29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Johnson & Johnson: надо больше покупать"

Архивная публикация 2002 года: "Johnson & Johnson: надо больше покупать"

Пока все хорошо. Но, возможно, пора взяться за чековую книжку, ведь поразить рынок почти нечем.Нет сомнений: в последнее время у Johnson & Johnson все очень хорошо. Чистый доход за прошлый год солидно подрос -- на 18% -- и достиг $5,9 млрд., не считая доходов от единовременных сделок. Общая прибыль выросла почти на 11% и достигла $33 млрд. благодаря успеху новых лекарств -- например, препарата от анемии Procrit. Стоимость акций бренда выросла за прошлый год примерно на 20%, т. к. инвесторы ожидают доходов от нового медицинского кардиологического прибора, который появится на рынке в начале 2003 года. Считается, что потенциально он может принести $1 млрд.
Однако показатели Johnson & Johnson в ближайшие два-три года почти неизбежно начнут постепенно снижаться. Усилится конкуренция на ряде основных рынков, а многообещающие новые лекарства Johnson & Johnson появятся на рынке самое раннее через несколько лет. Становится все яснее, что для сохранения прибыльности генеральному директору Уильяму Уэлдону (William C. Weldon) придется раскрыть чековую книжку Johnson & Johnson и заключить несколько серьезных сделок. И сделать это надо до того, как конкуренты вырвут у компании из-под носа лакомые кусочки или заставят ее платить несообразную цену.
Перед Уэлдоном, бывшим главой фармацевтического подразделения Johnson & Johnson, возглавившим компанию в апреле этого года, стоит достаточно сложная проблема. Ему надо обеспечить рост в долгосрочной перспективе, не переплачивая за него. "Конечно, дешевого ничего не бывает, -- отмечает Уэлдон, но добавляет: -- Если рост наших доходов будет выше среднего, это позволит нам быть более гибкими и рассмотреть больше возможностей для дальнейшего роста". Конкуренты будут очень пристально следить за его стратегией. В последнее время расти индустрии лекарств стало намного сложнее, а сам рост в значительной степени обеспечивается за счет вариантов уже существующих лекарств. Если сил на необходимые приобретения нет даже у Johnson & Johnson, то вряд ли они есть у кого-нибудь в отрасли вообще.
К чему такая спешка? Ведь это же та самая компания, которая по всем показателям превзошла средние значения по отрасли и была первой в списке 50 лучших компаний Business Week. А Уэлдон опровергает утверждение, что через пару лет конвейер новых лекарств Johnson & Johnson может на какое-то время встать. И тем не менее у Johnson & Johnson в ближайшем будущем не появятся препараты, которые стали бы бесспорными лидерами продаж, а ряд нынешних лекарств-"бестселлеров" скоро столкнется с сильной конкуренцией. Сейчас годовой объем продаж Procrit (за пределами США препарат продается под названием Eprex) -- $3,4 млрд. Но Procrit скоро может получить серьезный удар со стороны корпорации Amgen Inc.: ее лекарство от анемии Anarest будет разрешено к применению для лечения онкологических больных уже в этом году. А к концу 2003 года новый расширитель с лекарственным покрытием для профилактики повторного тромбоза артерий после ангиопластики столкнется с конкуренцией со стороны аналогичной продукции фирм вроде Guidant Corp.
Каков итог? После значительного роста в этом и следующем году аналитик Merrill Lynch & Co. Дэниэл Леметр (Daniel T. Lemaitre) прогнозирует его замедление до 13% к 2005 году. Говорит Джон Фишер (Jon M. Fisher), глава отдела фондовых исследований Fifth Third Bank, крупного акционера J&J: "Они должны купить что-то стоящее".
Найти это стоящее будет непросто. Крупные производители лекарств, такие как Merck & Co. и Bristol-Myers Squibb Co., столкнутся с сильным падением доходов, причинами которого являются острая конкуренция и дефицит новых разработок. Поэтому Johnson & Johnson придется сражаться со все более агрессивными конкурентами, готовыми приобрести права или лицензии на интересную новую продукцию. А это может значительно повысить стоимость лучших компаний. "Такая сейчас сильная конкуренция на рынке, -- жалуется один инвестиционный банкир. -- Труднее всего будет купить [компанию] по разумной цене".
Johnson & Johnson в целом делала это раньше вполне успешно. Предшественник Уэлдона, Ральф Ларсен (Ralph S. Larsen), за десять последних лет купил 55 компаний, как правило, с весомым результатом. Взять хотя бы приобретение в 1999 году биотехнологической фирмы Centocor Inс. Благодаря этому Johnson & Johnson завладела перспективным препаратом для лечения ревматоидного артрита Remicade. Маркетинговые усилия позволили увеличить продажи Remicade со $116 млн. до $ 721 млн. в прошлом году. Johnson & Johnson еще и учится на своих ошибках. Когда в 1994 году достаточно жесткое поглощение компании--производителя медоборудования Cordis Corp. привело к массовому исходу лучших кадров из вновь приобретенной фирмы, в Johnson & Johnson создали специальную интеграционную команду, чтобы в дальнейшем избегать таких проблем при слияниях в будущем.
Что же Уэлдону покупать? Аналитики и банкиры полагают, что Johnson & Johnson, скорее всего, в ближайшие год-два заключит несколько сделок примерно на $10 млрд., приобретя компании, у которых есть новые разработки, уже выпущенные на рынок или находящиеся на завершающем этапе рассмотрения в FDA (Food and Drug Administration -- Управление по контролю за продуктами и лекарствами, США. -- "Профиль"). К числу вероятных приобретений можно отнести, например, компанию Gilead Sciences Inc., недавно получившую разрешение FDA на новый препарат для лечения ВИЧ-инфекции. Ллойд Куртц (Lloyd S. Kurtz), старший вице-президент финансово-консалтинговой фирмы Harris Bretall Sullivan & Smith LLC из Сан-Франциско, говорит, что продажи этого лекарства принесут свыше $1 млрд. в год. Разработанное Cephalon Inc. лекарство Provigil уже одобрено FDA. Оно вполне способно пригодиться Johnson & Johnson (ежегодный объем продаж -- $700 млн.). Другие инвесторы указывают на Scios Inc. с ее лекарством для сердечной мышцы (ежегодный доход -- $500 млн.) и на CV Therapeutic Inc., работающую над проблемой ангины. По мнению Джонаса Алсенаса (Jonas V. Alsenas), менеджера по формированию пакетов акций из ING Furman Selz Asset Management LLC, объем продаж лекарства, разработанного специалистами CV, может превысить годовой объем в $500 млн. Все перечисленные кандидаты на приобретение от комментариев отказались, равно как и Johnson & Johnson.
Скорее всего, Johnson & Johnson будет очень разборчива. И хотя ходят слухи о ее заинтересованности в приобретении Bristol-Myers Squibb, инвестиционные банкиры считают это маловероятным из-за невысокого показателя роста Bristol. Согласно источникам в самой отрасли, в начале года Johnson & Johnson рассматривала возможность приобретения St.Jude Medical Inc., производителя медоборудования из Сент-Пола (штат Миннесота) с оборотом в $1,4 млрд. Но компания отказалась от покупки, потому что, как считают специалисты, быстро меняющиеся технологии делают это приобретение слишком рискованным. St. Jude и Johnson & Johnson комментариев давать не стали.
В схватке за лучшие куски у Johnson & Johnson есть козырь против всех Merck и Bristol мира. Высокие доходы привели к росту стоимости акций. Прогнозируемый показатель соотношения цены акции и доходов в расчете на одну акцию на 2003 год составляет у Johnson & Johnson 22 против 16,7 у Merck и 17,6 у Bristol. Johnson & Johnson может себе позволить высокие ставки в игре по приобретению новых фирм. Вопрос в том, как он разыграет свои карты.

Эйми Бэрретт (Amy Barrett) в Филадельфии. -- Business Week.

Пока все хорошо. Но, возможно, пора взяться за чековую книжку, ведь поразить рынок почти нечем.Нет сомнений: в последнее время у Johnson & Johnson все очень хорошо. Чистый доход за прошлый год солидно подрос -- на 18% -- и достиг $5,9 млрд., не считая доходов от единовременных сделок. Общая прибыль выросла почти на 11% и достигла $33 млрд. благодаря успеху новых лекарств -- например, препарата от анемии Procrit. Стоимость акций бренда выросла за прошлый год примерно на 20%, т. к. инвесторы ожидают доходов от нового медицинского кардиологического прибора, который появится на рынке в начале 2003 года. Считается, что потенциально он может принести $1 млрд.

Однако показатели Johnson & Johnson в ближайшие два-три года почти неизбежно начнут постепенно снижаться. Усилится конкуренция на ряде основных рынков, а многообещающие новые лекарства Johnson & Johnson появятся на рынке самое раннее через несколько лет. Становится все яснее, что для сохранения прибыльности генеральному директору Уильяму Уэлдону (William C. Weldon) придется раскрыть чековую книжку Johnson & Johnson и заключить несколько серьезных сделок. И сделать это надо до того, как конкуренты вырвут у компании из-под носа лакомые кусочки или заставят ее платить несообразную цену.

Перед Уэлдоном, бывшим главой фармацевтического подразделения Johnson & Johnson, возглавившим компанию в апреле этого года, стоит достаточно сложная проблема. Ему надо обеспечить рост в долгосрочной перспективе, не переплачивая за него. "Конечно, дешевого ничего не бывает, -- отмечает Уэлдон, но добавляет: -- Если рост наших доходов будет выше среднего, это позволит нам быть более гибкими и рассмотреть больше возможностей для дальнейшего роста". Конкуренты будут очень пристально следить за его стратегией. В последнее время расти индустрии лекарств стало намного сложнее, а сам рост в значительной степени обеспечивается за счет вариантов уже существующих лекарств. Если сил на необходимые приобретения нет даже у Johnson & Johnson, то вряд ли они есть у кого-нибудь в отрасли вообще.

К чему такая спешка? Ведь это же та самая компания, которая по всем показателям превзошла средние значения по отрасли и была первой в списке 50 лучших компаний Business Week. А Уэлдон опровергает утверждение, что через пару лет конвейер новых лекарств Johnson & Johnson может на какое-то время встать. И тем не менее у Johnson & Johnson в ближайшем будущем не появятся препараты, которые стали бы бесспорными лидерами продаж, а ряд нынешних лекарств-"бестселлеров" скоро столкнется с сильной конкуренцией. Сейчас годовой объем продаж Procrit (за пределами США препарат продается под названием Eprex) -- $3,4 млрд. Но Procrit скоро может получить серьезный удар со стороны корпорации Amgen Inc.: ее лекарство от анемии Anarest будет разрешено к применению для лечения онкологических больных уже в этом году. А к концу 2003 года новый расширитель с лекарственным покрытием для профилактики повторного тромбоза артерий после ангиопластики столкнется с конкуренцией со стороны аналогичной продукции фирм вроде Guidant Corp.

Каков итог? После значительного роста в этом и следующем году аналитик Merrill Lynch & Co. Дэниэл Леметр (Daniel T. Lemaitre) прогнозирует его замедление до 13% к 2005 году. Говорит Джон Фишер (Jon M. Fisher), глава отдела фондовых исследований Fifth Third Bank, крупного акционера J&J: "Они должны купить что-то стоящее".

Найти это стоящее будет непросто. Крупные производители лекарств, такие как Merck & Co. и Bristol-Myers Squibb Co., столкнутся с сильным падением доходов, причинами которого являются острая конкуренция и дефицит новых разработок. Поэтому Johnson & Johnson придется сражаться со все более агрессивными конкурентами, готовыми приобрести права или лицензии на интересную новую продукцию. А это может значительно повысить стоимость лучших компаний. "Такая сейчас сильная конкуренция на рынке, -- жалуется один инвестиционный банкир. -- Труднее всего будет купить [компанию] по разумной цене".

Johnson & Johnson в целом делала это раньше вполне успешно. Предшественник Уэлдона, Ральф Ларсен (Ralph S. Larsen), за десять последних лет купил 55 компаний, как правило, с весомым результатом. Взять хотя бы приобретение в 1999 году биотехнологической фирмы Centocor Inс. Благодаря этому Johnson & Johnson завладела перспективным препаратом для лечения ревматоидного артрита Remicade. Маркетинговые усилия позволили увеличить продажи Remicade со $116 млн. до $ 721 млн. в прошлом году. Johnson & Johnson еще и учится на своих ошибках. Когда в 1994 году достаточно жесткое поглощение компании--производителя медоборудования Cordis Corp. привело к массовому исходу лучших кадров из вновь приобретенной фирмы, в Johnson & Johnson создали специальную интеграционную команду, чтобы в дальнейшем избегать таких проблем при слияниях в будущем.

Что же Уэлдону покупать? Аналитики и банкиры полагают, что Johnson & Johnson, скорее всего, в ближайшие год-два заключит несколько сделок примерно на $10 млрд., приобретя компании, у которых есть новые разработки, уже выпущенные на рынок или находящиеся на завершающем этапе рассмотрения в FDA (Food and Drug Administration -- Управление по контролю за продуктами и лекарствами, США. -- "Профиль"). К числу вероятных приобретений можно отнести, например, компанию Gilead Sciences Inc., недавно получившую разрешение FDA на новый препарат для лечения ВИЧ-инфекции. Ллойд Куртц (Lloyd S. Kurtz), старший вице-президент финансово-консалтинговой фирмы Harris Bretall Sullivan & Smith LLC из Сан-Франциско, говорит, что продажи этого лекарства принесут свыше $1 млрд. в год. Разработанное Cephalon Inc. лекарство Provigil уже одобрено FDA. Оно вполне способно пригодиться Johnson & Johnson (ежегодный объем продаж -- $700 млн.). Другие инвесторы указывают на Scios Inc. с ее лекарством для сердечной мышцы (ежегодный доход -- $500 млн.) и на CV Therapeutic Inc., работающую над проблемой ангины. По мнению Джонаса Алсенаса (Jonas V. Alsenas), менеджера по формированию пакетов акций из ING Furman Selz Asset Management LLC, объем продаж лекарства, разработанного специалистами CV, может превысить годовой объем в $500 млн. Все перечисленные кандидаты на приобретение от комментариев отказались, равно как и Johnson & Johnson.

Скорее всего, Johnson & Johnson будет очень разборчива. И хотя ходят слухи о ее заинтересованности в приобретении Bristol-Myers Squibb, инвестиционные банкиры считают это маловероятным из-за невысокого показателя роста Bristol. Согласно источникам в самой отрасли, в начале года Johnson & Johnson рассматривала возможность приобретения St.Jude Medical Inc., производителя медоборудования из Сент-Пола (штат Миннесота) с оборотом в $1,4 млрд. Но компания отказалась от покупки, потому что, как считают специалисты, быстро меняющиеся технологии делают это приобретение слишком рискованным. St. Jude и Johnson & Johnson комментариев давать не стали.

В схватке за лучшие куски у Johnson & Johnson есть козырь против всех Merck и Bristol мира. Высокие доходы привели к росту стоимости акций. Прогнозируемый показатель соотношения цены акции и доходов в расчете на одну акцию на 2003 год составляет у Johnson & Johnson 22 против 16,7 у Merck и 17,6 у Bristol. Johnson & Johnson может себе позволить высокие ставки в игре по приобретению новых фирм. Вопрос в том, как он разыграет свои карты.


Эйми Бэрретт (Amy Barrett) в Филадельфии. -- Business Week.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама