23 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "Известное о неизвестном"

Архивная публикация 2007 года: "Известное о неизвестном"

Выставка работ Архипа Куинджи, одна из самых масштабных за последнее время, откроется в корпусе Бенуа Русского музея 26 декабря.Действительно, из своих запасников Русский музей достанет почти все работы Куинджи, которые у него есть, в том числе малоизвестную широкой публике графику.

Биография Куинджи — сплошная загадка. О своей жизни он распространяться не любил. Его происхождение до сих пор вызывает споры. Принято считать, что он сын сапожника-грека. Но фамилия Куинджи турецкого происхождения и в переводе означает «ювелир», «золотых дел мастер».

Дата рождения художника также вызывает споры: в Центральном государственном историческом архиве хранятся три его паспорта с разными датами рождения — 1841, 1842 и 1843-й. Принято считать, что год рождения – 1842-й. Точно известно место рождения — Мариуполь.

Когда художнику было три года, умер его отец, а чуть позже — мать. Куинджи уехал в Феодосию. Там он служил у подрядчика на строительстве церкви, затем у хлеботорговца, пас гусей. Грамоте его обучил грек, да и то греческой.

Но где бы он ни был, Куинджи, подобно Айвазовскому, рисовал — на стенах домов, заборах, клочках бумаги. Судьба заносила его в Одессу, Петербург, где он работал ретушером у местных фотографов.

Его первые работы, в том числе «Буря на Черном море при закате солнца» (1869), конечно, были навеяны неповторимыми по своей красоте пейзажами Крыма и работами Айвазовского. На пленэр в Крым Куинджи привозил и своих учеников, в том числе Николая Рериха.

Романтизм и реализм тесно переплетались в картинах Куинджи. Но в начале 1870-х годов реализм взял верх: «Осенняя распутица» (1870) — работа, точно передающая настроение мглистого, серого дня, символ унылой российской действительности. Какое место Куинджи запечатлел на этой картине, точно неизвестно. В отличие от другого места, Валаама, вдохновлявшего всех петербургских художников того времени. После второго посещения острова в 1873 году Куинджи написал картину «На острове Валааме», получившую высокую оценку Ильи Репина и Ивана Крамского. Ее же у автора в свою коллекцию приобрел Павел Третьяков.

В середине 1870-х Куинджи подчинял свои пейзажи программным задачам передвижников, в товарищество которых он входил. Унылые сельские пейзажи должны были вызывать (и вызывали) ассоциации с социальной неустроенностью русской жизни — «Забытая деревня», «Чумацкий тракт».

А вот картины конца 1870-х годов стали наиболее зрелыми в творчестве Куинджи: игра цветом и светом позволяла художнику создавать полную иллюзию освещения — «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879), «Ночь на Днепре» (1880).

Многие из этих работ можно будет увидеть на выставке. Кроме того, посетителям представят малоизвестные шедевры мастера, эскизы, этюды и работы позднего периода, когда художник активно искал новые пути в пейзажной технике, за что и был назван Александром Бенуа «великим и вечным искателем колористических задач».

Выставка работ Архипа Куинджи, одна из самых масштабных за последнее время, откроется в корпусе Бенуа Русского музея 26 декабря.Действительно, из своих запасников Русский музей достанет почти все работы Куинджи, которые у него есть, в том числе малоизвестную широкой публике графику.

Биография Куинджи — сплошная загадка. О своей жизни он распространяться не любил. Его происхождение до сих пор вызывает споры. Принято считать, что он сын сапожника-грека. Но фамилия Куинджи турецкого происхождения и в переводе означает «ювелир», «золотых дел мастер».

Дата рождения художника также вызывает споры: в Центральном государственном историческом архиве хранятся три его паспорта с разными датами рождения — 1841, 1842 и 1843-й. Принято считать, что год рождения – 1842-й. Точно известно место рождения — Мариуполь.

Когда художнику было три года, умер его отец, а чуть позже — мать. Куинджи уехал в Феодосию. Там он служил у подрядчика на строительстве церкви, затем у хлеботорговца, пас гусей. Грамоте его обучил грек, да и то греческой.

Но где бы он ни был, Куинджи, подобно Айвазовскому, рисовал — на стенах домов, заборах, клочках бумаги. Судьба заносила его в Одессу, Петербург, где он работал ретушером у местных фотографов.

Его первые работы, в том числе «Буря на Черном море при закате солнца» (1869), конечно, были навеяны неповторимыми по своей красоте пейзажами Крыма и работами Айвазовского. На пленэр в Крым Куинджи привозил и своих учеников, в том числе Николая Рериха.

Романтизм и реализм тесно переплетались в картинах Куинджи. Но в начале 1870-х годов реализм взял верх: «Осенняя распутица» (1870) — работа, точно передающая настроение мглистого, серого дня, символ унылой российской действительности. Какое место Куинджи запечатлел на этой картине, точно неизвестно. В отличие от другого места, Валаама, вдохновлявшего всех петербургских художников того времени. После второго посещения острова в 1873 году Куинджи написал картину «На острове Валааме», получившую высокую оценку Ильи Репина и Ивана Крамского. Ее же у автора в свою коллекцию приобрел Павел Третьяков.

В середине 1870-х Куинджи подчинял свои пейзажи программным задачам передвижников, в товарищество которых он входил. Унылые сельские пейзажи должны были вызывать (и вызывали) ассоциации с социальной неустроенностью русской жизни — «Забытая деревня», «Чумацкий тракт».

А вот картины конца 1870-х годов стали наиболее зрелыми в творчестве Куинджи: игра цветом и светом позволяла художнику создавать полную иллюзию освещения — «Украинская ночь» (1876), «Березовая роща» (1879), «Ночь на Днепре» (1880).

Многие из этих работ можно будет увидеть на выставке. Кроме того, посетителям представят малоизвестные шедевры мастера, эскизы, этюды и работы позднего периода, когда художник активно искал новые пути в пейзажной технике, за что и был назван Александром Бенуа «великим и вечным искателем колористических задач».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».