25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2000 года: "Из Мордовии с чистой совестью"

Архивная публикация 2000 года: "Из Мордовии с чистой совестью"

В обретении бизнесменами Мордовии своего места в жизни значительную роль сыграла случайность. Даже сложно представить себе, как выглядела бы республиканская экономика, если бы Владимир Литюшкин стал физиком-теоретиком, Эвир Боксимер -- телемехаником, а Сергей Дорогайкин -- офицером КГБ.Старший брат

Специфика развития бизнеса в Мордовии определяется двумя основными факторами.
Первый -- это крайняя криминализация региона, сопоставимая по масштабам с "казанским феноменом" восьмидесятых годов. Это и неудивительно: "солнечная" Мордовия известна как край лагерей и традиционно упоминается по этому поводу в одном ряду с не менее "солнечным" Магаданом.
Быть бизнесменом в Мордовии трудно. Если кто-то и готов открыть ларек, кафе или просто торговать пирожками на улице, то готовность эта напрочь убивается твердой, "спинномозговой" уверенностью, что завтра же придут бандиты и начнутся большие проблемы. Более того, стереотип "крутится -- значит, ворует" в народном сознании не изжит по сей день. Отсюда мораль: не высовывайся.
Преодолевать бандитизм и уголовные традиции в деловом обороте (и это второй фактор) может лишь сильная личность авторитарного склада, подчиняющая себе буквально все, что происходит в политике, экономике и культуре республики. В роли такой силы выступил нынешний глава Мордовии Николай Меркушкин. Рассказывают, что залог успеха в местном бизнесе -- хорошие отношения с Меркушкиным. Именно он покровительствует и отсылает в опалу, распределяет кредиты и утверждает кандидатов в депутаты Госсобрания, указывает, что можно и что нельзя. Считается, что по-иному в маленьком дотационном регионе со скудными природными ресурсами, маргинализированным населением, живущим на $22 среднемесячной зарплаты, и, по сути, единственным городом Саранском -- просто никак.
Два упомянутых фактора объясняют слова главного редактора одной из местных газет: "Вся мордовская элита страшно зажата". Действительно, когда местным бизнесменам задают вопрос, на каком автомобиле они ездят, они сначала задумываются, а потом, прибедняясь, называют марку попроще.
А еще Мордовия славится открытой клановостью. Вершину политического и делового Олимпа республики гордо делят три брата Меркушкиных. Николай Иванович -- президент или, как он предпочитает именоваться, глава республики. Александр Иванович -- руководитель компании "Саранскстройзаказчик". И Иван Иванович -- директор "Мордовнефтепродукта".
Александр Меркушкин, старший брат, Саранский госуниверситет закончил первым. Пятнадцать лет отработал в Управлении капитального строительства (УКС) МВД республики. В разгар перестроечных восьмидесятых ушел наверх -- зампредом Саранского горисполкома по строительству. Затем, по его собственным словам, понял, что на бюджетное финансирование рассчитывать не приходится, и решил преобразовать деятельность городского УКСа. Меркушкин пробил строительство жилья на средства населения -- новация для тех времен, причем собранные средства было решено хранить в валютном эквиваленте на спецсчете. В 1994 году Меркушкин приватизировал свое управление, а к концу года сдал первые три дома.
Со временем из стройподрядчика долевого жилья с коллективом из 40 энтузиастов предприятие Меркушкина превратилось в универсальный строительный холдинг замкнутого типа на 2100 рабочих мест. Появились заказы городского, а затем и республиканского уровня. При этом работает "Саранскстройзаказчик" исключительно на местном сырье, а его глава -- убежденный противник кредитов. За пять лет деятельности число построенных и сданных квартир составило 2,5% от общего жилого фонда Саранска. Диапазон -- от элитных квартир до дешевого социального жилья.
Средняя зарплата на предприятии 1150 рублей, что почти вдвое выше общереспубликанского уровня. Учитывая, что в Мордовии одна из самых дешевых потребительских корзин в России, эти деньги позволяют прожить.
В свободное время Александр Меркушкин предпочитает побыть дома, поехать в лес, пообщаться с детьми и внуками. Дочь Меркушкина работает врачом, сын -- предприниматель, проходит президентскую программу подготовки кадров и в скором времени поедет стажироваться за рубеж.
Сам Меркушкин-старший ежегодно ездит за границу -- "посмотреть, что они там делают". Среди множества увиденных стран больше всего запомнилась Германия: живут лучше других европейцев, да и народ попроще, чем те же французы или испанцы.
Вкусы свои в еде и одежде Александр Меркушкин считает самыми обычными. И строгая черная Audi A4 лишь подтверждает эту оценку.
Генерал света

Пожалуй, самым известным мордовским предприятием -- как внутри России, так и за ее пределами -- следует считать акционерное общество "Лисма", крупнейшего в стране производителя светотехнического оборудования. Меняя сгоревшую лампочку, мало кто знает, что с вероятностью 70% изготовлена она была в Саранске. И уж вряд ли задумывается о происхождении бутылки гражданин, пожелавший выпить пива. А бутылки тоже производятся на "Лисме".
"Лисма" по-мордовски означает "ручеек". Никакого отношения к широко рекламируемому ныне чаю "Лисма" предприятие не имеет. Просто чаепромышленник Игорь Лисиненко образовал название нового брэнда от собственной фамилии и названия своей компании "Май", а торговая марка саранского предприятия оказалась незарегистрированной.
С продвижением продукции "Лисмы" к лидирующим позициям на рынке связана любопытная история. В феврале 1986 года в Москве готовились к проведению XXVII съезда КПСС. Для надлежащего освещения Дворца съездов требовалось несколько тысяч электролампочек. По традиции "все лучшее -- съездам" планировалось закупить их за границей. И тогда руководство "Лисмы" совершенно неожиданно обратился в Центральный комитет с предложением поставить собственную продукцию. Предложение было настолько крамольным, "неавторизованным", что тогдашних гендиректора Вячеслава Левакина и главного инженера Владимира Литюшкина заставили дать письменную гарантию под партийную ответственность, что мордовская продукция сработает на высшем уровне. Как и любая советская история, эта закончилась хорошо и плохо одновременно: к лампочкам нареканий не было, однако "выскочка" Левакин был исключен из списков на награждение орденом Ленина.
В начале 90-х годов производственное объединение с высочайшими оборотом и рентабельностью попадает под контроль криминальных структур. Происшедшую в 1994 году трагедию -- самоубийство гендиректора Левакина -- связывают в первую очередь с бандитским беспределом в "неформальном" управлении предприятием. Тогда, в феврале 1995 года, главный инженер "Лисмы" Владимир Литюшкин стал генеральным директором.
Новому директору сразу открылась вся картина в деталях: обнаружилось, что до четверти готовой продукции откровенно похищалось по подложным инкассовым поручениям. Доля бартера в обороте предприятия доходила до 72%, и каждые три месяца одно из крупнейших предприятий Европы оказывалось на грани банкротства. Поэтому первое, что сделал Литюшкин (подобно Николаю Пугину на Горьковском автозаводе),-- реформировал сбыт, отделив его от производства. Была создана новая самостоятельная структура -- торговый дом "Лисма", которая в течение нескольких лет налаживала буквально с нуля нормальную реализацию. Рынок сбыта распространился на все страны СНГ, Ближний Восток и даже Африку.
Первые признаки порядка проявились только к 1998 году, а уже к середине следующего года Литюшкину удалось полностью ликвидировать многомесячную задолженность по зарплате. Сейчас 17-тысячный коллектив завода получает в среднем по 1247 рублей в месяц, в то время как среднереспубликанская зарплата держится на уровне 650 рублей.
51-летнего Литюшкина сегодня оценивают как самого влиятельного и сильного бизнесмена Мордовии. Его так и называют -- "генерал". В немалой степени этому способствуют тесные связи с республиканской властью: председатель правительства входит в совет директоров "Лисмы", а Владимир Литюшкин, в свою очередь, член Госсовета Мордовии.
Излюбленный отдых "генерала" Литюшкина -- охота -- как на крупного зверя, так и на водоплавающую дичь. Есть у него и ружье, и карабин, и много всякого другого оружия. Правда, признается он, выбраться на охоту получается не чаще чем раз в три года. А излюбленный повседневный отдых -- чтение. Литюшкин предпочитает историков -- Карамзина, Ключевского и Соловьева.
Отдыхать Литюшкин любит на Волге, в Саратове, а в последние годы -- на российском Юге. Лишь однажды поехал в отпуск в Чехию, в Карловы Вары: надо было подлечиться. А вообще он сторонник активного отдыха -- еженедельно устраивает себе пешие лесные прогулки длиной двадцать километров.
В числе политических кумиров Литюшкин называет Петра I, Ивана Грозного и Юрия Андропова. О последнем замечает, что, проживи тот хотя бы на пять лет дольше, мы бы сегодня жили совсем в другой стране. В качестве примера "другой страны" приводит Китай.
Еще одно излюбленное занятие -- вождение машины. Их у Литюшкина две -- ГАЗ-24 1982 года и УАЗ-469.
Из напитков у Литюшкина вне конкуренции водка, которая в порядке исключения может быть заменена на виски. В течение двадцати лет он курил, однако четырнадцать лет назад завязал с табаком окончательно и бесповоротно. А с 1 января 2000 года распространил это правило у себя на предприятии, причем в достаточно жесткой форме: закурил на работе -- увольнение.
Любимая домашняя игра -- преферанс. Игра коммерческая, требующая сосредоточенности и работы мысли, а не просто везения. Кстати, об "азартности" Литюшкина свидетельствует следующий факт. Во время делового пребывания в США их группу -- в порядке культурной программы -- сводили в казино. Выдали всем жетонов на небольшую сумму. И пока гости увлеченно проигрывали дареные фишки, Литюшкин смиренно сидел в баре за рюмкой виски. Жетоны были привезены домой в качестве американского сувенира.
Об укладе в семье Литюшкиных можно судить по тому, какой наказ глава семьи дал в свое время дочери-первокласснице: "У тебя обязательно должна быть золотая медаль, потому что серебряная в нашей семье уже есть". С серебряной медалью окончил школу сам Литюшкин.
Продавец мороженого

