19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Как заложить коровку"

Архивная публикация 2006 года: "Как заложить коровку"

Экономисты со всего мира собрались в Москве, чтобы поделиться рецептами повышения финансовой грамотности населения. Российское правительство готово посвятить этой проблеме специальное заседание: слишком часто наши граждане становятся жертвами «разного рода проходимцев».«Вам ничего не известно, но вы человек упорный и хотите знать, что происходит в мире финансов. Вы хватаете какую-нибудь деловую газету в надежде что-нибудь понять, и на вас вываливается информация о 500 паевых инвестиционных фондах» — так описал проблему простого обывателя представитель правительства Индии Гиамо Бушан. В Индии дела с финансовым образованием обстоят не так уж плохо. Доля сбережений граждан в пересчете на ВВП составляет 29%. При этом индийцы предпочитают хранить деньги в золоте. Это предмет особых переживаний местных чиновников. «За последние 25 лет цена на золото выросла в 54 раза, а рынок акций вырос в 129 раз», — сетует на недальновидность сограждан Гиамо Бушан. «Простые люди не понимают финансовых вопросов», — согласен с коллегой Николас Бланшир, главный экономист Международного валютного фонда (МВФ). «Мы удивились, обнаружив, что у многих людей нет счета в банке», — поддержал разговор Дик Хеклингер, заместитель генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития.

Беседа проходила в Москве, на конференции «Повышение финансовой грамотности населения», проходившей на прошлой неделе в рамках завершения председательства РФ в «Большой восьмерке». В приветственном обращении к участникам российский вице-премьер Александр Жуков посетовал, что значительная часть населения не имеет базового финансового образования, и это «создает для людей опасность стать жертвой различных злоупотреблений». Г-н Жуков, правда, не уточнил, идет ли речь о финансовой безграмотности населения в мировом масштабе или дело касается только россиян. Тему злоупотреблений развил замминистра финансов Сергей Сторчак: «Мы столкнулись со строительством финансовых пирамид, когда сотни тысяч вкладчиков были обмануты разного рода проходимцами. Через 15 лет рыночных отношений, когда население, казалось, получило хороший урок, мы столкнулись с другой проблемой: нечестностью и воровством при инвестировании в жилищное строительство».

Наши граждане так и не решились доверить свои пенсионные накопления негосударственным пенсионным фондам из-за «отсутствия доверия к финансовой системе» и «недостатка финансовых знаний» и хранят деньги «под матрасами и в других заначках». Единственное, к чему россияне, по наблюдению замминистра, проявляют интерес, — это к бюджетному процессу и то лишь благодаря принципиальности министра финансов Алексея Кудрина относительно отдельных вопросов. Минфину даже удалось добиться от вице-премьера Жукова согласия на проведение заседания правительства, посвященного повышению финансовой грамотности населения.

«Ведущая роль в финансовом образовании должна принадлежать правительству», — поддержал оратора Николас Бланшир из МВФ. Впрочем, судя по цифрам, которые привел г-н Бланшир, в деле финансового образования граждан правительства явно недорабатывают. Так, о негосударственных пенсионных планах в Нидерландах не знает 64% населения, а в США — 33%. Представитель Федеральной резервной системы США Джин Хогарт, напротив, уверена, что обучать население финансовой грамоте — задача частного бизнеса: «Те, кто хочет помочь людям расстаться со своими деньгами, должны учить правильно это делать».

«Я вот никому не доверяю. Всегда смотрю рекламу и чувствую подвох», — заметил Карлос Гуевес, представитель Всемирного банка (ВБ).

По наблюдениям экспертов, на ниве финансового образования россиян сегодня трудятся главным образом управляющие компании, заинтересованные в популяризации паевых фондов, а также компании, предоставляющие возможность зарабатывать на финансовых рынках. Основной их метод — бесплатные обучающие семинары. Единицы банков и страховых компаний выпускают буклеты из серии «о финансах просто». Правда, главная их задача — популяризация собственных же продуктов. Но, по мнению Карлоса Гуевеса, населению нужно вовсе не это: «В некоторых странах народ так живет, что многим было бы интересно узнать, могут ли они коровку за деньги заложить. Но они и этого понять не могут, так как читают плохо». n

Экономисты со всего мира собрались в Москве, чтобы поделиться рецептами повышения финансовой грамотности населения. Российское правительство готово посвятить этой проблеме специальное заседание: слишком часто наши граждане становятся жертвами «разного рода проходимцев».«Вам ничего не известно, но вы человек упорный и хотите знать, что происходит в мире финансов. Вы хватаете какую-нибудь деловую газету в надежде что-нибудь понять, и на вас вываливается информация о 500 паевых инвестиционных фондах» — так описал проблему простого обывателя представитель правительства Индии Гиамо Бушан. В Индии дела с финансовым образованием обстоят не так уж плохо. Доля сбережений граждан в пересчете на ВВП составляет 29%. При этом индийцы предпочитают хранить деньги в золоте. Это предмет особых переживаний местных чиновников. «За последние 25 лет цена на золото выросла в 54 раза, а рынок акций вырос в 129 раз», — сетует на недальновидность сограждан Гиамо Бушан. «Простые люди не понимают финансовых вопросов», — согласен с коллегой Николас Бланшир, главный экономист Международного валютного фонда (МВФ). «Мы удивились, обнаружив, что у многих людей нет счета в банке», — поддержал разговор Дик Хеклингер, заместитель генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития.

Беседа проходила в Москве, на конференции «Повышение финансовой грамотности населения», проходившей на прошлой неделе в рамках завершения председательства РФ в «Большой восьмерке». В приветственном обращении к участникам российский вице-премьер Александр Жуков посетовал, что значительная часть населения не имеет базового финансового образования, и это «создает для людей опасность стать жертвой различных злоупотреблений». Г-н Жуков, правда, не уточнил, идет ли речь о финансовой безграмотности населения в мировом масштабе или дело касается только россиян. Тему злоупотреблений развил замминистра финансов Сергей Сторчак: «Мы столкнулись со строительством финансовых пирамид, когда сотни тысяч вкладчиков были обмануты разного рода проходимцами. Через 15 лет рыночных отношений, когда население, казалось, получило хороший урок, мы столкнулись с другой проблемой: нечестностью и воровством при инвестировании в жилищное строительство».

Наши граждане так и не решились доверить свои пенсионные накопления негосударственным пенсионным фондам из-за «отсутствия доверия к финансовой системе» и «недостатка финансовых знаний» и хранят деньги «под матрасами и в других заначках». Единственное, к чему россияне, по наблюдению замминистра, проявляют интерес, — это к бюджетному процессу и то лишь благодаря принципиальности министра финансов Алексея Кудрина относительно отдельных вопросов. Минфину даже удалось добиться от вице-премьера Жукова согласия на проведение заседания правительства, посвященного повышению финансовой грамотности населения.

«Ведущая роль в финансовом образовании должна принадлежать правительству», — поддержал оратора Николас Бланшир из МВФ. Впрочем, судя по цифрам, которые привел г-н Бланшир, в деле финансового образования граждан правительства явно недорабатывают. Так, о негосударственных пенсионных планах в Нидерландах не знает 64% населения, а в США — 33%. Представитель Федеральной резервной системы США Джин Хогарт, напротив, уверена, что обучать население финансовой грамоте — задача частного бизнеса: «Те, кто хочет помочь людям расстаться со своими деньгами, должны учить правильно это делать».

«Я вот никому не доверяю. Всегда смотрю рекламу и чувствую подвох», — заметил Карлос Гуевес, представитель Всемирного банка (ВБ).

По наблюдениям экспертов, на ниве финансового образования россиян сегодня трудятся главным образом управляющие компании, заинтересованные в популяризации паевых фондов, а также компании, предоставляющие возможность зарабатывать на финансовых рынках. Основной их метод — бесплатные обучающие семинары. Единицы банков и страховых компаний выпускают буклеты из серии «о финансах просто». Правда, главная их задача — популяризация собственных же продуктов. Но, по мнению Карлоса Гуевеса, населению нужно вовсе не это: «В некоторых странах народ так живет, что многим было бы интересно узнать, могут ли они коровку за деньги заложить. Но они и этого понять не могут, так как читают плохо». n

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».