Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Как у России появилась перспектива"

 В ГМИИ им. Пушкина 8 февраля открывается выставка «Россия — Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича». В соседстве с проходящей сейчас в Москве Биеннале современного искусства гмиишная выставка — как хорошее вино рядом с молодежным энергетическим напитком. Ее тема — поиск общих историко-художественных корней двух стран. Точкой отсчета предлагается взять искусство Византии — выставка и начинается произведениями византийских мастеров, а также итальянских и русских художников, испытавших византийское влияние. Из итальянцев в этом разделе — Дуччо и Джотто.

Затем следует период XV—XVI веков, который в Италии был временем Высокого Возрождения и расцвета всех наук. (Кстати, именно тогда в изобразительном искусстве возникла перспектива — как художественный прием.) Наиболее ярко Возрождение отразили в своих картинах мастера-философы — Мантенья, Пьеро делла Франческа, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Микеланджело. Тем временем русское искусство в стороне от европейской гуманистической традиции развивало и углубляло традицию византийскую. Поэтому наивысшим достижением того времени стали иконы Андрея Рублева и Дионисия. В начале XVIII века произошла «торжественная смычка»: российские мастера, пройдя путь от иконописцев до портретистов, попали в европейский, как сказали бы сейчас, мейнстрим. О чем свидетельствуют работы Дмитрия Левицкого, Федора Алексеева и других художников, многие из которых оттачивали мастерство под ласковым солнцем Тосканы или Умбрии.

С приходом эпохи романтизма русское искусство окончательно вышло на общеевропейскую арену, а в начале ХХ века наши художники «вырвались на передовую», что видно при сопоставлении их с итальянскими современниками. Картины Малевича и Баллы, Шагала и Модильяни, Северини и Ларионова, Татлина и Де Кирико не просто ведут диалог, но предрекают все драмы наступившего, ХХ века.

Чего добивался Березовский

ВМосковском международном доме музыки 11 февраля московский оркестр Pratum Integrum будет аккомпанировать нидерландской солистке Хелен МакДугал.

Pratum Integrum (в переводе с латыни — «некошеный луг») — молодой оркестр под управлением виолончелиста Павла Сербина. Оркестр «исторически достоверно» исполняет старинную музыку, в том числе и малоизвестную российскую XVIII века (Бортнянский, Березовский, Тиц), на котором ансамбль специализируется. Дело в том, что инструменты XVIII—XIX веков отличались от современных и по-иному звучали. Короче, совсем другую музыку писали старинные композиторы. Какую?

Предстоящее выступление уже вызвало определенный ажиотаж у поклонников, тем более что Хелен МакДугал, много лет выступающая со знаменитым «Оркестром XVIII века» под руководством Франса Брюггена, будет играть на валторне. Это капризный и сложный в обращении инструмент, в Москве валторну можно услышать довольно редко. А уж музыку современника Моцарта, Антонио Розетти (ок. 1750—1792 гг.), которую собирается исполнять голландка, и того реже. Уроженец Богемии Розетти был широко известен при королевских дворах Европы, работал в придворных капеллах Валлерштайна и Людвигслуста, считаясь одним из самых уважаемых композиторов своего времени. Кстати, настоящая фамилия композитора — Рёзлер, но он, следуя моде, слегка изменил ее на итальянский манер. «По духу это был композитор-мятежник, — считает художественный руководитель оркестра Pratum Integrum Павел Сербин. — Это ярчайший представитель Sturm und Drang’а («Буря и Натиск») — просто высший пилотаж». В России его произведения будут исполнены впервые. Розетти написал «Реквием» памяти Моцарта и дирижировал оркестром в Праге в 1791 году. Жить ему самому оставалось менее года. Продолжит музыкальную тему недели новый музыкальный фестиваль Crescendo. Он пройдет с 10 по 16 февраля в Консерватории, Международном доме музыки, Концертном зале им. П.И. Чайковского и на Новой сцене ГАБТ. Это смотр молодых музыкантов, победителей престижных мировых музыкальных конкурсов и не известных пока широкой российской аудитории. Не все же им работать на заграницу.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK