24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "К вам едет провизор"

Архивная публикация 2004 года: "К вам едет провизор"

На аптечном рынке начинается настоящая война: крупный столичные сети ринулись в регионы. Заработанных в прошлом году на продаже лекарств $4 млрд воротилам провизорского бизнеса уже мало. Они готовятся к новым рекордам. Главная тенденция стремительного развития аптечного бизнеса, так же как и в ритейле, - объединение в сети. Сейчас в России, по данным центра маркетинговых исследований "Фармэксперт", уже 41% аптечных учреждений входит в сетевые холдинги, а в Москве сетевики держат ровно половину аптечного рынка. Кстати, столица, как это ни странно, не является самым продвинутым городом по внедрению сетевых технологий: в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде доля сетевых аптек на рынке зашкаливает за 60%.

©
На аптечном рынке начинается настоящая война: крупный столичные сети ринулись в регионы. Заработанных в прошлом году на продаже лекарств $4 млрд воротилам провизорского бизнеса уже мало. Они готовятся к новым рекордам.
©
Главная тенденция стремительного развития аптечного бизнеса, так же как и в ритейле, - объединение в сети. Сейчас в России, по данным центра маркетинговых исследований "Фармэксперт", уже 41% аптечных учреждений входит в сетевые холдинги, а в Москве сетевики держат ровно половину аптечного рынка. Кстати, столица, как это ни странно, не является самым продвинутым городом по внедрению сетевых технологий: в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде доля сетевых аптек на рынке зашкаливает за 60%.

Артем Бектемиров, генеральный директор самой раскрученной аптечной сети "36,6", считает захват рынка сетями неотвратимым: "Крупные сети выигрывают за счет объемов. Это позволяет инвестировать в дальнейшее развитие бизнеса, оптимизировать технологии, логистику, что в конечном итоге усиливает конкурентные преимущества в продвижении на региональные рынки". По мнению Бектемирова, количество игроков на аптечном розничном рынке неминуемо сократится.

Такого же мнения придерживается и Сергей Низовцев, председатель совета директоров питерской компании "Натур продукт" (137 аптек): "Как и прошлый, этот год будет характеризоваться уходом с рынка мелких игроков, дальнейшей концентрацией аптечного бизнеса в руках крупных и цивилизованных компаний, что приведет к улучшению организации аптечного бизнеса".

И вас вылечат

Задача номер один для сетевых торговцев на сегодня - продвижение в регионы. Поэтому весь 2004 год пройдет под знаком экспансии столичных сетей на региональные рынки - стратегические планы ведущих столичных сетей покрывают всю европейскую часть России. Но плодиться и размножаться в регионах аптечные гиганты предпочитают не путем строительства новых аптек, а за счет скупки небольших частных региональных сетей.

Темп в этой скачке задает сеть "36,6" - лидер российского аптечного рынка по объемам продаж ($75 млн. за прошлый год). После приобретения две недели тому назад крупнейшей в Башкирии розничной сети "Леко" (73 аптеки) сеть с правильной температурой вышла на заветное первое место по количеству аптек - 173. В ее планах - дальнейшая региональная экспансия: в самое ближайшее время лидер намерен расширить свое присутствие в Центральном и Волго-Уральском регионах.

Москвичей не останавливает даже то, что сейчас объем потребления лекарств на душу населения в провинции, по данным специализирующейся на фармацевтическом консалтинге компании RMBC, составляет всего $16,5 в год, тогда так в Москве почти в два раза больше - $39,5 (в странах Евросоюза - $220, в США - $300, в Японии - $400). Как говорят сами сетевики, экспансия в глубинку - это инвестиции в будущее.

Необыкновенное чудо

Планы крупных столичных аптечных холдингов расширить свое влияние не ограничиваются только региональной экспансией. В стремлении занять как можно больше места под солнцем монстры плотоядно присматриваются друг к другу.

Первой серьезной сделкой по слиянию стала покупка сетью "Чудо-доктор" сети ICN. Единая компания из 134 аптек будет работать под общей торговой маркой "Чудо-доктор", а неудачный для восприятия россиян товарный знак ICN постепенно исчезнет.

