Наверх
21 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Как тряхнуть стариной"

8 марта в Лондоне дом Christie’s устроит праздник для самых стильных женщин планеты: на аукционе 20th Century Fashion and Accessories будут продавать одежду стиля винтаж.   Термин vintage возник лет десять назад, но и сейчас остались люди, уверенные, что это дорогой second hand. На самом деле винтаж — нередко абсолютно новые вещи и аксессуары прошлого, но известных марок или эксклюзивного дизайна. Винтажная вещь — не просто старая, она образец стиля своего времени.

   Винтаж помогает помешавшимся на поисках индивидуальности актрисам и светским дамам найти решение вечной проблемы: как выглядеть актуально, носить вещи известного дома моды и не бояться при этом, что такие же наденет кто-то еще. На коллекции haute couture 10—70-летней давности первой обратила внимание актриса Джулия Робертс, которая в 2001 году появилась на церемонии вручения премии «Оскар» в платье от Valentino 70-х годов. И понеслось.

   И вот после пробного сентябрьского винтаж-аукциона 2004 года Christie’s, впечатлившись ажиотажем вокруг старомодной одежды, решил сделать такие торги регулярными.

   За раритетные платья, юбки, блузки и сумочки наверняка будут торговаться и знаменитости вроде преданных поклонниц винтажной одежды актрис Рене Зеллвегер, Лив Тайлор, Кэмерон Диас, Джуди Денч. А все потому, что в этот раз Christie’s выставил на продажу 200 лотов музейного качества за смешные деньги. Например, бело-черное шифоновое вечернее платье 1970-х от Ossie Clark выставлялось в Музее Виктории и Альберта (эстимейт $600—1000), а золотая шелковая туника начала ХХ века дома Fortuny ($8—11тыс.) могла принадлежать Айседоре Дункан. Вишневая сумка крокодиловой кожи Kelly Hermes (эстимейт $6—10 тыс.) сегодня более актуальна, чем сорок лет назад, как и шерстяное темно-синее пальто от Pierre Cardin, которое идет в паре с шелковым платьем 30-х годов (эстимейт $500—700) или двубортное кремовое пальто Christian Dior ($1,2—1,6 тыс.).

   Следуя моде на винтаж, многие дома моды даже сделали последние коллекции из настоящих старых тканей или искусственно состаренных, в стиле псевдовинтаж, когда отличить старое платье от нового под силу лишь специалистам.

   Историк моды Александр Васильев считает, что корни увлечения винтажем лежат в XVIII веке и прослеживаются через весь ХХ век. «Интерес к винтажу — это не кризис идей, а органичное явление. Люди всегда обращались к прошлому и брали различные идеи», — согласна с ним совладелица единственного специализированного бутика винтажной одежды в Москве Марина Лошак. Сегодня увлечение винтажем можно рассматривать как реакцию на засилье pret-a-porte и сокращение эксклюзивных коллекций haute couture. «Haute couture скоро вымрет как вид прикладного искусства, — поясняет Васильев. — Уже сегодня в Париже осталось лишь семь домов в синдикате высокой моды. Десять лет назад их было двадцать». Получается парадокс: высокая мода приходит из магазинов винтажной одежды, а новые коллекции теряют популярность.

Модное наследие
   Винтаж в основном дамское увлечение, и каждая женщина приходит к нему по-своему. Телеведущей Александре Вертинской понравилось наследство знаменитой бабки, когда она его примерила: «Первая вещь из прошлого, которую я стала носить на людях, был бабушкин (Лидия Владимировна, супруга Александра Вертинского. — «Профиль») черный костюм, который она носила еще в Шанхае, затем были ее восхитительные платья 20-х годов».

   Другой телеведущей, Тине Канделаки, повезло с родственниками мужа: «Бабушка моего супруга Андрея, Людмила, была первой красавицей Москвы и одевалась с европейским шиком. Мне от нее много чего перепало: шелковые рубашки Versace, сумочки, плиссированные юбки haute couture. Например, она мне подарила очаровательное платье в бледно-голубой цветочек, в котором на нее «запал» Микоян. Все думаю, куда бы его надеть». Галеристка Марина Лошак уверяет, что носила винтаж, еще когда не существовало и самого понятия: «С детства я поняла, что лучше чесучовых и крепдешиновых платьев 30—40-х годов, доставшихся от модницы-бабушки, мне все равно не найти, и еще в школе я комбинировала винтажную одежду с актуальной». А вот американский дизайнер ювелирных украшений Олеся Воронченко изменила свое отношение к одежде после знакомства с теоретиком стиля винтаж Тиффани Дубин. «C тех пор, как я встретилась с Тиффани, автором бестселлера Vintage Style: Buying and Wearing Classic Vintage Clothes, для меня самым большим удовольствием стало искать вещи на ярмарках-распродажах. К сожалению, вещи не всегда находятся в превосходном состоянии, иногда их приходится реставрировать». Сегодня в рядах отечественных поклонниц вещей «из бабушкиного сундука» супруга главы Минэкономразвития Германа Грефа Яна, супруга министра финансов Ирина Кудрина, жена экс-министра иностранных дел Елена Козырева, телеведущие Сати Спивакова и Юлия Бордовских, режиссер Рената Литвинова, актрисы Мария Шукшина и Ирина Гринева.

   Одна из самых преданных поклонниц стиля винтаж, сенатор Людмила Нарусова, так объясняет свою страсть: «Я принадлежу к тому поколению людей, когда достать вещь было проще, чем купить. Сейчас проблема совсем иного порядка — купить можно все, а вот сохранить свою индивидуальность гораздо сложнее. Кроме того, лично мне неприятно смотреть на женщину и точно знать, сколько стоит ее костюм, сумка или туфли. Винтаж — отличный выход. Ведь даже если эти вещи от Dior, Ives Saint Lauren или Chanel были серийными, то с годами они стали уникальными. Например, у меня есть фантастическая синяя вышитая бусинками английская сумочка, которую я ношу с современным костюмом Escada». Александра Вертинская добавляет: «Винтаж — это couture, ручная работа. Сейчас нет ни такого кроя, ни тканей. Это все настоящее. Не «под крокодила», а крокодил. Особенно мне нравятся вещи 20—30-х годов, да и послевоенный период не оставляет равнодушной». Бизнес-вумен Ольга Слуцкер тоже носит винтаж, чтобы подчеркнуть индивидуальность: «У меня есть фантастическое вечернее платье середины 20-х годов неизвестного происхождения и два очаровательных топа от Emilio Pucci 70-х годов. И ни у кого больше таких нет!» Олеся Воронченко советует: «Каждой женщине просто необходимо обзавестись одной-двумя вещицами винтаж. Вы будете вне конкуренции».

   Есть и другие мнения. Например, Евгения Метропольская, супруга известного ресторатора Андрея Делоса, хоть и владеет антикварным магазином, но вещами с чужого плеча брезгует: «Мне очень нравится эта одежда на других людях, но пока я не готова надевать старые вещи «близко к телу». Наверное, это предрассудок, тем более странный для хозяйки антикварной галереи. Но во мне сидит подспудное ощущение, что я надеваю секонд-хэнд. Зато винтажную бижутерию, подобную той, что Юбер де Живанши (Hubert de Givenchy) делал для Одри Хепберн, я надену с удовольствием». Телеведущая и автор книги об умении одеваться «Стильные штучки» Ксения Собчак признается, что тоже не купит старые платья и туфли — ей будет неприятна даже мысль, что их кто-то носил. «Я создаю коллекцию собственных винтажных вещей, которые не отдаю и не продаю. Например, у меня висит и ждет своего часа восхитительный расшитый пиджак, который в количестве десяти экземпляров сделал Фиби Фило для Chloe. Есть платье Chanel с ручной вышивкой трехлетней давности». Поклонники стиля винтаж не расстаются и с актуальной одеждой. «Из моего гардероба никогда не исчезают и не стареют вещи, приобретенные сегодня, — говорит Олеся Воронченко. — Chanel, Valentino, Hermes, Balenciaga через десятки лет заново обретут свою ценность и останутся на пике моды».

   Людмила Нарусова уверена, что молодые девушки просто не созрели для винтажных вещей: «Моя дочка Ксюша, большая модница, пока вкуса к винтажу не имеет и называет его антиквариатом. Но от сумочек или поясков пятидесятилетней давности не откажется. А ведь вся прелесть гардероба женщины заключается именно в аксессуарах. Хотя в России пока еще сильна магия брендов — люди готовы надеть вещь наизнанку, только чтобы все видели, что это Chanel».

Не русский размер
   Как ни странно, но винтажная одежда стоит не так дорого, как можно предположить, если это, конечно, не коллекционные вещи, принадлежавшие знаменитостям. Бывает, что совершенно новые винтажные платья или сумки (с соответствующими бирками), залежавшиеся на складе, будут стоить в несколько раз дешевле современных.

   Платье середины XX века можно купить всего за $150—200. Эксклюзивные экземпляры за $2 тыс. уже считаются дорогими. Правда, любые вещи, «засветившиеся» на аукционах ранга Christie’s, автоматически становятся в несколько раз дороже.

   В Москве мест, где можно прикупить такую одежду, немного: магазин Garderob, первый в столице бутик винтажной одежды Brocade, иногда попадаются вещи в галерее «Роза Азора». На барахолках тоже можно найти интересные экземпляры, но крайне редко. По словам Марины Лошак, наши соотечественники еще не успели насытиться брендовой одеждой класса люкс и «бума на винтаж в столице нет».

    За винтажем стоит отправляться за границу. Милые аксессуары можно поискать на блошиных и антикварных рынках, а также на многочисленных сейлах винтажной одежды. Ксения Собчак вспоминает, что ей посчастливилось на антикварном рынке в Майами купить «очень интересную бижутерию 40-х годов и крокодиловую сумку». Ольга Слуцкер на аналогичном рынке приобрела вечернюю шелковую расшитую бисером сумочку, «которая, как и все винтажные сумочки, просто палочка-выручалочка для светских вечеринок». Но на идеальное состояние вещей, приобретенных в таких местах, рассчитывать не приходится.

   Тем, кто привык выбирать лучшее из лучшего, стоит отправляться за покупками в центры старинной моды — Лондон, Париж и Нью-Йорк. В 2004 году известный парижский универмаг Bon Marche открыл целый этаж винтажа, а трехэтажный магазин Come On Eileen — любимое место Кайли Миноуг во французской столице.

   В Лондоне стоит заглянуть в Butler & Wilson, который специализируется на Dior, Chanel и Hermes начиная с 20-х годов. В чисто английском магазине Bertie Wooster можно найти слегка поношенные ботинки ручной работы, которые ничем не будут отличаться от обуви мистера Вустера из телесериала «Дживс и Вустер». И конечно же, нельзя пройти мимо лондонского бутика Steinberg & Tolkien, открытого внучкой знаменитого писателя Трейси Толкиен.

   Однако главные винтажные сокровища находятся в Нью-Йорке. Так, самая стильная героиня сериала «Секс в большом городе» Керри Брэдшоу практически в каждой серии появлялась в винтажном наряде. Ее потрясающее шелковое пальто с красными цветами принтом — ранний Calvin Klein. В Нью-Йорке вещи итальянских дизайнеров 50—80-х годов (в самой Италии винтаж не популярен) легко отыскать в Amarcord Vintage Fashion.

   Haute couture с шиком и историей продается на антикварных аукционах. В разное время с молотка ушли гардеробы Жаклин Кеннеди, принцессы Дианы, Одри Хепберн, Фрэнка Синатры, Рудольфа Нуриева, Коко Шанель. «Совсем недавно мне посчастливилось купить платье удивительной красоты от знаменитой Коко Шанель на ее выставке-продаже в Метрополитен Музее в Нью-Йорке», — вспоминает Олеся Воронченко. А Марина Лошак любит, когда ей дарят винтажные вещи. Дарить такую одежду можно без страха, что она будет плохо сидеть, поскольку это просто неизбежно. Фигуры современных дам сильно отличаются от фигур их бабушек: женщины стали намного выше и гораздо уже в бедрах и груди. Поэтому «исторические вещи» всегда нуждаются в переделке.

   Многие женщины, правда, замечают, что если мужчина оценил костюм Dior середины 60-х годов или послевоенное платье от Эльзы Скворелли, то он либо профессиональный дизайнер, либо гей. «Мужчины любят Cavalli, заявившего, что надо сделать женщин секси и одеть как проституток, — вздыхает Тина Канделаки. — Предложи им на выбор классику из коллекций Balenciaga, Dior, Chloe, они, как слепые мышата, на подсознательном уровне выберут именно Cavalli. И никакого винтажа».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK