20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Как подсчитать откупные для бизнеса"

Архивная публикация 2005 года: "Как подсчитать откупные для бизнеса"

Все чаще в определенных кругах политической элиты России становится модным говорить о легитимации итогов приватизации в России путем в том числе… доплаты задним числом за приватизированное. Возможно ли «закрыть книгу приватизации»? «Профиль» представляет разные точки зрения на сей счет.На днях появился очередной доклад Совета по национальной стратегии «Государство и бизнес: союз за национальную модернизацию». Его эпиграф («К великой и справедливой России. России нужны созидательные, а не «либеральные» реформы; действующие институты, а не абстрактные догмы») говорит сам за себя. По сути, это довольно целостная дирижистская концепция, где государству отводится роль определяющая, однако в союзники к нему «допускается» национальный капитал. На правах, скорее, не «общественного договора», а младшего партнера с подавленной инициативой. В приложении к докладу руководитель Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий ОРЛОВ рассуждает о необходимости этой самой легитимации итогов приватизации как необходимом стартовом условии начала вышеописанной модернизации. Вот основные положения его доклада.

Все чаще в определенных кругах политической элиты России становится модным говорить о легитимации итогов приватизации в России путем в том числе… доплаты задним числом за приватизированное. Возможно ли «закрыть книгу приватизации»? «Профиль» представляет разные точки зрения на сей счет.На днях появился очередной доклад Совета по национальной стратегии «Государство и бизнес: союз за национальную модернизацию». Его эпиграф («К великой и справедливой России. России нужны созидательные, а не «либеральные» реформы; действующие институты, а не абстрактные догмы») говорит сам за себя. По сути, это довольно целостная дирижистская концепция, где государству отводится роль определяющая, однако в союзники к нему «допускается» национальный капитал. На правах, скорее, не «общественного договора», а младшего партнера с подавленной инициативой. В приложении к докладу руководитель Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий ОРЛОВ рассуждает о необходимости этой самой легитимации итогов приватизации как необходимом стартовом условии начала вышеописанной модернизации. Вот основные положения его доклада.

Десятилетний юбилей крупнейших приватизационных сделок (2005) — и рубеж для качественной оценки их эффективности, и окончание срока давности по правонарушениям... «Закрыть книгу приватизации» без легитимации крупнейших сделок, прежде всего заключенных в 1994—1997 годах, невозможно: отсутствует долговременная прочная основа для стабильных отношений собственности и экономического роста. Эффективный механизм легитимации итогов приватизации должен быть создан в процессе широкого национального диалога. Основой его должно стать признание незыблемости института законно приобретенной собственности, закрепленное статьей 35 Конституции РФ. У большей части экспертного сообщества существует консенсус по поводу легитимации. Это не означает единства подходов в выборе механизма этого процесса. Этот механизм еще, по существу, не разрабатывался. Мы предлагаем «пошаговый» вариант.

Главное правовое основание процесса легитимации — статья 301 Гражданского кодекса (ГК) РФ, в соответствии с которой «каждый законный собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного завладения». На основании статьи 301 ГК РФ государство может в судебном порядке поставить вопрос о соблюдении его прав как собственника в ходе проведения залоговых аукционов и других сделок по приватизации государственного имущества.

Доказанное необоснованное занижение цены или невыполнение условий инвестиционного конкурса со всей очевидностью влечет за собой выплату компенсаций в федеральный бюджет, доказанная притворность (недействительность) аукциона или инвестконкурса — отмену сделки с возвращением незаконно присвоенного имущества в собственность государства в лице ФАУФИ. По данным Счетной палаты (СП), из двенадцати залоговых аукционов 1995— 1996 годов в восьми сумма кредита, выделявшегося частными компаниями под залог госпакетов акций крупнейших компаний, превысила начальную цену лишь символически. А проведенный СП анализ состава участников и гарантов залоговых аукционов свидетельствует: в большинстве случаев или участники аукциона имели одного и того же гаранта, или один из участников являлся гарантом остальных, или участники были гарантами друг друга. Это противоречит действовавшему на момент проведения аукционов законодательству.

Судебные процессы государства против компаний, незаконно получивших госпакеты в залог или в собственность, могут использоваться, но не могут быть основой этого механизма. Необходим широкий содержательный диалог.

Процесс легитимации может занять от 3—4 лет до 10—12. Правовая база должна быть создана уже в 2005 году, а до конца 2006 года должны быть приняты все содержательные решения, определяющие механизм легитимации. Крупный бизнес должен быть привлечен к разработке нормативной базы легитимации. Необходимы регулярные акции в рамках диалога власти и бизнеса по разъяснению намерений власти, возможно, с участием президента. Судьба притворных сделок. Доказанная притворность аукциона или инвестиционного конкурса влечет за собой отмену сделки с возвращением незаконно присвоенного имущества в собственность государства. В отношении сделок, притворный характер совершения которых не вызывает у государства сомнений, может быть запущен механизм, предполагающий изъятие госсобственности из чужого незаконного завладения по ст. 301 ГК РФ. Главная проблема в том, что за время, прошедшее после залоговых аукционов и других сделок, госпакеты акций несколько раз меняли собственника. Нынешние собственники являются по преимуществу добросовестными приобретателями. Поэтому следствием судебных процессов (кроме тех случаев, в которых имущество удастся вернуть, — их можно оценить как маловероятные) должны стать мировые соглашения правительства с крупными компаниями, аналогичные тем, что могут заключаться при легитимации «компенсационных» сделок.

Как заключать мировые соглашения правительства по «компенсационным» сделкам. Доказанное необоснованное занижение цены или невыполнение условий инвестиционного конкурса влечет за собой выплату компенсаций в федеральный бюджет. Правительство в лице ФАУФИ должно быть готово к «компенсационным» судебным процессам с компаниями, получившими госсобственность, прежде всего в ходе залоговых аукционов 1995— 1996 годов. Конструктивным для власти и бизнеса было бы достижение мировых соглашений, в результате которых:

— большинство нынешних собственников признаются добросовестными приобретателями, а не структурами, незаконно присвоившими госсобственность и осуществлявшими вывод активов из-под налогообложения;

— собственники крупнейших компаний принимают необходимость определения и выплаты государству единовременного налога на непредвиденную прибыль и незаработанные доходы (условное название, аналогичное американскому и британскому windfall tax), закрепленного в соответствующем федеральном законе, и активно участвуют в разработке его механизма.

Ограничение права отчуждения в рамках судебных разбирательств. Начало судебных процессов создаст крупным компаниям две серьезные проблемы: отодвинется до решения суда срок исковой давности по правонарушениям в ходе приватизации; право отчуждения ряда компаний будет ограничено — до решения суда… В любом случае статус добросовестного приобретателя, заключившего мировое соглашение с правительством, будет предпочтительнее судебного разбирательства. Проведение оценки рыночной стоимости компаний. После признания нынешними собственниками необходимости легитимации создается специальный механизм оценки рыночной стоимости крупнейших компаний, не связанный с текущей капитализацией бизнесов. Оценку проводит крупная западная инвестиционная/аудиторская компания, отобранная ФАУФИ по условиям тендера.

Предлагается общая формула оценки приватизированных компаний, основанная на опыте Министерства финансов Великобритании 1997—2001 годов: S = (а1+а2+а3+а4)/4 х (p/e1+р/е2+р/е3+р/е4)/ 4, где S — рыночная стоимость компании, а1…а4 — чистая прибыль компании по МСФО за избранные 4 года до оценки, р/е1…р/е4 — price/earnings ratio (отношение капитализации к прибыли) за избранные 4 года до оценки. Таким образом, если среднегодовая чистая прибыль компании, например, за 1999—2002 годы составила $300 млн., а средний за 4 года коэффициент p/e ratio равен 8, то рыночная стоимость компании составит $2 млрд. 400 млн.

Параллельно с оценкой Федеральная налоговая служба проводит проверку уровня эффективной налоговой нагрузки и комплексную налоговую проверку. По ее итогам крупнейшим компаниям предъявляются налоговые претензии, которые согласуются с их менеджментом.

Для определения суммы единовременного налога на непредвиденную прибыль и незаработанные доходы, полученные в ходе приватизации, в соответствующем федеральном законе может быть использована следующая формула: S1 = S + N — S2, где S1 — сумма единовременного налога, S — рыночная стоимость компании, N — согласованные налоговые претензии, S2 — цена последней сделки, в соответствии с которой была продана компания.

Таким образом, при рыночной стоимости компании в $2 млрд. 400 млн., согласованных налоговых претензиях в $600 млн. и последней продажной цене в $400 млн. windfall tax составит $2 млрд. 600 млн. Единовременный налог корректируется в соответствии с налоговой дисциплиной и степенью социальной ответственности компании и может быть снижен по решению правительства до 50% от первоначальной суммы. Разовая выплата единовременного налога может быть затруднена. Поэтому компании под контролем государства могут разработать и осуществить эмиссию корпоративных долговых облигаций — например, на 10 лет с гарантированным купонным доходом. Большая часть доходов от облигаций поступает в специальный фонд, аналогичный Стабилизационному, и расходуется на крупные производственные и инфраструктурные проекты. Если размер прибыли компании не позволяет ей обслуживать облигационную схему, компания проводит дополнительную эмиссию акций и перечисляет полученные средства в федеральный бюджет.

После завершения расчетов компаний с федеральным бюджетом или утверждения долговременных долговых схем принимается федеральный закон об итогах приватизации в России, закрепляющий и окончательно легитимирующий права собственников. Одновременно объявляется амнистия лицам, совершившим правонарушения в процессе приватизации, кроме преступлений против личности.

Непосредственным и быстрым результатом реализации предлагаемого механизма становится создание «параллельного фондового рынка», капитализация которого может в 15—20 раз превысить масштабы основного. Долгосрочные и перспективные результаты также очевидны: окончательная легитимация итогов приватизации в России; формирование «прозрачной» структуры собственности в крупнейших компаниях; нормализация налоговой ситуации; резкий рост общественного доверия к власти, бизнесу, законодательству и правоприменительной практике; стимулирование притока инвестиций, в том числе прямых зарубежных; стимулирование роста ВВП — с 4-го по 9-й год реализации предлагаемой схемы экономический рост может составить, по нашей оценке, 9—11% в год.

СОВЕТ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».