Все ведущие операторы рынка единодушны в мнении, что в ближайшее время надо ждать таких же масштабных слияний, которые ведут к созданию сильных брендов. Возможно, вторым станет "Натур продукт". Владелец этой сети Сергей Низовцев в интервью "Профилю" заявил, что сейчас его компания планирует аналогичную сделку. С кем именно намерен "пожениться" "Натур-продукт", г-н Низовцев пока не уточняет.

Другой лакомый кусок для сетевых аптечных холдингов, который они уже готовы проглотить - муниципальные аптеки. На сегодняшний день 35% российских аптек остаются в госсобственности. Самую крепкую оборону держит Красноярский край, где в госсекторе 63% аптек, а наиболее либеральным к рыночным реформам оказался Иркутск, где осталось всего 14% муниципальных аптек.

В Москве соотношение муниципалов и частников - 41:59, но в самое ближайшее время цифры могут резко измениться. Как рассказал Сергей Панкратов, исполнительный директор некоммерческой ассоциации аптечных учреждений "Союзфарма" (она объединяет 250 аптек), в нынешнем году в Москве пройдет эксперимент по продаже с аукциона самых убыточных из аптек, принадлежащих городу. Пока столичное правительство думает, сколько же аптек оно готово отпустить в свободное плавание, первая десятка частных холдингов замерла в ожидании. Регионы регионами, но ягоды на столичной поляне куда крупнее и слаще. Тем более что претенденты на богатый московский урожай есть и в Питере: сеть "Натур продукт", у которой в Москве сегодня всего 8 аптек, планирует в этом году увеличить их число до 25.

Муниципальная аптека люба-дорога частникам оттого, что располагается обычно в удобном месте, не требует больших инвестиций (как правило, нуждается только в косметическом ремонте), а уже через пару месяцев в разы увеличивает оборот. К тому же, превратив аптеку из муниципальной в частную, ее хозяева уже не испытывают необходимости платить сотрудникам "белые" зарплаты или содержать заведомо убыточный, но необходимый определенной категории покупателей рецептурно-производственный отдел. А если учесть, что "муниципальный" персонал, как правило, отличается еще советской закалкой и не в состоянии эффективно управлять бизнесом в новых условиях, нетрудно догадаться, что государственные аптеки постепенно превращаются для бюджета в тяжелый груз, который к тому же можно выгодно продать.

Дешево или сердито?

Все это, как прогнозируют крупные игроки аптечного рынка, приведет к тому, что через пару лет ни одной государственной аптеки в столице не останется, а аптечный рынок разделят между собой 10-15 сетей. Переход муниципальных аптечных учреждений в частные руки, по логике, должен неминуемо привести к росту цен. Но частники клянутся, что разговоры про дикую разницу цен - не более чем миф. Лариса Желткова, директор по маркетингу сети "Доктор Столетов" (44 аптеки), рассказала, что недавно, намереваясь открыть на юге Москвы несколько новых аптек, она решила провести мониторинг цен в предполагаемом районе строительства. Оказалось, что цены в муниципальных аптеках не ниже, а по многим позициям даже выше, чем у "Столетова". "У частных аптек цены достаточно конкурентоспособны, но среди старшего поколения закрепилось убеждение, что раз евроремонт - значит, дорого", - говорит Желткова.

В пользу этих рассуждений свидетельствует и то, что, в принципе, крупные аптечные сети должны нести меньшие издержки, а следовательно, в состоянии постепенно снижать цены на лекарства. Но, оказывается, пока они не видят в этом необходимости. Генеральный директор "36,6" Артем Бектемиров честно отвечает: "Если конкуренция заставит, мы можем снизить цены". - "А пока не заставляет?" - "К счастью, она пока не столь жестока".

Значит, до тех пор, пока конкуренция будет оставаться терпимой, аптечные короли намереваются держать такие цены, которые позволят им расширять свои владения. К тому же рост евро (а отечественный лекарственный рынок сильно завязан на Европу) не оставляет надежд на снижение цен.

Как рассказала коммерческий директор одной из ведущих дистрибьюторских сетей "Аптека-холдинг" Вера Пермикова, европейские производители с начала 2004 года подняли отпускные цены в среднем на 10%. Сейчас и у аптек, и у дистрибьюторов прошлогодние запасы подходят к концу, и через две-три недели покупатели получат сюрприз в виде надбавки в те же 10% почти на 500 наименований лекарств.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».