Вам никогда не доводилось покупать саранское мороженое в Москве? Мне доводилось. И в Нижнем Новгороде, и во Владимире. Казалось бы, во всех этих городах своя мощная молочная промышленность, огромные хладокомбинаты. И тем не менее.
Сергей Дорогайкин -- самый молодой представитель мордовской бизнес-элиты. Ему 33 года, а бизнесом в Мордовии он занимается всего с 1997 года. А когда-то он хотел совсем другого.
Во время службы в армии Дорогайкин решил поступить в школу КГБ. Оформил документы, сдал все экзамены, но в последний момент, пообщавшись со знающим земляком, передумал. Земляк рассказал, что из пятерых принятых к последнему курсу остается один -- из-за тотального доносительства, которое там активно поощрялось.
После армии Сергей увлекся борьбой. Занимался месяцев семь, потом неожиданно бросил работу, университет, куда к тому времени поступил, и уехал в школу единоборств на Тянь-Шань. Режим там был вполне монастырский: никаких женщин, мяса, вина, жесткий распорядок, восемь часов тренировок в день и полный самоконтроль. Там он провел три года. Периодически участвовал в коммерческих соревнованиях в Китае, зарабатывал деньги -- в случае победы можно было получить $6--7 тысяч за бой.
Обретя таким образом стартовый капитал, в 1993 году Дорогайкин возвратился в Саранск, чтобы открыть свое дело. Начинать пришлось с торговли мороженым. Бизнес оказался небезуспешным. Уже через год Сергей решил сделать следующий шаг -- от торговли к производству -- и поставил целью возглавить Саранский хладокомбинат. Комбинат к тому времени уже был акционирован, но дела на нем шли неважно. Износ оборудования 85%, задолженность -- более миллиона долларов. Несмотря на это, руководство комбината использовало все свои связи, чтобы не дать Дорогайкину взять предприятие в свои руки. Началось давление со стороны милиции, ФСБ и бандитов одновременно. Чего стоило победить в такой схватке -- известно только Дорогайкину. Но с тех пор он выработал стиль, который помогает ему и сейчас: спишь -- работаешь, ешь -- работаешь.
Впервые выступая перед работниками комбината уже в качестве директора, Сергей волновался и даже не знал, с чего начать. Положение спасла одна из работниц, выкрикнув с галерки: "Ну так как, сынок? Зарплату платить будешь?" "Буду!" -- отвечал Дорогайкин. "Ну, раз будешь -- тогда хорошо. Тогда мы с тобой".
Сегодня его комбинат "Ялга-Холод" -- один из признанных лидеров мордовской экономики: небольшое (350 работников) предприятие имеет $7 миллионов годового оборота -- для Мордовии это очень много. Зарплата рабочих 1500 рублей в месяц. Половина продукции с маркой "Сделано в Саранске" уходит за пределы республики. Уровень производства вырос в пятнадцать раз. Комбинат производит 800 тонн мороженого в месяц, и продается оно в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Калининграде, Омске, Астане.
Как-то Сергею в знак великого уважения предложили билет в театр, в "президентскую ложу" -- рядом с Николаем Меркушкиным. Дорогайкин отказался. Предлагавший счел, что Сергей сошел с ума. А тот просто считает, что выпендреж, стремление выгоднее подать себя в свете, быть приглашенным в нужные места -- это из арсенала старого поколения предпринимателей, к которым Дорогайкин себя никак не относит.

Рейтинг бизнес-лидеров Республики Мордовия

В обретении бизнесменами Мордовии своего места в жизни значительную роль сыграла случайность. Даже сложно представить себе, как выглядела бы республиканская экономика, если бы Владимир Литюшкин стал физиком-теоретиком, Эвир Боксимер -- телемехаником, а Сергей Дорогайкин -- офицером КГБ.Старший брат


Специфика развития бизнеса в Мордовии определяется двумя основными факторами.

Первый -- это крайняя криминализация региона, сопоставимая по масштабам с "казанским феноменом" восьмидесятых годов. Это и неудивительно: "солнечная" Мордовия известна как край лагерей и традиционно упоминается по этому поводу в одном ряду с не менее "солнечным" Магаданом.

Быть бизнесменом в Мордовии трудно. Если кто-то и готов открыть ларек, кафе или просто торговать пирожками на улице, то готовность эта напрочь убивается твердой, "спинномозговой" уверенностью, что завтра же придут бандиты и начнутся большие проблемы. Более того, стереотип "крутится -- значит, ворует" в народном сознании не изжит по сей день. Отсюда мораль: не высовывайся.

Преодолевать бандитизм и уголовные традиции в деловом обороте (и это второй фактор) может лишь сильная личность авторитарного склада, подчиняющая себе буквально все, что происходит в политике, экономике и культуре республики. В роли такой силы выступил нынешний глава Мордовии Николай Меркушкин. Рассказывают, что залог успеха в местном бизнесе -- хорошие отношения с Меркушкиным. Именно он покровительствует и отсылает в опалу, распределяет кредиты и утверждает кандидатов в депутаты Госсобрания, указывает, что можно и что нельзя. Считается, что по-иному в маленьком дотационном регионе со скудными природными ресурсами, маргинализированным населением, живущим на $22 среднемесячной зарплаты, и, по сути, единственным городом Саранском -- просто никак.

Два упомянутых фактора объясняют слова главного редактора одной из местных газет: "Вся мордовская элита страшно зажата". Действительно, когда местным бизнесменам задают вопрос, на каком автомобиле они ездят, они сначала задумываются, а потом, прибедняясь, называют марку попроще.

А еще Мордовия славится открытой клановостью. Вершину политического и делового Олимпа республики гордо делят три брата Меркушкиных. Николай Иванович -- президент или, как он предпочитает именоваться, глава республики. Александр Иванович -- руководитель компании "Саранскстройзаказчик". И Иван Иванович -- директор "Мордовнефтепродукта".

Александр Меркушкин, старший брат, Саранский госуниверситет закончил первым. Пятнадцать лет отработал в Управлении капитального строительства (УКС) МВД республики. В разгар перестроечных восьмидесятых ушел наверх -- зампредом Саранского горисполкома по строительству. Затем, по его собственным словам, понял, что на бюджетное финансирование рассчитывать не приходится, и решил преобразовать деятельность городского УКСа. Меркушкин пробил строительство жилья на средства населения -- новация для тех времен, причем собранные средства было решено хранить в валютном эквиваленте на спецсчете. В 1994 году Меркушкин приватизировал свое управление, а к концу года сдал первые три дома.

Со временем из стройподрядчика долевого жилья с коллективом из 40 энтузиастов предприятие Меркушкина превратилось в универсальный строительный холдинг замкнутого типа на 2100 рабочих мест. Появились заказы городского, а затем и республиканского уровня. При этом работает "Саранскстройзаказчик" исключительно на местном сырье, а его глава -- убежденный противник кредитов. За пять лет деятельности число построенных и сданных квартир составило 2,5% от общего жилого фонда Саранска. Диапазон -- от элитных квартир до дешевого социального жилья.

Средняя зарплата на предприятии 1150 рублей, что почти вдвое выше общереспубликанского уровня. Учитывая, что в Мордовии одна из самых дешевых потребительских корзин в России, эти деньги позволяют прожить.

В свободное время Александр Меркушкин предпочитает побыть дома, поехать в лес, пообщаться с детьми и внуками. Дочь Меркушкина работает врачом, сын -- предприниматель, проходит президентскую программу подготовки кадров и в скором времени поедет стажироваться за рубеж.

Сам Меркушкин-старший ежегодно ездит за границу -- "посмотреть, что они там делают". Среди множества увиденных стран больше всего запомнилась Германия: живут лучше других европейцев, да и народ попроще, чем те же французы или испанцы.

Вкусы свои в еде и одежде Александр Меркушкин считает самыми обычными. И строгая черная Audi A4 лишь подтверждает эту оценку.

Генерал света


Пожалуй, самым известным мордовским предприятием -- как внутри России, так и за ее пределами -- следует считать акционерное общество "Лисма", крупнейшего в стране производителя светотехнического оборудования. Меняя сгоревшую лампочку, мало кто знает, что с вероятностью 70% изготовлена она была в Саранске. И уж вряд ли задумывается о происхождении бутылки гражданин, пожелавший выпить пива. А бутылки тоже производятся на "Лисме".

"Лисма" по-мордовски означает "ручеек". Никакого отношения к широко рекламируемому ныне чаю "Лисма" предприятие не имеет. Просто чаепромышленник Игорь Лисиненко образовал название нового брэнда от собственной фамилии и названия своей компании "Май", а торговая марка саранского предприятия оказалась незарегистрированной.

С продвижением продукции "Лисмы" к лидирующим позициям на рынке связана любопытная история. В феврале 1986 года в Москве готовились к проведению XXVII съезда КПСС. Для надлежащего освещения Дворца съездов требовалось несколько тысяч электролампочек. По традиции "все лучшее -- съездам" планировалось закупить их за границей. И тогда руководство "Лисмы" совершенно неожиданно обратился в Центральный комитет с предложением поставить собственную продукцию. Предложение было настолько крамольным, "неавторизованным", что тогдашних гендиректора Вячеслава Левакина и главного инженера Владимира Литюшкина заставили дать письменную гарантию под партийную ответственность, что мордовская продукция сработает на высшем уровне. Как и любая советская история, эта закончилась хорошо и плохо одновременно: к лампочкам нареканий не было, однако "выскочка" Левакин был исключен из списков на награждение орденом Ленина.

В начале 90-х годов производственное объединение с высочайшими оборотом и рентабельностью попадает под контроль криминальных структур. Происшедшую в 1994 году трагедию -- самоубийство гендиректора Левакина -- связывают в первую очередь с бандитским беспределом в "неформальном" управлении предприятием. Тогда, в феврале 1995 года, главный инженер "Лисмы" Владимир Литюшкин стал генеральным директором.

Новому директору сразу открылась вся картина в деталях: обнаружилось, что до четверти готовой продукции откровенно похищалось по подложным инкассовым поручениям. Доля бартера в обороте предприятия доходила до 72%, и каждые три месяца одно из крупнейших предприятий Европы оказывалось на грани банкротства. Поэтому первое, что сделал Литюшкин (подобно Николаю Пугину на Горьковском автозаводе),-- реформировал сбыт, отделив его от производства. Была создана новая самостоятельная структура -- торговый дом "Лисма", которая в течение нескольких лет налаживала буквально с нуля нормальную реализацию. Рынок сбыта распространился на все страны СНГ, Ближний Восток и даже Африку.

Первые признаки порядка проявились только к 1998 году, а уже к середине следующего года Литюшкину удалось полностью ликвидировать многомесячную задолженность по зарплате. Сейчас 17-тысячный коллектив завода получает в среднем по 1247 рублей в месяц, в то время как среднереспубликанская зарплата держится на уровне 650 рублей.

51-летнего Литюшкина сегодня оценивают как самого влиятельного и сильного бизнесмена Мордовии. Его так и называют -- "генерал". В немалой степени этому способствуют тесные связи с республиканской властью: председатель правительства входит в совет директоров "Лисмы", а Владимир Литюшкин, в свою очередь, член Госсовета Мордовии.

Излюбленный отдых "генерала" Литюшкина -- охота -- как на крупного зверя, так и на водоплавающую дичь. Есть у него и ружье, и карабин, и много всякого другого оружия. Правда, признается он, выбраться на охоту получается не чаще чем раз в три года. А излюбленный повседневный отдых -- чтение. Литюшкин предпочитает историков -- Карамзина, Ключевского и Соловьева.

Отдыхать Литюшкин любит на Волге, в Саратове, а в последние годы -- на российском Юге. Лишь однажды поехал в отпуск в Чехию, в Карловы Вары: надо было подлечиться. А вообще он сторонник активного отдыха -- еженедельно устраивает себе пешие лесные прогулки длиной двадцать километров.

В числе политических кумиров Литюшкин называет Петра I, Ивана Грозного и Юрия Андропова. О последнем замечает, что, проживи тот хотя бы на пять лет дольше, мы бы сегодня жили совсем в другой стране. В качестве примера "другой страны" приводит Китай.

Еще одно излюбленное занятие -- вождение машины. Их у Литюшкина две -- ГАЗ-24 1982 года и УАЗ-469.

Из напитков у Литюшкина вне конкуренции водка, которая в порядке исключения может быть заменена на виски. В течение двадцати лет он курил, однако четырнадцать лет назад завязал с табаком окончательно и бесповоротно. А с 1 января 2000 года распространил это правило у себя на предприятии, причем в достаточно жесткой форме: закурил на работе -- увольнение.

Любимая домашняя игра -- преферанс. Игра коммерческая, требующая сосредоточенности и работы мысли, а не просто везения. Кстати, об "азартности" Литюшкина свидетельствует следующий факт. Во время делового пребывания в США их группу -- в порядке культурной программы -- сводили в казино. Выдали всем жетонов на небольшую сумму. И пока гости увлеченно проигрывали дареные фишки, Литюшкин смиренно сидел в баре за рюмкой виски. Жетоны были привезены домой в качестве американского сувенира.

Об укладе в семье Литюшкиных можно судить по тому, какой наказ глава семьи дал в свое время дочери-первокласснице: "У тебя обязательно должна быть золотая медаль, потому что серебряная в нашей семье уже есть". С серебряной медалью окончил школу сам Литюшкин.

Продавец мороженого


Вам никогда не доводилось покупать саранское мороженое в Москве? Мне доводилось. И в Нижнем Новгороде, и во Владимире. Казалось бы, во всех этих городах своя мощная молочная промышленность, огромные хладокомбинаты. И тем не менее.

Сергей Дорогайкин -- самый молодой представитель мордовской бизнес-элиты. Ему 33 года, а бизнесом в Мордовии он занимается всего с 1997 года. А когда-то он хотел совсем другого.

Во время службы в армии Дорогайкин решил поступить в школу КГБ. Оформил документы, сдал все экзамены, но в последний момент, пообщавшись со знающим земляком, передумал. Земляк рассказал, что из пятерых принятых к последнему курсу остается один -- из-за тотального доносительства, которое там активно поощрялось.

После армии Сергей увлекся борьбой. Занимался месяцев семь, потом неожиданно бросил работу, университет, куда к тому времени поступил, и уехал в школу единоборств на Тянь-Шань. Режим там был вполне монастырский: никаких женщин, мяса, вина, жесткий распорядок, восемь часов тренировок в день и полный самоконтроль. Там он провел три года. Периодически участвовал в коммерческих соревнованиях в Китае, зарабатывал деньги -- в случае победы можно было получить $6--7 тысяч за бой.

Обретя таким образом стартовый капитал, в 1993 году Дорогайкин возвратился в Саранск, чтобы открыть свое дело. Начинать пришлось с торговли мороженым. Бизнес оказался небезуспешным. Уже через год Сергей решил сделать следующий шаг -- от торговли к производству -- и поставил целью возглавить Саранский хладокомбинат. Комбинат к тому времени уже был акционирован, но дела на нем шли неважно. Износ оборудования 85%, задолженность -- более миллиона долларов. Несмотря на это, руководство комбината использовало все свои связи, чтобы не дать Дорогайкину взять предприятие в свои руки. Началось давление со стороны милиции, ФСБ и бандитов одновременно. Чего стоило победить в такой схватке -- известно только Дорогайкину. Но с тех пор он выработал стиль, который помогает ему и сейчас: спишь -- работаешь, ешь -- работаешь.

Впервые выступая перед работниками комбината уже в качестве директора, Сергей волновался и даже не знал, с чего начать. Положение спасла одна из работниц, выкрикнув с галерки: "Ну так как, сынок? Зарплату платить будешь?" "Буду!" -- отвечал Дорогайкин. "Ну, раз будешь -- тогда хорошо. Тогда мы с тобой".

Сегодня его комбинат "Ялга-Холод" -- один из признанных лидеров мордовской экономики: небольшое (350 работников) предприятие имеет $7 миллионов годового оборота -- для Мордовии это очень много. Зарплата рабочих 1500 рублей в месяц. Половина продукции с маркой "Сделано в Саранске" уходит за пределы республики. Уровень производства вырос в пятнадцать раз. Комбинат производит 800 тонн мороженого в месяц, и продается оно в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Калининграде, Омске, Астане.

Как-то Сергею в знак великого уважения предложили билет в театр, в "президентскую ложу" -- рядом с Николаем Меркушкиным. Дорогайкин отказался. Предлагавший счел, что Сергей сошел с ума. А тот просто считает, что выпендреж, стремление выгоднее подать себя в свете, быть приглашенным в нужные места -- это из арсенала старого поколения предпринимателей, к которым Дорогайкин себя никак не относит.


Рейтинг бизнес-лидеров Республики Мордовия

МестоБизнес-лидерПриблизительный объем активов всех контролируемых предприятийСостав и сфера деятельности контролируемых предприятий

1Владимир Литюшкин$43 млн.АО "Лисма"

2Александр Меркушкин$13 млн.АООТ "Саранскстройзаказчик"

3Сергей Дорогайкин$10 млн.АО "Ялга-Холод"

ДМИТРИЙ ТОКМАН

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».