законно избранный губернатор Скляров издал распоряжение о запрете демонстрации эротических фильмов по нижегородским телеканалам.

Почти одновременно (видимо, вместо эротики) губернатор решил организовать в области праздник тысячелетия российской ложки. К подготовке мероприятия Скляров подошел со всей этнографической скрупулезностью: создал оргкомитет из 22 человек, привлек ученых, артистов, заказал съемки фильма и даже написал письмо тогдашнему премьеру Примакову с предложением подхватить начинание в масштабах страны.

При этом ни один из нескольких десятков советников и имиджмейкеров, окружающих губернатора, не высказался против такого рода инициативы. Более того -- в марте нижегородская газета "Новое дело" опубликовала материал о рекомендациях по "корректировке образа", подготовленный имиджмейкерами Склярова к предстоящим в будущем году губернаторским выборам. Одно из пожеланий прямо предписывает высокому клиенту ничего в себе не менять, дабы не утратить самобытности.


Некоторые основные социально-экономические показатели Нижегородской области

ПоказателиНа 1.01.1998 годаНа 1.01.1999 годаНа 1.04.2000 года

Объем промышленного производства (по сравнению с предыдущим периодом)104% -- 17--20-е место* (102%)**99% -- 37--40-е место (95%)112,1% -- 41--43-е место (108.1%)

Индекс потребительских цен109,1% -- 67-е место (111%)199,7% -- 2-е место (184,4%)103,5% -- 65-е место (153,7%)

Удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (в общей численности населения региона)17,3% -- 70-е место (20,8%)***21,5% -- 63-е место (23,8%)***39% (29,9%)***

Среднемесячная начисленная заработная плата757 тыс.руб.-- 49-е место (950,2 тыс.руб.)819 руб.-- 49-е место (1051 руб.)1515,5 руб.-- 42-е место (1830 руб.)

Просроченная задолженность по заработной плате671 млрд.руб.1082 млн.руб.505,3 млн.руб.

Средний размер назначенных месячных пенсий342,5 тыс.руб.-- 57-е место; (366,4 тыс.руб.)395 руб.-- 50-е место; (402,9 руб.)602 руб.-- 52-е место (613,2 руб.)

Средний размер вклада в коммерческих банках региона498 руб.-- 13-е место****(512,2 руб.) 576 руб.-- 11-е место ****; (559 руб.)1518 руб.

Общая численность официально зарегистрированных безработных46,9 тыс.чел41,4 тыс.чел.15,4 тыс.чел

Данные на 1.01.1998 года указаны без учета деноминации. Разработка по автономным образованиям не производится, а также не учитываются данные по Чеченской Республике.


* Место среди других субъектов РФ.


** Здесь и далее в скобках указан среднероссийский показатель.


*** Без учета данных по Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу.


**** Без учета данных по Камчатской области, Чукотскому автономному округу, Республике Алтай, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Калмыкия.

ДМИТРИЙ ТОКМАН

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».