Наверх
21 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "К вам едет провизор"

На аптечном рынке начинается настоящая война: крупный столичные сети ринулись в регионы. Заработанных в прошлом году на продаже лекарств $4 млрд воротилам провизорского бизнеса уже мало. Они готовятся к новым рекордам.
Главная тенденция стремительного развития аптечного бизнеса, так же как и в ритейле, — объединение в сети. Сейчас в России, по данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», уже 41% аптечных учреждений входит в сетевые холдинги, а в Москве сетевики держат ровно половину аптечного рынка. Кстати, столица, как это ни странно, не является самым продвинутым городом по внедрению сетевых технологий: в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде доля сетевых аптек на рынке зашкаливает за 60%.

Артем Бектемиров, генеральный директор самой раскрученной аптечной сети «36,6», считает захват рынка сетями неотвратимым: «Крупные сети выигрывают за счет объемов. Это позволяет инвестировать в дальнейшее развитие бизнеса, оптимизировать технологии, логистику, что в конечном итоге усиливает конкурентные преимущества в продвижении на региональные рынки». По мнению Бектемирова, количество игроков на аптечном розничном рынке неминуемо сократится.

Такого же мнения придерживается и Сергей Низовцев, председатель совета директоров питерской компании «Натур продукт» (137 аптек): «Как и прошлый, этот год будет характеризоваться уходом с рынка мелких игроков, дальнейшей концентрацией аптечного бизнеса в руках крупных и цивилизованных компаний, что приведет к улучшению организации аптечного бизнеса».

И вас вылечат

Задача номер один для сетевых торговцев на сегодня — продвижение в регионы. Поэтому весь 2004 год пройдет под знаком экспансии столичных сетей на региональные рынки — стратегические планы ведущих столичных сетей покрывают всю европейскую часть России. Но плодиться и размножаться в регионах аптечные гиганты предпочитают не путем строительства новых аптек, а за счет скупки небольших частных региональных сетей.

Темп в этой скачке задает сеть «36,6» — лидер российского аптечного рынка по объемам продаж ($75 млн. за прошлый год). После приобретения две недели тому назад крупнейшей в Башкирии розничной сети «Леко» (73 аптеки) сеть с правильной температурой вышла на заветное первое место по количеству аптек — 173. В ее планах — дальнейшая региональная экспансия: в самое ближайшее время лидер намерен расширить свое присутствие в Центральном и Волго-Уральском регионах.

Москвичей не останавливает даже то, что сейчас объем потребления лекарств на душу населения в провинции, по данным специализирующейся на фармацевтическом консалтинге компании RMBC, составляет всего $16,5 в год, тогда так в Москве почти в два раза больше — $39,5 (в странах Евросоюза — $220, в США — $300, в Японии — $400). Как говорят сами сетевики, экспансия в глубинку — это инвестиции в будущее.

Необыкновенное чудо

Планы крупных столичных аптечных холдингов расширить свое влияние не ограничиваются только региональной экспансией. В стремлении занять как можно больше места под солнцем монстры плотоядно присматриваются друг к другу.

Первой серьезной сделкой по слиянию стала покупка сетью «Чудо-доктор» сети ICN. Единая компания из 134 аптек будет работать под общей торговой маркой «Чудо-доктор», а неудачный для восприятия россиян товарный знак ICN постепенно исчезнет.

Все ведущие операторы рынка единодушны в мнении, что в ближайшее время надо ждать таких же масштабных слияний, которые ведут к созданию сильных брендов. Возможно, вторым станет «Натур продукт». Владелец этой сети Сергей Низовцев в интервью «Профилю» заявил, что сейчас его компания планирует аналогичную сделку. С кем именно намерен «пожениться» «Натур-продукт», г-н Низовцев пока не уточняет.

Другой лакомый кусок для сетевых аптечных холдингов, который они уже готовы проглотить — муниципальные аптеки. На сегодняшний день 35% российских аптек остаются в госсобственности. Самую крепкую оборону держит Красноярский край, где в госсекторе 63% аптек, а наиболее либеральным к рыночным реформам оказался Иркутск, где осталось всего 14% муниципальных аптек.

В Москве соотношение муниципалов и частников — 41:59, но в самое ближайшее время цифры могут резко измениться. Как рассказал Сергей Панкратов, исполнительный директор некоммерческой ассоциации аптечных учреждений «Союзфарма» (она объединяет 250 аптек), в нынешнем году в Москве пройдет эксперимент по продаже с аукциона самых убыточных из аптек, принадлежащих городу. Пока столичное правительство думает, сколько же аптек оно готово отпустить в свободное плавание, первая десятка частных холдингов замерла в ожидании. Регионы регионами, но ягоды на столичной поляне куда крупнее и слаще. Тем более что претенденты на богатый московский урожай есть и в Питере: сеть «Натур продукт», у которой в Москве сегодня всего 8 аптек, планирует в этом году увеличить их число до 25.

Муниципальная аптека люба-дорога частникам оттого, что располагается обычно в удобном месте, не требует больших инвестиций (как правило, нуждается только в косметическом ремонте), а уже через пару месяцев в разы увеличивает оборот. К тому же, превратив аптеку из муниципальной в частную, ее хозяева уже не испытывают необходимости платить сотрудникам «белые» зарплаты или содержать заведомо убыточный, но необходимый определенной категории покупателей рецептурно-производственный отдел. А если учесть, что «муниципальный» персонал, как правило, отличается еще советской закалкой и не в состоянии эффективно управлять бизнесом в новых условиях, нетрудно догадаться, что государственные аптеки постепенно превращаются для бюджета в тяжелый груз, который к тому же можно выгодно продать.

Дешево или сердито?

Все это, как прогнозируют крупные игроки аптечного рынка, приведет к тому, что через пару лет ни одной государственной аптеки в столице не останется, а аптечный рынок разделят между собой 10-15 сетей. Переход муниципальных аптечных учреждений в частные руки, по логике, должен неминуемо привести к росту цен. Но частники клянутся, что разговоры про дикую разницу цен — не более чем миф. Лариса Желткова, директор по маркетингу сети «Доктор Столетов» (44 аптеки), рассказала, что недавно, намереваясь открыть на юге Москвы несколько новых аптек, она решила провести мониторинг цен в предполагаемом районе строительства. Оказалось, что цены в муниципальных аптеках не ниже, а по многим позициям даже выше, чем у «Столетова». «У частных аптек цены достаточно конкурентоспособны, но среди старшего поколения закрепилось убеждение, что раз евроремонт — значит, дорого», — говорит Желткова.

В пользу этих рассуждений свидетельствует и то, что, в принципе, крупные аптечные сети должны нести меньшие издержки, а следовательно, в состоянии постепенно снижать цены на лекарства. Но, оказывается, пока они не видят в этом необходимости. Генеральный директор «36,6» Артем Бектемиров честно отвечает: «Если конкуренция заставит, мы можем снизить цены». — «А пока не заставляет?» — «К счастью, она пока не столь жестока».

Значит, до тех пор, пока конкуренция будет оставаться терпимой, аптечные короли намереваются держать такие цены, которые позволят им расширять свои владения. К тому же рост евро (а отечественный лекарственный рынок сильно завязан на Европу) не оставляет надежд на снижение цен.

Как рассказала коммерческий директор одной из ведущих дистрибьюторских сетей «Аптека-холдинг» Вера Пермикова, европейские производители с начала 2004 года подняли отпускные цены в среднем на 10%. Сейчас и у аптек, и у дистрибьюторов прошлогодние запасы подходят к концу, и через две-три недели покупатели получат сюрприз в виде надбавки в те же 10% почти на 500 наименований лекарств.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK